Влияние налоговой системы на развитие современного Российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:29, реферат

Описание работы

На сегодняшний день каждое государство, включая Россию, стремится к созданию развитой экономической системы, обеспечивающей интенсивное развитие и благоприятное существование общества. Для достижения этих целей государства укрепляют развитие своей внутренней системы, а также устанавливают и совершенствуют свои взаимоотношения с другими государствами, объединениями, мировыми сообществами, крупнейшими организациями мира.

Работа содержит 1 файл

Влияние налоговой системы на развитие современного Российского общества.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Дополнительным  аргументом в пользу установления таможенных пошлин на вывоз сырья является высокая  доля транспортно-торговой составляющей и экономии на энергетических издержках вследствие относительно низких внутренних цен на энергоносители в доходах от экспорта сырья. Транспортировка по суше на тысячи километров транспортоемких товаров возможна только в условиях заниженных внутренних цен на энергоносители и транспортные услуги. Поэтому таможенные пошлины на вывоз сырья должны включать составляющую, компенсирующую разницу между мировой и внутренней ценой энергоносителей, затраченных на их производство и транспортировку. Наряду с разницей между мировыми и внутренними ценами на энергоносители ориентиром при установлении экспортного тарифа может служить разница между обменным курсом и паритетом национальной валюты. Изъятие рентного дохода со всех экспортных потоков, в скрытой форме вывозящих энергию, позволит прекратить неэффективный экспорт невоспроизводимых природных ресурсов и обеспечитъ энергоснабжение экономики и граждан по экономически и социально обоснованным ценам, а также существенно увеличить доходы бюджета. 

В настоящее  же время экспортные пошлины снижаются. Так в период с сентября 2001г. экспортная пошлина на нефть снизилась с 30,5 евро за тонну (около 6,25 баррелей) до 9,2$ (приблизительно 5% от стоимости) за тонну, а на газ - с 10% от таможенной стоимости до 5%. Это приводит к массовому вывозу из страны энергоносителей и нежеланию поставлять их по сниженным ценам на внутренний рынок. Экспорт энергоносителей все время увеличивается, а внутреннее использование снижается и все время дорожает. Отсюда и следует увеличение цен, что снижает уровень жизни населения. Еще одним следствием является все больший уклон в сторону добывающей промышленности, так как перерабатывать энергоносители не так выгодно как экспортировать их в виде сырья. Экспорт нефти составляет сейчас порядка 1 млрд. баррелей в год, экспорт газа порядка 130 млрд. кубометров (Газпром) Следовательно, исходя из вышесказанного, принимаемые законы стимулируют развитие государства как сырьевого придатка с бедным населением и ограниченным бюджетом. 

Серьезным недостатком  действующей налоговой системы остается фактическое стимулирование утечки капитала, в том числе в форме экспорта товаров без его оплаты. Использование для изъятия внешнеторговой ренты экспортных пошлин, а также учета всей отгруженной на экспорт продукции при определении налогооблагаемой прибыли позволит не только снизить утечку капитала, но и увеличить бюджетные доходы на более чем 10 млрд. долл. в год. На такую же величину можно снизить налоги на фонд оплаты труда. Наряду с использованием метода начислений при учете реализованной продукции, отказом от использования неденежных форм расчетов за реализованную продукцию, позволило бы восстановить безналично-денежный оборот, легализовать доходы предприятий и граждан, сократить неформальный (практически безналоговый) импорт товаров. Тем самым значительно ускорился бы выход экономики Российской Федерации из экономического кризиса, т.к. импортные товары будут облагаться налогами и не смогут настолько сильно конкурировать по цене с отечественными товарами. Сейчас в бюджет от таможенных пошлин поступает около 11 млрд. $ (ввозные 4 млрд. вывозные 7 млрд.). Объем экспорта же в 2001г. составил 102,9 млрд., а импорта 52,9. Т.е. пошлины составляют порядка 5%, от официально зарегистрированного оборота. А так как Россия ведет в основном экспорт сырья, то такая ставка налоговых пошлин может расцениваться как низкая. 

Таким образом, налоговая система Российской Федерации  нуждается в существенном снижении налогового бремени на оплату труда  при одновременном усилении значения рентных налогов, их фискальной и регулирующей роли. Расчеты, выполненные как в российских, так и в зарубежных исследовательских институтах, свидетельствуют о существенных различиях в темпах экономического роста в зависимости от выбора той или иной налоговой системы. Максимальные темпы экономического роста достигаются при формировании доходной части бюджета за счет налогообложения рентных доходов, в то время как налоги на оплату труда, добавленную стоимостъ, прибыль ухудшают условия экономического роста, снижая стимулы трудовой и предпринимательской деятельности, угнетая факторы производства.  

Согласно расчетам, выполненным в ряде ведущих исследовательских  институтах России, США и Великобритании, переход к налоговой системе, основанной па налогообложении рентных  доходов от использования природных ресурсов, позволит к 2006 году добиться увеличения чистого валового продукта России более, чем на 70% к уровню 1999 года за счет роста трудовой и предпринимательской активности вследствие снятия налогового бремени на труд и капитал. При этом, согласно тем же расчетам, доходы государства увеличатся более чем на 80%. Таким образом, перенос тяжести налогообложения с объема производства, оплаты труда, добавленной стоимости и прибыли на рентные доходы от использования природных ресурсов позволяет увеличить темпы экономического роста не менее, чем вдвое по сравнению с темпами, прогнозируемыми при сохранении существующей в Российской Федерации налоговой системы и обеспечить одновременно более справедливое распределение доходов и кардинальное повышение эффективности экономики (3). 

Предложения по налогообложению природных ресурсов, представленные Министерством финансов Российской Федерации и Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации, не учитывают  международный опыт организации изъятия природной ренты в доходы государственного бюджета, а также рекомендации по рациональному налогообложению природных ресурсов. Вместо налогообложения потенциальной сверхприбыли у пользователей недр, составляющей природную ренту, в проекте Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации предлагается осуществлять налогообложение результатов производства, которое повлечет подавление экономической активности в добывающей промышленности при сохранении собственно природной ренты у пользователей природных ресурсов, принадлежащих всему обществу. При этом по-прежнему будет стимулироваться сокрытие доходов от добычи и экспорта сырья и завышение затрат. Методика же определения рыночных цен на добываемые углеводороды, отличных от трансфертных цен, используемых корпорациями для сокращения налоговых платежей, до сих пор не разработана.  

В качестве важнейшего направления дальнейшего реформирования налоговой системы необходимо признать кардинальное повышение значения налогообложения природной ренты в структуре государственных доходов при адекватном сокращении налогового бремени на оплату труда российских граждан и результаты производства. При этом соответствующие положения налогового законодательства должны исходить из налогообложения потенциальной сверхприбыли от использования месторождений полезных ископаемых и других уникальных природных ресурсов, а не фактических, зачастую заниженных доходов природопользователей. 

Необходимо создать дифференцированный подход к налогообложению рентных доходов в зависимости оттого, поставляются ли соответствующие сырьевые товары на экспорт или внутренний рынок. Исчисление подлежащих налогообложению рентных доходов, следует проводить исходя из цен внутреннего рынка с изъятием дополнительной сверхприбыли, образующейся при экспорте природных ресурсов в доход государственного бюджета посредством экспортных пошлин, которые должны исчисляться исходя из разницы между ценами внешнего или внутреннего рынка и с учетом разницы между обменным курсом и паритетом рубля к доллару. 

Наряду с налогообложением рентных доходов, образующихся при  производстве полезных ископаемых и  экспорте сырьевых товаров, в доход  государства должна изыматься природная  рента, образующаяся при использовании других невоспроизводимых природных ресурсов. В частности, бюджетные доходы могут быть существенно увеличены за счет платежей за загрязнение окружающей среды (использование ассимиляционного ресурса), использование радиочастот в коммерческих целях, платежей за землю в населенных пунктах, платежей за использование объективно ограниченных водных и лесных биоресурсов. Сейчас же эти сборы просто мизерны. 

За счет кардинального  увеличения объема и доли рентных  доходов в государственном бюджете  возможно существенное смягчение бюджетного кризиса, а также кардинальное сокращение снижение налогового бремени на оплату труда российских граждан, добавленную стоимость, освобождение от налогов инвестируемой части прибыли. 

Выше изложены возможные пути создания справедливой системы налогообложения, которая будет способствовать быстрому развитию экономики страны и увеличению благосостояния как населения, так и государства. 

На данный же момент реформа налогообложения  идет по ложному пути. Увеличиваются  поступления от налогообложения трудовой и предпринимательской деятельности, хотя вроде декларируется, что налоговое бремя будет снижаться (но этого пока недостаточно), и при этом снижаются экспортные пошлины на природные ресурсы. То есть в Российской Федерации сформировалась и продолжает формироваться система налогообложения диаметрально противоположная объективно необходимой системе.

Библиография 

1.            <Об итогах контрольной работы  МНС России и его территориальных  органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах в 2001г.>, Пресс-релиз к брифингу руководителя Департамента организации налогового контроля Сашичева Виктора Валентиновича  

2.            www.gazeta.ru/buznews.shtml?158235 

3.            Глазьев С.Ю. <Макроэкономическая  эффективность альтернативных налоговых систем и вопросы совершенствования налогового законодательства>, Рекомендации парламентских слушаний состоявшихся 23 апреля 2001 года. 

4.            Налоговый Кодекс РФ (в ред.  Федерального закона от 29.12.2001 N 190-ФЗ) www.nalog.ru 

5.            Новости РосБизнесКонсалтинг <Известия>: правительство разработало упрощенную  схему налогообложения малого  бизнеса, www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20020326085256.shtml 

6.            Приложение 4 к федеральному закону <О федеральном бюджете на 2002 год> Поступления доходов в федеральный бюджет в 2002г. http://www.budgetrf.ru/Publications/2002/Adoption/Federal/Npd/Budgetlaws/Budget/194fz30122001/194fz30122001030.htm

Информация о работе Влияние налоговой системы на развитие современного Российского общества