Камеральная проверка и её последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть правовое регулирование проведения камеральных налоговых проверок.
Задачи: рассмотреть правовые основы проведения камеральных налоговых проверок и практику проведения камеральных налоговых проверок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 5
1.1 Понятие и признаки камеральной проверки 5
1.2 Цель и виды камеральной налоговой проверки 6
2 МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 9
2.1 Начало камеральной проверки 9
2.2 Порядок проведения камеральной проверки 9
2.3 Оформление результатов камеральной проверки 13
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа содержит 1 файл

курсовая!.docx

— 66.74 Кб (Скачать)

При необходимости  налогоплательщик вызывается для дачи пояснений на основании письменного  уведомления, у него истребуются дополнительные сведения, документы, для чего ему направляется требование.

В соответствии со ст. 93 Кодекса инспектор во время  проверки имеет право требовать  необходимые документы, а плательщик должен в течение десяти дней их представить.

Если при  камеральной проверке выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия, то об этом не позднее трех рабочих  дней сообщается налогоплательщику  с требованием внести исправления  в срок, не превышающий пяти рабочих  дней.

По окончании  камеральной проверки декларация подписывается  на титульном листе должностным  лицом, проводившим проверку, с указанием  даты ее проведения. Если декларация передана по каналам связи и при проверке установлено налоговое правонарушение, то декларация распечатывается и  также подписывается. По окончании  проверки декларации по налогу на доходы физических лиц - индивидуальных предпринимателей отделом камеральных проверок выписывается налоговое уведомление на уплату авансовых платежей и платежный  документ на уплату авансовых платежей.[11]

Если по результатам  проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие  о совершении налогового правонарушения, должностным лицом составляется докладная записка на имя руководителя налогового органа с предложениями  по привлечению к налоговой ответственности, отказу в привлечении к ответственности, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Не позднее  двухнедельного срока до окончания  срока проведения камеральной проверки докладная записка и материалы  проверки передаются в юридический  отдел для подготовки проекта  решения. Решение же выносится руководителем  налогового органа не позднее последнего дня срока, установленного для проведения камеральной проверки. В решении  налогового органа о привлечении  налогоплательщика к ответственности  содержатся обычно предложения по уплате сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, пеней, санкций.

Принятие  решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается  на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Для  получения разрешения налоговый  орган, проводящий проверку, не позднее  десяти дней срока до окончания установленного срока проверки направляет в вышестоящий  налоговый орган по электронной  почте соответствующее письмо.

Отдел камеральных  проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения  направляет его в отдел ввода  для отражения в РСБ налогов, пеней и санкций, а копии данных решений - в отдел урегулирования задолженности. На основании решения налогоплательщику в десятидневный срок направляется требование об уплате сумм налога, пеней, санкций. Это требование и копия решения вручаются налогоплательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней после их отправки.

При установлении фактов нарушения сроков представления  декларации, непредставления сведений, неисполнения банком решения о приостановлении  операций по счетам плательщика, грубого  нарушения правил ведения бухгалтерского учета отдел камеральных проверок составляет протокол об административном правонарушении и вызывает на основании письменного уведомления плательщика для ознакомления с протоколом. Протокол не позднее следующего дня после составления по реестру передается в юридический отдел.[8]

    1. Оформление  результатов камеральной проверки

 

Результатом камеральной проверки является один из следующих выводов налогового инспектора:

- налогоплательщик  допустил нарушения налогового  законодательства

или

- налогоплательщик  не допустил нарушений налогового  законодательства.

Если при  камеральной проверке налоговый  орган выявил факты нарушений  налогового законодательства, он должен оформить ее результаты. Для этого  по окончании проверки проводивший  ее налоговый инспектор должен составить  акт камеральной проверки.

Акт камеральной  проверки выполняет две функции:

- является  одним из документов, которые  в совокупности составляют материалы  камеральной проверки. На его основании руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки.

- информирует  о предварительных результатах  проверки налогоплательщика и  служит основой для составления  последним возражений.[12]

Требования  к составлению акта камеральной  проверки и его содержанию закреплены в ст. 100 НК РФ и Требованиях к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложение N 6 к Приказу).

Так, при составлении  акта проверяющие должны соблюдать  следующие правила:

- акт составляется  в двух экземплярах по утвержденной  форме и должен содержать установленные  Налоговым кодексом РФ сведения;

- акт подписывается  инспектором и проверенным налогоплательщиком  или его представителем;

- инспектор  должен составить акт в течение  10 рабочих дней со дня окончания  проверки, по итогам которой выявлены  нарушения;

- экземпляр  акта в течение пяти рабочих  дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.[2]

Содержание  акта камеральной проверки также  должно соответствовать определенным требованиям.

Однако согласно п. 4 ст. 100 НК РФ ФНС России вправе как утверждать форму акта камеральной проверки, так и устанавливать дополнительные обязательные требования к его содержанию. В соответствии с указанным положением Кодекса форма акта камеральной проверки, а также Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложения N N 5 и 6 к Приказу).

В соответствии с указанными выше нормами акт  камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

- вводной  части (общие положения);

- описательной  части (установленные факты);

- итоговой  части (выводы налоговых органов,  предложения по устранению выявленных  нарушений и ссылки на статьи  об ответственности за эти  правонарушения).[2]

К неотъемлемым частям акта следует отнести также  приложения к нему, оформляемые налоговым  органом.

Во вводной  части акта камеральной проверки налоговый орган должен указать:

1) сведения  об акте, в том числе его  номер, место и дату составления;

2) сведения  о проверяемом налогоплательщике,  в том числе его наименование (фамилию, имя, отчество), ИНН (КПП) и адрес;

3) сведения  о проверяющих, в том числе фамилию, имя, отчество, должность и классный чин проводящего проверку сотрудника налогового органа, а также наименование налогового органа, который он представляет;

4) сведения, отражающие  по первичной или уточненной  налоговой декларации (расчету), по  какому налогу и за какой  период проведена проверка. Здесь  же указывается дата представления  декларации (расчета) в налоговый  орган;

5) даты начала  и окончания проведения камеральной  проверки;

6) информацию  о том, что проверка проведена  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ и иными актами  законодательства о налогах и  сборах;

7) перечень  документов, на основании которых  проводилась проверка, в том числе  представленных налогоплательщиком  и имеющихся у налогового органа;

8) сведения  о мероприятиях налогового контроля, проведенных в ходе проверки. В качестве мероприятий налогового  контроля могут выступать затребование  пояснений от налогоплательщика,  истребование у него документов  и др.

При заполнении описательной части акта камеральной проверки уполномоченные лица налогового органа должны изложить документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства.

В частности, инспектор должен:

- указать  вид нарушения;

- описать  способ, период и другие обстоятельства  совершения нарушения;

- привести  расчеты сумм недоимки, указать  статью Налогового кодекса РФ, по которой он считает необходимым  квалифицировать выявленное нарушение;

- сослаться  на первичные документы и другие  доказательства совершения правонарушения.

Описание  фактов нарушения налогового законодательства должно содержать ссылки на заключения экспертов, протоколы допросов свидетелей и иные протоколы (в случае проведения этих дополнительных мероприятий налогового контроля).

Кроме того, в  данной части акта инспектор приводит все прочие сопутствующие обстоятельства, которые влияют на решение вопроса  о применении мер ответственности. В частности, указывается информация:

- о непредставленной отчетности;

- о нарушениях  при ведении бухгалтерского и  налогового учета;

- об обстоятельствах,  которые исключают привлечение  к ответственности.

В итоговой части  акта камеральной проверки налоговый орган должен указать:

1) выводы инспектора, а именно:

- сведения  о суммах выявленных недоимок  по налогу, о рассчитанном в  завышенном размере налоге с  разбивкой по налогам и периодам;

- сведения  о всех прочих нарушениях налогового законодательства, выявленных при проверке;

2) предложения  инспектора по устранению выявленных  нарушений и компенсации вреда,  который понес бюджет. А именно:

- уплата недоимки;

- уплата пеней;

- приведение  учета в соответствие с действующим  законодательством;

3) квалификация  выявленных нарушений в соответствии  с конкретными статьями Налогового  кодекса РФ, а именно:

- указание  на вид правонарушения и статью, которой предусмотрена ответственность  за данное нарушение;

4) количество  листов приложений;

5) указание  на то, что налогоплательщик вправе  представить возражения на акт  проверки.

Приложения  к акту проверки бывают двух видов. Одни из них оформляются по усмотрению инспектора, другие - в обязательном порядке.

1. По своему  усмотрению инспектор может оформить  приложения как дополнения (пояснения)  к тексту акта. В них, как  правило, отражаются:

- расчеты  количественного и суммового  расхождения между заявленными  налогоплательщиком и выявленными  в ходе проверки данными, которые  связаны с исчислением (перечислением,  удержанием и т.п.) налога, расчеты  пеней;

- приведенные  в табличной или другой удобной  форме данные о выявленных  массовых однородных нарушениях налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению и т.п.

Приложения  данной категории подписываются  проверяющим наряду с актом, на них  делается ссылка непосредственно из текста акта. Такие приложения являются неотъемлемой частью акта.

2. В обязательном  порядке налоговики должны приложить  к акту документы, подтверждающие  факты выявленных в ходе проверки  нарушений законодательства о  налогах и сборах. Это могут  быть:

- копии документов, которые являются доказательствами  нарушений, выявленных в ходе  камеральной проверки;

- другие материалы,  собранные при проверке (протоколы  допросов свидетелей, письменные  ответы контрагентов налогоплательщика  на запросы и т.п.).

Налоговый инспектор, который провел камеральную проверку и выявил нарушения налогового законодательства, в течение 10 дней после ее окончания  должен составить акт камеральной  налоговой проверки. Данный срок исчисляется  в рабочих днях.

Течение срока  начинается на следующий день после  окончания камеральной проверки.

Датой окончания  камеральной проверки следует считать  дату истечения трехмесячного срока  для ее проведения, исчисляемую со дня подачи налоговой декларации, либо дату фактического окончания проверки в пределах этого срока.

Оба экземпляра акта камеральной проверки подписывают  налоговый инспектор, который проводил проверку, и налогоплательщик, в  отношении которого она проводилась (его представитель).

Налогоплательщик  вправе отказаться от подписания акта (например, если не в состоянии на месте ознакомиться с ним из-за его большого объема или отсутствия у него необходимых знаний).

В этом случае инспектор укажет в своем экземпляре акта, что от подписи акта налогоплательщик отказался. Запись он заверит собственной  подписью.[14]

Срок для  подписания акта камеральной проверки законодательно не установлен. На практике подписание происходит одновременно с  вручением акта камеральной проверки.

Экземпляр акта камеральной проверки должен быть вручен проверенному налогоплательщику или  его представителю в течение  пяти рабочих дней с момента составления  акта. Течение срока начинается со дня, следующего за днем составления  акта.

Акт камеральной  проверки должен быть вручен налогоплательщику  или его представителю под  расписку о получении или иным способом, свидетельствующим о дате получения акта.

Как правило, в качестве расписки выступает запись о получении акта с указанием  даты на последней странице экземпляра акта, который остается на хранении в налоговой инспекции. Запись делается непосредственно под вашей подписью, свидетельствующей об ознакомлении с актом (или записью об отказе от подписания акта). Вы должны заверить эту запись своей подписью.

Иным способом вручения, который бы свидетельствовал о дате получения акта, может быть, к примеру, отправка акта по почте  заказным письмом с уведомлением о вручении или доставка акта курьером при условии вручения послания лично  налогоплательщику (его представителю).[1]

Образец акта камеральной  проверки в Приложении А

 

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

 

В настоящее  время главная задача контрольной  работы налоговых органов, на решение  которой направлены усилия ФНС России, – это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово – хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена несколькими обстоятельствами: во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля, а во-вторых, данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков (в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков).

Информация о работе Камеральная проверка и её последствия