История налогов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть эволюцию налоговой системы в России в период с XV по XVIII вв.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Рассмотреть зарождение налоговой системы в России.
Выявить развитие налоговой системы в период XV–XVIII вв.
Проанализировать налоговые реформы правителей XV–XVIII вв.

Работа содержит 1 файл

История налогов в России.docx

— 147.94 Кб (Скачать)

 

Реформа городского обложения

 

Ещё предшественниками Петра I была проведена финансовая реформа 1679-1681 годов, по которому плательщики-горожане были связаны круговой ответственностью за сбор налогов, а сам их сбор был  возложен на выборных из числа горожан. В 1681 году была проведена неудачная  попытка привлечь высшее московское купечество к ответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной тому было желание  московского правительства поручить сбор городских налогов гостям и  людям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор  своим имуществом.

Указом 1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на право городов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) и оброчные деньги выборными  земскими старостами, волостными судьями  и целовальниками, состоявшими в  земских избах, в обход воевод и приказных людей. Делалось это  для того, чтобы воеводы и приказные  люди не злоупотребляли своим положением и не занимались дополнительными  сборами с городского населения. Однако городское население, согласившееся  на введение новых учреждений, вынуждено  было платить государству окладные сборы в двойном размере. В  дальнейшем, увидя нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокими сборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявлена обязательной во всех городах.

Тогда же, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских  бурмистров, а таможенных и кабацких верных голов – в таможенных и  кабацких бурмистров. В Москве была учреждена Бурмистерская палата. С 17 ноября 1699 года она была переименована в Ратушу. Она состояла из выборных от московских купцов и была подчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистры всех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами и оброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых им таможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши были переведены все сборы, которые собирались с 1681 года. Учреждение Ратуши значительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна потеряла главный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся её деятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты. Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая – прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы с городов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и поручения управления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе. Другие приказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя и продолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов стало получать из Ратуши. Все эти преобразования, однако, не создали нового источника доходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сфере городского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступления прямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. Постепенно Ратуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий, оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых с каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения. Если раньше этим занимались воеводы и приказные люди, используя эти деньги в личных целях, то теперь ими стали земские бурмистры. Даже после введения прибыльщиков, которые должны были следить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.

 

Усиление  налогового гнёта

 

Петр I, ведя непрерывные войны  и проводя многочисленные реформы, нуждался в деньгах. И не малых! Меры по усилению доходов начали проводиться ещё в конце XVII века. Пётр I старался изымать с населения как можно больше налогов, чтобы пополнить казну, поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Приведём примеры некоторых налогов, принятых в годы правления Петра I.

Был введен «Бородовой знак», который представлял из себя металлический жетон, выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне – «Деньги взяты», на другой – «Борода – лишняя тягота». Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 рублей, Первостатейные купцы – 100 рублей. Рядовые торговцы – 60 рублей. Горожане – 30 рублей. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из города.

Россия всегда «славилась своими дорогами». Однако, ещё Петром I в. 1705 году было принято решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменялись каменными плитами в Кремле и Китай-городе, а остальная Москва мостилась мелким камнем. На все государство была наложена особая повинность: с дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). С первого десятка дворов брали один камень размером с аршин (71,12 см.), со второго – по два камня по пол-аршина, а с третьего – аршинный кубик мелкого камня размером не меньше гусиного яйца.

Не избежало этой повинности купечество и крестьяне (последние, приезжая в Москву для торгов, должны были привозить с собой по три камня с гусиное яйцо и песок). «С мира по камню – Москве мостовая».

Переписывали домашние бани: с боярских бань брался налог 3 рубля, с дворянских – 1 рубль, с крестьянских – 15 копеек. Придумывали новые налоги при Петре I специальные люди – «прибыльщики». С 1704 года были введены новые налоги: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный и т.д. В Башкирии «прибыльщики» взимали налоги и за глаза (за карие – 2 алтына или 6 копеек, за серые – 8 денег или 4 копейки). В конце своего царствования Петр I задумался – не перебрал ли он с налогами. И от количества перешел к качеству. Много мелких сборов он отменил, но в замен «дабы государство не оскудело» ввел подушную подать. С помещичьих крестьян брали 80 копеек с души в год, с посадских людей – 40 копеек. Интересно, что новую подать брали и с младенцев, и со столетних стариков.

Появились налоги на частную  рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Обложили особым сбором дубовые  колоды, которые шли на поделку  гробов, ввели обязательное использование  гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена  прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина. В общем было до 30 разных видов налогов.

 

Введение  подушной подати и её результаты

 

Лишь к концу своего царствования первый российский император  осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали  дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько  тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному  налогоплательщику на каждом шагу. И тогда Петр принял рискованное  решение. Царь задумал введение нового налога – подушной подати, просуществовавшей  в России вплоть до 1887 года. Первым шагом  налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне  имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать  одного солдата. Для определения  этого надо было разделить стоимость  содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года. Ревизии проводились регулярно  и занимали по нескольку лет. Поэтому  данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными. Цифра в пять миллионов  вызвала подозрение Петра. Все тогдашние  владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый  налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями  и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты  налогов. В ответ на это Петр повелел  провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» – подобие современных  выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с  таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата  приходилось по 35 с половиной  душ, а конного – по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек. Налоговая  повинность превратились в самое  мощное орудие контроля государства  над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати  – значит плати. Именно с этого  момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень  круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть  в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что  отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало  волну возмущений. Кроме этого  большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников. Первые рьяно пытались освободить своих  крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными  виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали  в карманах все тех же сборщиков  податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную  письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности  оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все  же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила  доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое  превосходил доход дефицитного 1710 года.

Подводя итоги этой главы, можно подчеркнуть стремление Петра I обеспечить армию необходимыми средствами, но в то же время нерациональность взимаемых налогов. В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие  аналогов в мире. Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это  выражение переродилось в понятие  налогового администрирования. Как  и в петровские времена, современные  налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет – видимо, петровские правила стали традицией.

 

Налоги  в годы правления Екатерины II

 

Российская императрица  Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют «золотым веком» Российской империи.

В период правления  Екатерины II (система финансового  управления продолжала совершенствоваться. В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов: 7 ноября 1775 г. – «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел». 24 октября 1780 г. – «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов». В следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взыскиванием недоимок, недоборов и начетов. Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась. В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы.

 

Изменения в налогообложении купечества

 

Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Екатерина 1 снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток – в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий – налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением  новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. Во время правления Екатерины II кардинальным изменениям подвергся порядок налогообложения купечества.

Купечество –  привилегированное сословие в России в XVIII – начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» – после  дворянства и духовенства. «Жалованная  грамота городам» 1785 года определила сословные права и привилегии купечества. Купечество было освобождено  от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Купцы имели право свободного передвижения – так называемая «паспортная  льгота». Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство. Сословный  статус купца определял имущественный  ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии, появился «гильдейский сбор». Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать  ежегодно гильдейский взнос в  размере 1% от общего капитала. Это затрудняло доступ в купечество представителям других слоев населения. За период с  начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70–80% относилось к третьей гильдии. Чтобы попасть  в третью гильдию, нужно было иметь капитал не менее 500 руб. Лица с меньшими капиталами считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1000 до 10 000 руб. купец входил во вторую гильдию, а купцы с большими капиталами – в первую. Причем о величине своего капитала каждый купец объявлял сам «по совести». Проверки имущества не проводились, доносы на его утайку не принимались. В первой половине XVIII века формировались торговые привилегии купечества. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, былопредписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамотой городам 1785 года.

До гильдейской реформы 1775 года в официальных документах посадских зачастую считали купечеством. Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и  т.д.

Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 году Правительствующий  Сенат издал указ о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами».

Информация о работе История налогов в России