Виды, принципы и цели налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты налогового планирования на предприятии, а также предложить пути оптимизации налогообложения посредством системы налогового планирования.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты налогового планирования предприятий 3
1.1 Сущность налогового планирования, цели и задачи 4
1.2 Виды налогового планирования 7
1.3 Принципы налогового планирования 10
1.4 Процесс налогового планирования 15
Заключение 19
Список используемых материалов

Работа содержит 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 39.73 Кб (Скачать)

2. Принцип юридического  соответствия.

Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении  как отечественного, так и международного законодательства.

Этот принцип иногда еще  называют тактикой "наименьшего  сопротивления". Суть его заключается  в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам и т. д. Что же касается вопросов, неурегулированных законами ("пробелов"), то в один прекрасный день такие пропуски могут быть "заполнены" законодателем и не всегда так, как хотелось бы предпринимателям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа 1.

3. Принцип конфиденциальности.

Доступ к информации о  фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально  ограничен.

На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители  и структурные единицы, участвующие  в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие  планы с использованием средств  личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.).

4. Принцип подконтрольности.

Достижение желаемых результатов  от использования схемы оптимизации  налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования  реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах. Соблюдение принципа конфиденциальности "таит" в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Так, например, если предприниматель с целью  пополнения собственных оборотных  средств вносит денежные средства (в  виде займа или увеличения уставного  фонда) через "доверенное" лицо, то однажды он может получить требование о возврате своих "кровных". Избежать такой ситуации можно, оформив заблаговременно  в единственном экземпляре документы, подтверждающие возврат полученной суммы и т. д.

Одной из особенностей большинства  структур по оптимизации налогов  является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Так, например, в официальном соглашении могут быть указаны определенные финансовые санкции, применение которых будет происходить в случае неподписания формального акта выполненных работ или при отсутствии документов о приемке товаров и т. д. То же самое может быть использовано и при заключении трудовых соглашений с оформлением различных подписок о неразглашении и пр. Целесообразно также некоторые договора и другие юридические документы оформлять в единственном экземпляре.

Наиболее "тонким" остается момент рационального соотношения  в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных  направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.

5. Принцип допустимого  сочетания формы и содержания.

Если действительность немного  приукрашивается, то делать это желательно не доводя до абсурда. Известны случаи, когда предприятия, не имеющие на балансе или в аренде никаких  основных фондов и содержащие в штате  только директора, оказывали и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики часто  не интересуются наличием у исполнителя  достаточной материально-технической  базы для исполнения подписанного соглашения.

Синхронизация юридических  и фактических действий важна  не только для обеспечения защиты от "недобросовестных" участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для "отражения" возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.

6. Принцип нейтралитета.

Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих  налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых  контрагентов.

Данный принцип можно  также назвать принципом взаимовыгодного  сотрудничества. Некоторые налоговые  платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений  приводит к уменьшению платежей у  другого и наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента  ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует  принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

Один из вариантов: покупатель делает предоплату на расчетный счет поставщика в последний день месяца, а банк поставщика по договоренности с ним изыскивает возможность  не зачислять данную оплату на счет в тот же день. В такой ситуации поставщик имеет право отказать покупателю в выдаче налоговой накладной  и получает отсрочку в оплате налога в один месяц. Известны также случаи, когда покупатель в последний  день месяца списывает все свои средства на счет поставщика под видом предоплаты, а после получения документов, подтверждающих право на уменьшение своих налоговых обязательств, требует вернуть "ошибочно" перечисленные средства. Для подобных целей некоторые предприятия даже специально берут в банке кредит. Во всех подобных ситуациях решение собственных налоговых "проблем" происходит за счет третьих лиц, что чревато, во-первых, потерей доверия со стороны партнеров, прекращением договорных отношений, а во-вторых, отказом контрагента исполнять свои обязательства с последующими судебными разбирательствами.

7. Принцип диверсификации.

Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической  деятельности, связанный с движением  и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию  различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения  в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с  последними изменениями в уголовном  законодательстве, юридические последствия  от развития событий по пессимистическому  сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.

8. Принцип автономности.

Действия по оптимизации  налогообложения должны как можно  меньше зависеть от внешних участников.

Принципы 3 и 4 во многом являются производными от данного принципа, но имеют свою особую сферу применения, т. к. конфиденциальность и подконтрольность не синонимичны понятию автономности, а могут только рассматриваться  как ее отдельные компоненты. На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов.

1.4 Процесс налогового  планирования

налоговый планирование финансовый затрата

Процесс налогового планирования на предприятии, по утверждению А.Р.Горбунова, можно разбить на несколько этапов [7, c.68].

1. Принятие решения. На  основе подготовленной информации  первый руководитель или его  заместители осуществляют акт  решения;

2. Подготовка решения.  Комплексная подготовка решения  с привлечением указанных в  матрице подразделений или должностных  лиц;

3. Участие в подготовке  решения, заключающегося в подготовке  отдельных вопросов или информации  по поручению подразделений или  должностного лица, ответственного  за подготовку решения;

4. Обязательное согласование  на стадии подготовки решения  или его принятия;

5. Исполнение решения;

6. Контроль исполнения  решения.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям  структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические  ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий  по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической  базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием  налоговых платежей; вторая часть  создается специально в целях  функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации  налогового планирования формируется  исходя из потребностей в осуществлении  мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия  должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый  план предприятия должен иметь следующие  разделы:

1. Календарь налогоплательщика  по каждому налогу;

2. Перечень мероприятий  по оптимизации налоговых потоков,  временные параметры реализации  оптимизационных мероприятий, ответственные  исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных  мероприятий;

3. График налоговых выплат  с учетом применения мероприятий  по оптимизации налогового портфеля  и налоговых льгот по конкретным  налогам;

4. График повышения квалификации  специалистов налоговой сферы  и др.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии  является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической  информации, внесению изменений в  справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых  данных. Данная работа состоит, во-первых, в сборе и обработке практического опыта по внедрению тех или иных мероприятий по налоговой оптимизации, формированию банка статей и научных работ по заданной тематике, во-вторых, в анализе с помощью средств вычислительной техники основных индикаторов налогового планирования и принятии на основе этого анализа заключений по формам и методам реформирования системы планирования налоговых отчислений; и, в-третьих, в обработке статистической налоговой информации с использованием прикладных программных продуктов.

Таким образом, под налоговым  планированием понимает способы  выбора "оптимального" сочетания  построения правовых форм отношений  и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Основная задача налогового планирования – организация системы  налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.

 

Заключение

 

Налоговое планирование, с одной стороны, является подсистемой инвестиционного планирования, а с другой стороны — одним  из инструментов общего финансового  планирования, мониторинга и управления хозяйственной деятельностью субъекта предпринимательства. Под налоговым  планированием понимает способы  выбора "оптимального" сочетания  построения правовых форм отношений  и возможных вариантов их интерпретации  в рамках действующего налогового законодательства

Основная задача налогового планирования – организация системы  налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Для  оптимизации налоговых платежей необходим тщательный анализ различных  вариантов налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых материалов

 

  1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. ФЗ от ред. от 26.06.2008 №118-ФЗ).
  2. Налоговый Кодекс РФ (часть первая и вторая): По состоянию на 20 февраля 2010 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010.-569с.
  3. Агеева О.А. Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования// Налоговое планирование. - № 3. - 2008. - С. 5.
  4. Боброва А.В. Проблемы применения комплексных схем оптимизации налогов // Финансы и кредит. - 2008.- № 8. - С. 43-50.
  5. Воронина Н.В. Налоговое планирование в системе финансового менеджмента // Финансы и кредит. - 2009.- № 27. - С. 40-50.
  6. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. — М.: СО «Анкил», 2008. – 312 с.

t


Информация о работе Виды, принципы и цели налогового планирования