Государственная организация форма налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:15, доклад

Описание работы

По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Работа содержит 1 файл

На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение.docx

— 16.78 Кб (Скачать)

На самых ранних стадиях  государственной организации формой налогообложения можно считать  жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще  в Пятикнижии Моисея сказано: "... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит  Господу". Видно, что процентная ставка данного "налога" четко определена.

 По мере развития  государства возникла "светская" десятина, которая взималась в  пользу влиятельных князей наряду  с церковной десятиной. Данная  практика существовала в течение  многих столетий: от Древнего  Египта до средневековой Европы.В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

 

 Древний Рим. Великая  Империя, Его государственное  устройство стало образцом для  государств Европы, которые появились  гораздо позднее. Да и налоговая  система римлян послужила примером  для подражания. Такие понятия,  как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких  времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была  не очень сложной. В мирное  время налогов не существовало  вовсе, а расходы покрывались  путем сдачи в аренду общественных  земель. Государственный же аппарат  фактически содержал себя сам.  Избранные магистраты не только  исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные  нужды собственные средства, считая  это почетным. В военное время  граждане Рима облагались налогами  в соответствии со своим достатком,  для чего раз в пять лет  подавали избранным чиновникам-цензорам  заявление о своем имущественном  и семейном положении. На основании  этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций и определялась сумма налога (ценз).

 

 Римское государство  росло, постепенно превращаясь  в империю. Победоносные войны  позволяли присоединять к нему  все новые и новые земли,  получившие название провинций.  Усложнялась и налоговая система.  На завоеванных землях вводились  коммунальные (местные) налоги и  повинности, причем чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались. Римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. Но если в мирные времена они от государственных налогов освобождались, то коренные жители провинций таких "налоговых льгот" не имели, что служило символом их подчиненного положения, Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их "деятельность" было довольно сложно, а потому коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, Император Октавиан Август, создал в провинциях финансовые учреждения, которые контролировали налогообложение, провел переоценку налогового потенциала провинций, для чего был произведен обмер каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлены земельные кадастры и проведена перепись имущественного состояния граждан. Сбором налогов, главным из которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники. Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные. Так, к косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел целевое назначение - расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства, поскольку вносились деньгами. Чтобы эти деньги получить, населению приходилось производить излишки продукции на продажу, а это, в свою очередь, вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Современное европейское  государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., на заре Новой истории, однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. Не существовало крупного постоянного налога. Средства в казну поступали через систему налогов чрезвычайных, а их сбор находился в руках откупщиков, то есть дельцов, которые называли на торгах самую высокую цену за право сбора очередного налога и таким образом откупали его. Деньги поступали в государственную казну, а откупщик занимался сбором налогов, стараясь при этом получить максимальную прибыль за счет комиссионных. Надо ли говорить, к каким злоупотреблениям это приводило и насколько, мягко говоря, непопулярными личностями были откупщики у населения, если еще средневековый церковный деятель и философ Фома Аквинский называл налоги узаконенной формой грабежа.

 

 Достаточно рациональная  налоговая система возникла на  рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25%. Но тут опять наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство все сильнее нуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения, поскольку, по словам французского писателя и ученого, просветителя Шарля Луи Монтескье, ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Создателем такой теории считается видный шотландский экономист и ученый 18 в. Адам Смит. В противовес Фоме Аквинскому он утверждал, что налоги для налогоплательщика - признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита "Исследование о природе и причине богатства народов", увидевший свет в 1776 г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне:

 

Во все времена экономистов  занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или  же стимулировать предпринимательскую  деятельность и расширение налоговой  базы путем снижения налогов? Какой  путь вернее?

 

 Практика показала, что  реальное снижение налогов возможно  лишь в государстве с прочной  экономической базой. Только тогда  снижение ставки налогообложения  приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует  временное уменьшение налоговых  поступлений. На таком принципе  строят свою налоговую политику  ведущие страны мира. Суть налоговых  реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы нашего века, основывается  на ускорении накопления капитала  и стимулировании деловой активности. Снижаются ставки налога на  прибыль корпораций (в США с  46 до 34%, в Великобритании с 45 до 35%, в Японии с 42 до 40%). Кроме того, снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода. Но снижение прямых налогов компенсируется ростом косвенных - налога с продаж, налога на добавленную стоимость и ряда других. Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает. Однако специалисты этих великолепно отлаженных и бесперебойно действующих налоговых служб отдают должное своим российским коллегам, которым всего за шесть лет практически заново удалось создать действующую систему налогообложения.


Информация о работе Государственная организация форма налогообложения