Земельный налог в Российской федерации и оценка эффективности его применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование земельного налога и оценка эффективности его применения.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
Просмотреть проблемы налога и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………................…...…….... 03
ГЛАВА I. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ………………………………....…………………………….…………...…..…..05
1. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование
земельных отношений……………………….…..............................….05
2. Социально-экономическая сущность земельного налога……..…....12
ГЛАВА II. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ……..…...17
1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в
Российской Федерации…………..…..……………..…………………17
2. Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской
области.....................................................................................................21
ГЛАВА III. НОВЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………….…………………..........................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...…………....……….……………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………...………..34

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     Начиная с 1955 года, был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году Совет Министров СССР утвердил положение «О государственном контроле за использованием земель», возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

     В период с ноября 1989 г. По март 1990 г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы также предоставили право владения землей, включая наследуемое право работать на земле, но без прав купли-продажи и залога земли.

     С распадом Союза Советских Социалистических республик возникла необходимость разработки новых законодательных актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всего комплекса вопросов по созданию кадастра. Существующие законодательные акты, действующие на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающих при создании кадастра недвижимости. Перемены в жизни общества, вызванные перестройкой экономических отношений, появление частной собственности и других форм собственности, высветили ряд проблем в развитии городских территорий и использовании ресурсов, среди которых проблема городского кадастра является одной из актуальных.

     Правовой  основой изменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации  «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР и другие нормативные акты [22, с. 11].

     В 1997 году были продолжены работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В субъектах РФ были разработаны и утверждены региональные программы создания систем государственного земельного кадастра.

     В соответствии с федеральным законом  от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.

     Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   2. Социально-экономическая сущность земельного налога 
     

     В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Земельный налог можно определить следующим  образом:

    • Прямой
    • Местный
    • Общий
    • Количественный
    • Регулярный

     Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что  определяет прямой характер этого налога [4].

     Ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год [2].

     Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности  покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

     Он  выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной  строкой и используется исключительно  на:

     – финансирование мероприятий и компенсацию  затрат (по нормативу) землепользователя (в том числе по погашению ссуд) по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель;

     – инженерное и социальное благоустройство  территории.

     Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе [6, с. 75-79].

     Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком [10].

     Основными плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия «собственники земельных участков», землепользователи» и «землевладельцы» определены п. 3 ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, согласно которому собственники земельных участков – это лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

     К организациям в целях уплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также иностранные  юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическим лицам – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

     Объектом  обложения земельным налогом  являются земельный участок, части  земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности  на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование [1].

     Налоговой базой признается кадастровая стоимость  земельных участков по состоянию  на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.

     Налогоплательщики-организации  определяют налоговую базу самостоятельно по данным земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем  им на праве собственности или  праве постоянного (бессрочного) пользования.

     Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами. Ее размер уменьшается  на 10 000 руб. для следующих категорий налогоплательщиков:

    • Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена славы.
    • Инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности.
    • Инвалидов с детства.
    • Ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войн, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.
    • Физических лиц, подвергшихся воздействию радиации.

     Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы). В облагаемую налогом площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.

     Сумма налога рассчитывается по истечении  налогового периода как процентная доля налоговой базы: 

                        Нз = Бн*i/100,                                          (1) 

     где Нз – земельный налог, руб.

         Бн – налоговая база, руб.

         i – ставка налога, %  

     В течение года налогоплательщики  уплачивают авансовые платежи. Сумма  авансового платежа физического  лица исчисляется как произведение налоговой базы и не более 1/2 налоговой ставки в случае внесения одного авансового платежа и не более 1/3 – в случае внесения двух.

     Сумма налога к уплате в бюджет как разница  между суммой начисленного налога и  суммами авансовых платежей по налогу: 

     Нзу = Нз - Аз,                                                       (2) 

     где Нзу – сумма налога к уплате в бюджет

          Нз – сумма начисленного налога

          Аз – сумма авансовых платежей 

     Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей как 1/4 соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

     Налог уплачивается в сроки, установленные органами муниципальных образований [8, с 175-176].

     Что касается льгот по данному налогу, то льготы по земельному налогу, введенные  на всей территории Российской Федерации, установлены Законом РФ «О плате  за землю». Перечень льгот по земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12 этого закона. Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговым законодательством к числу местных налогов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе, руководствоваться ст. 13 и ст. 14 Закона РФ «О плате за землю», устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II.ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ

      1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации 
 

     Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения.

     В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ относительно невелика – от менее  одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов  соответствующего бюджета.

     Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 % [7].

     Так как земельный налог относится  к группе местных налогов и  сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации [12, с. 157]. 

     Таблица №1

     Налоговые доходы в бюджетной системе РФ по земельному налогу (данные на 1.10.2008г)

     Руб.

  Городских округов Муниципальных районов Городских и  сельских поселений ИТОГО
РФ 36790348470,79 5498627231,81 10484622834,1  52773598537
 
 
 
 
 
 
 

     Продолжение таблицы 

Центральный округ 7507974275,56 4259983927,04 2612088980,19 1430047183
Северо-Западный округ 1514631132,04 28902576,90 1083533334,16 2627067043
Южный округ 4607307972,73 17599650,71 325767045,44 7882774669
Приволжский округ 9352229558,50 114658150,16 1945233077,88 12444030787
Уральский округ 325629915,78 13463840,65 325629915,77 664723672,2
Сибирский округ 7392413182,93 24270863,24 1094881959,43 8511566006
Дальневосточный округ 1095681198,86 7836223,11 165388521,29 1268905943
ИТОГ 68586215707 10997252464 20969245668 100552713840,2

Информация о работе Земельный налог в Российской федерации и оценка эффективности его применения