Земельный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога. В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования: - определение понятия и функций земельного налога; - изучение правовой характеристики объекта земельного налога; - исследование основных элементов земельного налога; - разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Роль земельного налога в экономике страны…………………………6
Экономическая сущность земельного налога Российской Федерации………………………………………………………………….6
Основные элементы налогообложения………………………………...10
Порядок исчисления и уплаты налога…………………………………15
Глава 2. Анализ исчисления налога и авансовых платежей по налогу…….18
2.1. Выявление и анализ трудностей, возникающих при расчете земельного налога……………………………………………………………………………….18
2.2. Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в Российской Федерации…………………………………………………………….21
Глава 3. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге………………………………………...26
3.1 Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах……………………………26
3.2 Определение суммы налога по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований и повышение эффективности кадастровой оценки……………………………………………………………..27
3.3 Основные направления совершенствования земельного налога……………………………………………………………………………..29 Заключение…………………………………………………………………….…33
Список используемой литературы……………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Земельный налог.docx

— 61.04 Кб (Скачать)

  
Согласно НК РФ объектом налогообложения определены земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования (п.1 ст. 389 НК РФ)[5].  
На практике встречаются ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.  Однако глава 31 НК РФ не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.  
В сложившейся ситуации, по моему мнению, было бы целесообразно внести дополнения в главу 31 НК РФ положениями, определяющими порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований[6]. Периодическое проведение оценки кадастровой стоимости земли как основа земельного налога.  
В настоящее время государственный земельный кадастр охватывает  всю территорию страны и  содержит обязательные характеристики всех земельных участков. В целом действовавшая система обновления необходимых сведений о земле не обеспечивает их полноту и достоверность. В этой связи очень важно (жизненно важно для функционирования нового земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка) принятие решения на законодательном уровне об обязательной периодической оценке земли  (с целью поддержания налоговой базы в актуализированном состоянии) и порядке осуществления такой переоценки.  
Для дальнейшего совершенствования работы по обеспечению условий контроля полноты сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в целях наиболее полного и своевременного отражения сведений о земельных участках, требуется создание единой информационно-аналитической системы между территориальными органами Роснедвижимости и налоговыми органами, представительными органами муниципальных образований, а также Федеральной регистрационной службой РФ.  
В этой связи, необходимо на федеральном уровне разработать Порядок электронного обмена информацией между управлениями Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации и Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации с представительными органами муниципальных образований и территориальными органами Федеральной регистрационной службы РФ.  
Таким образом, для Федеральной налоговой службы России создание единой полноценной информационно-аналитической системы с одной стороны, будет препятствовать сокрытию объектов налогообложения, а с другой - предотвращать излишнее вмешательство государства в частные дела граждан, не вовлеченных в предпринимательскую деятельность. Соответственно для Роснедвижимости – одна из основных задач, решение которой позволит в полной мере выполнять свои обязательства по предоставлению государственных услуг в сфере своей деятельности и гражданам – эффективно использовать созданный информационный ресурс в интересах всего общества и отдельно взятого гражданина.

 

3.3. Основные направления  совершенствования земельного налога

Аграрная  реформа в нашей стране проводилась  при значительном сокращении старых форм  собственности и хозяйствования на земле относительно создания и  укрепления  новых. Вследствие этого пришла в упадок МТБ  сельского хозяйства, снизились капитальные вложения в сохранение плодородия почв. Структурный кризис радикального преобразования сельского хозяйства совпал с  кризисом сбыта части сельскохозяйственной продукции из-за ее не конкурентоспособности с импортным продовольствием.  Инфляционное падение доходов товаропроизводителей окончательно лишило их возможности поддерживать и умножать  производительную силу земли. Ее общая рентабельность упала. Развитие  аграрной реформы в России невозможно без совершенствования закона о плате  за землю, принятого в 1991 году.

В нынешней редакции закон  изобилует недостатками, например, недостаточный учет местоположения земель и наличие на них строений при определении земельного налога; полярность платежей, что вызывает необходимость выплаты дотаций  производителям, работающим в худших условиях и противоречат  требованиям перехода к рынку; централизация значительной части налога в федеральном бюджете, что не отражает природу земельного налога как местного;  порядок определения так называемой нормативной цены  земли игнорирует такие рыночные категории, как рента, ссудный процент, спрос, предложение и другие недостатки [20].

Земельные рентные платежи в том виде, в котором они существуют сейчас, не выполняют функции, возложенной на них при их введении. Они не способствуют выравниванию экономических условий производства, как это провозглашалось в законе. Кроме того, порядок исчисления земельных  рентных платежей носит во многом условный и субъективный характер.

В настоящее время многие авторы предлагают альтернативный построенному на рентной основе  земельному налогу принцип налогообложения стоимости (рыночной цены) всего недвижимого имущества юридических лиц. При этом «плата за землю» становится составной частью  налога на всю недвижимость. Налоговые поступления при таком  подходе не только используются на цели, связанные с решением земельных вопросов, но и направляются на различные местные нужды, прежде всего  на развитие социальной инфраструктуры данной  местности. Эта концепция налогообложения применяется во многих странах, в том числе в США, где каждый округ ежегодно  определяет какие средства необходимы  для развития объектов инфраструктуры и в какой мере их можно собрать за счет налога на недвижимость. Как правило, ставка налога составляет 1-2% от стоимости недвижимости (рыночной цены). Подобная  система налогообложения может успешно применяться в условиях экономической стабильности, низких темпов инфляции,  развитого рынка  недвижимости. В России, где такие предпосылки пока отсутствуют, применять концепцию налогообложения недвижимости в целом, включая земельный участок, в ближайшее  время вряд ли возможно. Конечно, можно использовать  некоторые ее элементы и постепенно  переходить к налогообложению недвижимости  по регионам страны, направляя 80-90% налоговых  поступлений на пополнение местных бюджетов и развитие необходимых всем землевладельцам и  землепользователям дорожной сети и социальной сферы. Новая система налогообложения потребует  оценки земли в стоимостном выражении, а  также коренного изменения бухгалтерского учета. По моему мнению, введение данной  системы  налогообложения в  настоящее время, при сложившейся  экономической ситуации и нехватке  денежных средств, для сельскохозяйственных предприятий пока нереально.

   На  мой взгляд, необходимо упорядочить существующую систему налогообложения земли на рентной основе. Нужно пересмотреть действующие ставки земельного налога в сторону увеличения и установить их в размере, соответствующем дифференциальной ренте I, связанной с плодородием и местоположением земель. Это будет способствовать  лучшему использованию земли.      

 Если земельный налог будет  больше, чем рента, следовательно,  у сельскохозяйственных  товаропроизводителей изымается и часть необходимой прибыли. Это приведет к ущемлению экономических интересов хозяйств, к подрыву стимулов устойчивого ведения расширенного воспроизводства. Если же земельный налог будет ниже, чем рента, то это будет сдерживать внедрение достижений НТП, способствовать снижению заинтересованности  производителей в сокращении издержек производства. То есть земельный налог должен быть установлен для всех сельхозпроизводителей и  ставки его должны в большей степени отражать именно величину дифференциальной ренты,  создаваемой в сельском хозяйстве.

  Для этого необходимо пересмотреть  многие положения действующих ныне Законов РФ  «О плате за землю».     

  Принципиальное  значение имеет распределение земельного налога между бюджетами разных уровней. Опыт многих стран свидетельствует  о том, что налог на недвижимость, включая земельные участки, является местным  налогом. Его ставки и направления использования налоговых поступлений определяются местными органами власти [21].     

Если  большая часть средств, изъятых  в качестве земельного налога, будет  оставаться в местном бюджете, то:

во-первых, рентные доходы будут способствовать стабилизации местных бюджетов, обеспечивать важную финансовую  опору для развития процессов самоуправления отдельных территорий;

во-вторых, поступление ренты  в региональные бюджеты даст возможность  определять обоснованный уровень земельного налога, поскольку на  местах рельефнее проявляются как существующие местные различия, так и потенциальная  потребность в средствах для  удовлетворения общественных нужд;

в-третьих, появится возможность расходовать их в рамках данного региона, то есть изъятие ренты будет осуществляться для  конкретных нужд этой местности.     

    Немаловажное  значение имеет определение сроков внесения платежей в бюджет. Платежи  должны взиматься в то время, когда плательщику  должно быть удобнее всего оплатить его.  Удобство это заключается в соответствии сроков взимания платежа с моментами наибольшей  наличности плательщика.     

По  моему мнению, платежи за землю  должны  взиматься в сроки, следующие  за реализацией сельхозпродукции земледелия –  в осенний период, но не позднее 1 декабря, т.е. пеня за несвоевременную уплату будет начисляться  с 1 декабря. В порядке совершенствования учета  земельного налога, я предлагаю автоматизировать участок учета по расчету с бюджетом. С переходом на комплексную механизацию и автоматизацию учета создается возможность получать необходимую информацию непосредственно на основе машинной обработки данных для первичных документов.  
 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование подтвердило, что развитие земельных отношений  – это перманентный процесс, связанный  с объективными изменениями производительных сил и производственных отношений  в обществе. Поэтому вполне закономерным является появление новых форм земельного налогообложения. Проблема состоит  лишь в том, чтобы эти формы  земельного налогообложения находили адекватное законодательное регулирование  представительными органами муниципальных  образований Российской Федерации. Наиболее важным аспектом в теории правового регулирования налогообложения земли является институт принципов. Принципы правового регулирования налоговых отношений имеют огромное значение как для государственных органов, принимающих тот или иной нормативный правовой акт, так и для налогоплательщиков, обязанных соблюдать нормы законодательства о налогах и сборах.

Можно сделать вывод о том, что  повышение доходов в бюджетной  сфере возможно в результате определения  оптимальных величин земельного налога. Другой возможный путь –  это придание официального статуса  земельным участкам, фактически используемым и выявленным в результате проведения инвентаризации земель.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Земельный кодекс РФ, Глава 10 Плата за землю и оценка земли ред. от 24.07.2007;
  2. Налоговый Кодекс РФ часть первая и вторая ред. от 17.05.2007;
  3. НКРФ Статья 119;
  4. НКРФ Статья 390 пункт 1;
  5. НКРФ 388;
  6. НКРФ 31;
  7. НК РФ Глава 10 Статья 389;
  8. НК РФ Статья 391 пункт 1;
  9. НКРФ Статья 8 часть 1;
  10. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // СЗ РФ. 2006. № 27;
  11. НК РФ Статья 396;
  12. Пансков В.Г. учебник для вузов «Налоги и налогообложения в РФ»; Москва 2004 г.; 
  13. Перцева Е.М. газета «Налоги» статья Земельный налог, 2006 г; 
  14. Камалова Е. газета «Финансовые известия» статья  от 2.08.2007 г.;
  15. Мамрукова О. И. учебник «Налоги и налогообложение»; Москва 2003 г.;
  16. Пепеляева С.Г. учебник «Налоговое право»; М.: Юрист, 2004 г.;
  17. Приказ МНС России от 02.09.2002 №БГ-3-23/470;
  18. Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»;
  19. Камалова Е.А. Земельный налог с поправками// Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. - №. 16;
  20. Голубева Н.В. «Об уплате земельного налога в 2009 году» //Российский налоговый курьер. 2009г. №18;
  21. Филина Ф.Н. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие» -М.: «ГроссМедиа», 2009.

Информация о работе Земельный налог