Возникновение налогов и развитие науки о налогах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:29, реферат

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Работа содержит 1 файл

Современная система налогообложения в Республике Беларусь.docx

— 24.23 Кб (Скачать)

Возникновение налогов  и развитие науки о налогах

 В современном цивилизованном  обществе налоги — основная  форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

 

 Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов  различных эпох. Ш. Монтескье (1698—  1755) с полным основанием полагал,  что ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им.

 

 На самых ранних  ступенях вместе с возникновением  государства начальной формой налогообложения стали приношения, что позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство трубопроводов, дорог и другие общественные цели. Старейшим источником государственных доходов являлись домены, или государственные имущества, существовавшие в форме собственности короля.

 

 Многие стороны современного  налогообложения зародились и  возникли в Древнем Риме. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, проведена оценка налогового потенциала с целью более справедливого распределения налогов. Государственные чиновники были наделены правом уменьшать налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Главным источником доходов служил поземельный налог. Облагалась налогом и другая собственность. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота и особый налог при торговле рабами. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства.

 

 В борьбе с сословиями  новой государственной власти  возник новый источник доходов — регалии, доходы казны, которые она брала в свое исключительное пользование, изъяв их из частного оборота, из сферы деятельности населения. В XVII веке насчитывалось до 400 различных регалий. Регалиями объявлялось то, что никому не принадлежало: найденные вещи и клады, выброшенные морем и не спасенные при кораблекрушении предметы. Отсюда вытекали крупнейшие регалии: горная, соляная, рыбной ловли, лесная, речная, морская и т. д., т. е. на недра земли, леса, моря, реки, крупнейшие озера, никому не принадлежащие.

 

 Россия в отношении  регалий не отставала от Европы. Здесь существовали регалии: горная, соляная, рыбной ловли, звериной  и птичьей ловли. При Петре  к регалиям прибавились табак, мед, деготь, рыбий жир, кости. С уменьшением количества государственных земель и лесов значение регалий пропало, а взамен их возникли пошлины и налоги.

 

 В Древней Греции  существовал поимущественный налог,  налог на иностранцев, экспортные  и импортные таможенные пошлины,  рыночные сборы и др. Все отрасли  хозяйства облагались налогом: ввоз и вывоз товаров, продажи, покупки, договоры, коммерческие сделки. Действовал налог на скот, постройку плотин, подушный налог.

 

 Для налогов при  феодализме характерна их бесчисленность, непомерная тяжесть, произвол  и субъективность взимания.

 

 С утверждением капиталистических  отношений потребность в налогах  не исчезает. Возникает новое качество налогов: отмена поголовных налогов, справедливость в обложении, недопустимость налоговых привилегий, учет видов налогов. Встала проблема платежеспособности, определяется понятие «необлагаемый минимум», устанавливаются налоги с прогрессивными ставками и т. д.

 

 В России Петр I для  содержания армии и флота резко  расширил объекты обложения и ввел 30 новых налогов (земельный, трубный, с печей, с варки пива, с помола на мельницах, по случаю рождения, свадьбы, смерти и т. д.). Была введена подушная подать. В это время была учреждена особая должность — прибыльщика, обязанностью которого было изобретение новых источников доходов казны.

 

 Во все эти времена  государство не имело теории  налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги. Отношение к налогам привлекает ученых и государственных деятелей. Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и философ Адам Смит. А. Смит указал на четыре признака налогообложения, составления и классификации:

 

 ■ равномерность (подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и си

 лам, т. е. соответственно  доходу, участвовать в содержании  правительства;

 

 ■ определенность, (налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. История показывает, что для экономически развитых стран правила налогообложения применяются достаточно редко — раз в 5—10 лет в законодательном порядке);

 

 ■ удобство (каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно

 быть удобнее платить  его);

 

 ■ дешевизна (каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа

 возможно меньше сверх  того, что он приносит казначейству  государства.

 

 Дж. С. Миль дополнил  систему А. Смита еще одним  общим принципом налогообложения — налог должен взиматься с доходов, а не с капитала. Чрезвычайно важно, чтобы налогообложение не наносило ущерба национальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала.

 

 Однако ни одна фискальная  система не в состоянии обеспечить  положение, при котором налоги  выплачивались бы только за  счет доходов, совершенно не  затрагивая капиталов. Все налоги, в определенном смысле, частично выплачиваются из капитала, а в бедной стране вообще невозможно ввести ни одного налога, который не сдерживал бы роста национального богатства.

 

 

Экономическая сущность налогов и их общая характеристика

 Налоги представляют  собой обязательные платежи, взимаемые  государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.

 

 

 Без налогов не обходится  ни одно государство. Они нужны  государству для того, чтобы формировать  государственный бюджет, из которого  затем финансируются расходы  на развитие хозяйства, социально-культурные  мероприятия, на содержание органов  управления, оборону страны и  другие затраты. Таким образом,  «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

 

 Налоги являются специфической  формой экономических отношений  государства с хозяйствующими  субъектами, с различными группами  населения и каждым членом  общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного государственного фонда финансовых ресурсов. Указанные отношения неравноправные, односторонние. В них государство является главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов — пассивные исполнители. Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (представляют часть национального дохода, принудительно изымаемого государством у предприятий и граждан), во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно).

 

 Взимание налогов производится  властью государства при наличии  соответствующего налогового законодательства, т. е. в форме правовых отношений.

 

 Сущность налогов наиболее  полно проявляется в их функциях. Налоги выполняют, как и финансы, две функции — распределительную и контрольную.

 

 Посредством распределительной  функции осуществляется формирование  доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанных с реализацией государством своих функций (хозяйственно-организаторской, социальной, обороны страны и др.). В процессе осуществления этой функции реализуется стимулирующее или сдерживающее (дестимулирующее) воздействие на производственную и непроизводственную сферу общества. Достигается это посредством введения соответствующих ставок и разных льгот, исключений, преференций.

 

 Путем контрольной  функции оценивается эффективность  каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику. Контрольная функция налогов проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции налогов находятся в тесной взаимосвязи и единстве, в конечном счете они определяют эффективность налоговых отношений.

 

 Сегодня налоги классифицируют  по многим признакам: методам  установления, органам власти, в  распоряжение которых они поступают;  видам плательщиков и др.

 

 По методу установления  налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают сумму доходов плательщика. К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара и увеличивающие ее размеры, а в конечном итоге уменьшающие доходы плательщиков. Они выражают прежде всего фискальные интересы государства. В последние годы наиболее распространенными видами косвенных налогов в республике были налоги с оборота, с продажи, на топливо, на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

 

 В зависимости от  органов власти, в распоряжение  которых поступают те или иные  налоги, различают общегосударственные,  или федеральные, и местные  налоги и сборы. К общегосударственным (федеральным) относятся налоги и сборы, имеющие в основном фискальное значение, поступающие в бюджет центрального (федерального) правительства. Они устанавливаются специальными декретами центральной законодательной власти.

 

 К местным налогам  относятся налоги и сборы, устанавливаемые  решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.

 

 Общегосударственные  налоги (это прежде всего налог на добавленную стоимость и акцизы) могут использоваться и для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, в этом случае они относятся к регулирующим доходам.

 

 В зависимости от  вида плательщиков налоги подразделяются  на налоги с хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций) и налоги с физических лиц. Если принять все налоги, поступающие в доход бюджета Республики Беларусь, за 100 %, то на долю налогов с первой группы плательщиков в 1992—1996 гг. приходилось более 90 %, а на долю налогов с физических лиц — менее 10 %.

 

 С понятием «налоги»  тесно связано понятие «налоговая  система». Налоговая система представляет собой со-вокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

 

 До 1992 г., т. е. до  распада СССР, в стране действовала  налоговая система, которая больше  соответствовала командно-административной  системе управления экономикой, жесткому государственному регулированию  цен. Одним из главных доходных  источников бюджета являлся налог  с оборота, который был ориентирован  на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. В связи с приобретением Республикой Беларусь экономической и политической самостоятельности, а также распадом СССР возникла необходимость создания собственной налоговой системы, учитывающей настоятельную потребность экономики в переходе к рыночным отношениям. Рядом законов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь в 1992— 1996 гг., в республике установлена новая налоговая система, включающая следующие виды общегосударственных налогов и сборов:

 

 а) налог на добавленную  стоимость (НДС);

 

 б) акцизы;

 

 в) налог на прибыль  и доходы;

 

 г) налог за пользование  природными ресурсами (экологический  налог);

 

 д) налог на недвижимость;

 

 е) таможенные экспортные  и импортные пошлины;

 

 ж) земельный налог  (плата за землю);

 

 з) сбор за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

 

 и) Чрезвычайный налог  для ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС; к) государственная пошлина;

 

 л) подоходный налог  с граждан. 

 

 

 

Современная система  налогообложения в Республике Беларусь

 Все перечисленные  выше платежи с хозяйствующих  субъектов можно условно классифицировать  на следующие три группы:

 

1) налоги, включаемые в  цену продукции и услуг; 

 

2) налоги, включаемые в  себестоимость продукции (работ  и услуг);

 

3) налоги, уплачиваемые из  прибыли (дохода).

 

 В первую группу  включаются такие платежи, как  акцизы, налог на добавленную  стоимость.

 

 Плательщиками акцизов  являются юридические лица (включая  предприятия с иностранными инвестициями  и иностранные юридические лица), филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, а также физические лица, реализующие произведенную ими продукцию (работы, услуги), ввозящие товары на территорию Республики Беларусь и реализующие ввезенные ими товары.

Информация о работе Возникновение налогов и развитие науки о налогах