Финансовый контроль: формы, метод, органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Даже на этом примере  видно, что хозяйственные показатели нельзя рассматривать изолированно; все они связаны между собой, что не исключает возможности и необходимости их логического обособления в ходе анализа и при экономических расчётах. Весьма распространённым методически приёмом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, то есть, когда от остальных факторов аналитик отвлекается.

    1. Сущность, задачи и виды ревизии

Ревизия выступает одним  из важнейших методов финансового  контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций за отчётный период.

Слово «ревизия» от латинского revision, т.е. «пересмотр». Документальная ревизия представляет собой контрольное изучение ранее произведённых хозяйственных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности.

Ревизия по времени осуществления  относится к последующему контролю и проведению путём сплошной или  выборочной проверки совершённых хозяйственных  операций по данным первичных документов, записей в учётных регистрах  и отчётности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результаты производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (объединений), организаций и учреждений, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В ходе ревизии изучаются  все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что  не является обязательным, при осуществлении  других способов хозяйственного контроля.

В отличие от других способов хозяйственного контроля – ревизия  имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки  проведения, права и обязанности  лиц, проводящих ревизию и должностных  лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Следовательно, ревизия  – это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений), организаций и учреждений, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.

Основными задачами ревизии  являются: выявление хозяйственных  и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц; принятие мер по возмещению причинённого ущерба, как в процессе ревизии, так и после неё; выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.

В процессе ревизии фиксируются  только документально подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений; выявляются неиспользованные резервы эффективности производства; проверяется система обеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдения действующих стандартов по учёту и отчётности и т.д.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

Вневедомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля, наделённых контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчинённости.

Внутрихозяйственными являются ревизии, проводимые внутри предприятия (объединения). Они, как правило, контролируют деятельность входящих в состав предприятия (объединения) структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций – не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизии планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц,  виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

В зависимости от полноты  проверки деятельности предприятия ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.

Комплексными считаются ревизии, при которых проверяются все стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственная деятельность.

Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кроме бухгалтера – ревизора входят специалисты, знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учёту и финансам), при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексные ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями.

Тематическими считаются ревизии, проводимые в целях проверки состояния отдельных разделов (частей, участков экономической и социальной деятельности предприятий или организаций. Такие ревизии назначаются для детального изучения соответствующих тем (вопросов), разработок и конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия обеспечения сохранности и рационального использования материальных ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизия правильности образования и использования фондов специального назначения» и др.

В зависимости от полноты  проверки хозяйственных операций ревизии  классифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошных ревизиях проверяются за весь ревизионный период все без исключения хозяйственные операции, записи в учётных регистрах и отчётные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоёмкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления.

Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов не за весь ревизионный период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки времени внутри ревизионного периода.

Комбинированные ревизии сочетают выборочное  и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий проверяются выборочно, другие – сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами, все другие хозяйственные операции – выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах.

По результатам проведённой  ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятий и мобилизации внутрипроизводственных резервов.

 

  1. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Я, как было уже сказано  выше, отметила, что финансовый контроль подразделяется на несколько видов  по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и т.д. Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

    1. президентский;
    2. представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
    3. исполнительных органов власти;
    4. финансово-кредитных органов;
    5. ведомственный и внутрихозяйственный;
    6. общественный;
    7. аудиторский.

      Принцип  разделения власти, закреплённый  в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации предусматривает контроль финансовой деятельности органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.

    1. Финансовый контроль со стороны представительной власти

С этой целью созданы  соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и  Государственной Думы, Счётная палата РФ, контрольно-счётные палаты субъектов РФ.

 Начало такому контролю  было положено в 1992 году созданием  Контрольно-бюджетного комитета  при Верховном Совете РФ как  органа, не зависимого в своих  действиях ни от Правительства  РФ, ни от администрации Президента  РФ. В настоящее время основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету даёт заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  органов представительной власти принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года. Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счётной палаты РФ поставлены следующие задачи:

    • Организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
    • Подготовка положений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
    • Оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
    • Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
    • Финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
    • Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счётная палата обязана  также контролировать состояние  государственного внутреннего и  внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность  использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счётной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нём срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платёжных и расчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Информация о работе Финансовый контроль: формы, метод, органы