Концепции и зарубежный опыт платежей за природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать платежи за природные ресурсы. Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:

- исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета;

- выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы;

- проанализировать динамика поступлений платежей за природные ресурсы;

- рассмотреть контроль налоговых органов за взиманием платежей за природные ресурсы;

- обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы;

- обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты платежей за природные ресурсы 5
1.1. Роль природоресурсных платежей в доходы бюджета 5
1.2. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы 8
2. Концепции и зарубежный опыт платежей за природные ресурсы. 11
2.1. О совершенствовании правового регулирования системы 11
платежей за пользование природными ресурсами 11
2.2. Обобщение зарубежного опыта платежей 21
за природные ресурсы 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Платежи за пользование природными ресурсами!!.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      Надлежит  определить наиболее значимые элементы системы природоресурсных платежей в целях обеспечения эколого-гуманитарных аспектов развития общества и уменьшения налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности.

      Например, введение в часть вторую НК РФ гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" повлекло за собой отмену платежей за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат.

      Это способствовало выявлению правовых особенностей налогообложения налогом  на добычу полезных ископаемых1 на федеральном уровне.

      Несмотря  на то, что налог на добычу полезных ископаемых - это специальный налог, направленный на изъятие природной ренты, образующейся при разработке месторождений полезных ископаемых, в настоящее время данный налог представляет собой некую разновидность акциза: он не дифференцирован по месторождениям, для всех нефтяных месторождений установлена единая ставка, что увеличивает налоговую

 

     1Ялбулганов А.А. Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах" – М.: Фонд «Правовая культура», 2000.

нагрузку  на нефтяной сектор. Соответственно, при  использовании налога на добычу полезных ископаемых может иметь место как неполное изъятие ренты (на "благополучных" месторождениях), так и изъятие части дохода, превышающего бухгалтерскую прибыль1.

      Кроме того, в соответствии с общей логикой  изменения межбюджетных отношений большая часть отчислений от указанного платежа будет поступать в пользу федерального бюджета в ущерб региональным бюджетам. Осталась нерешенной и наиболее важная проблема: рациональное использование собираемых средств для развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации и проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды.

      Рассмотрение  сущности отдельных видов природоресурсных платежей, в том числе решение  вопроса о наличии у некоторых  видов данных платежей неналогового статуса, даст возможность разработать четкие критерии, определяющие специфику их законодательного регулирования, и будет способствовать формированию единой судебно-арбитражной практики.

      В этих целях необходимо определить правовую природу тех видов платежей, принципы установления и взимания которых вызывают различные споры, а также выявить принципиальные расхождения относительно характера данных платежей в правоприменительной практике. Например, требует разрешения вопрос о правом статусе платы за загрязнение окружающей среды, поскольку внесение этой платы не связано с извлечением природного ресурса для использования в хозяйственной деятельности.

      Соответственно, указанную плату нельзя отнести  к сборам, так как сбор представляет собой единовременный платеж, а плата за загрязнение природной среды вносится ежеквартально в течение срока действия разрешения на сброс, выброс загрязняющих веществ, размещение отходов.

     1Колесник М. Текущее состояние и перспективы рентного налогообложения в России // Вопросы экономики, 2003, N 6. С. 42.

      Плата за пользование природными ресурсами  обладает признаками обязательности, индивидуальной безвозмездности и  отчуждается в пользу государства, однако, как указано в Определении  Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г., плата за загрязнение окружающей среды имеет ярко выраженный компенсационный характер, поскольку плательщики вправе загрязнять окружающую среду только в пределах установленных нормативов.

      Разумно вернуться к ранее существовавшей системе экологических целевых  бюджетных фондов, предоставлявших возможность расходовать средства на оздоровление окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий и на иные цели, связанные с природоохранной деятельностью.

      Формирование  единой системы экологических фондов будет способствовать увеличению бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование мероприятий по охране окружающей среды, и окажет существенное влияние на процессы формирования системы налоговых платежей на федеральном, региональном и местном уровнях.

      В процессе преобразования системы природоресурсных платежей введение необходимых налогов, связанных с использованием минерального сырья, возможно в форме долговых обязательств, способствующих наиболее полному изъятию доходов в  бюджет. Для этих целей:

  • определяется рентная оценка природного объекта;
  • пользователь предоставляет долговое обязательство на сумму, соответствующую расчетной величине дохода;
  • добывающее предприятие продает ресурс потребителю, а если потребитель не в состоянии уплатить полную цену, то на разницу он выдает собственное долговое обязательство;
  • данное обязательство засчитывается добывающему предприятию в счет погашения его собственного обязательства;
  • потребитель сырья, продавая свою продукцию, поступает подобным образом.

      Предложенный  механизм может использоваться наиболее эффективно в лесопромышленном комплексе, а равно в других природоэксплуатирующих секторах, например в минерально-сырьевом секторе. В результате циркулирующие  в экономике долговые обязательства  будут абсорбировать ренту, а затем эта система долговых обязательств может быть заменена на систему природоресурсных платежей (роялти).

      Доходы  от погашения долговых обязательств, продажи непогашенных обязательств, залогов могли бы расходоваться  на следующие нужды1:

  • покрытие административных расходов;
  • финансирование работ по воспроизводству природных ресурсов;
  • пропорциональное распределение доходов между местным, региональным и федеральным бюджетом.

      2.2. Обобщение зарубежного опыта платежей

      за  природные ресурсы

 

      Плата за природные ресурсы, как форма  реализации экономических отношений  между собственником природных  ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом  механизме природопользования.

      В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме того,

      1Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов: Учебное пособие. М., 2001. С. 78.

 

доходы  от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.

      Рассмотрим  такие платежи в зарубежных странах  на примере пользования недрами1. Во Франции система налогообложения разведочной и добычной деятельности включает три налога (налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый центральным правительством, налог на добычную деятельность в пользу местных органов власти). Ставки и база налогообложения устанавливаются ежегодно парламентом, включая и местный налог. По отзывам специалистов, французская система налогообложения в области недропользования считается наиболее эффективной в мире.

      В Германии установлена специальная  система платежей за пользование  недрами: налог на рудное поле, налог на горные разработки. В особую систему выделена плата за пользование недрами для добычи углеводородов. Следует отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные налоги на добычу углеводородов.

      В США в области недропользования действуют три основных налога: налог  на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости), налог на добытую продукцию и  подоходный налог.

      Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка недр.

      Платежом, зависящим от объемов извлекаемых  предприятием полезных ископаемых (или  их стоимости), является роялти. Роялти выплачивается независимо от прибыльности компаний, выплачивается с самого начала производства, поэтому легко контролируется.

 

     1Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. М.: ЮРИСТ, 2000. С. 39.

      Величина  роялти в большинстве стран мира находится в пределах от 12,5 до 20 процентов  стоимости добытой нефти.

      В системе недропользования и разовые платежи, которые относятся к категории бонусов. Их размер является предметом переговоров и соответствующих соглашений.

      Опыт  многих государств показывает, что  механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических  особенностей России нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых систем, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов (например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными отношениями.

      Анализ  зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные  для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей  природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта.

      Во-вторых, платежи, направленные на поддержание  существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможые лицензионные сборы и т.п.). Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья. К наиболее важным прямым налогам на природные ресурсы относятся следующие. Арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку и т.п. - это плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории. Подобный налог стимулирует геологоразведочные и эксплуатационные работы. Однако понятно, что цель налога - предотвращение спекуляций и сверхинтенсивной эксплуатации природных ресурсов, а не сбор средств в государственную казну.

      Это достигается путем получения  дифференциальной ренты или налога с доходов. Арендная плата устанавливается на номинальном уровне па первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство. Роялти - это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя, а не его чистой прибыли.

      Система платежей за природные ресурсы может  обеспечивать либо изъятие доходов  рентного происхождения с целью  передачи их от пользователя к собственнику, либо так называемую административную плату, то есть покрытие расходов на контроль за использованием природных ресурсов, оформление их передачи собственнику и т.д. В первом случае речь идет о налогах на природные ресурсы, а во втором - о плате за предоставление лицензии или налоге на недвижимость.

      Наряду  с налоговыми на практике используются и неналоговые методы изъятия  доходов. Прежде всего, это договор  о разделе продукции между  государством в лице государственной  компании и заинтересованной компанией-подрядчиком использования минерально-сырьевых ресурсов.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В завершение работы  сделаем обобщающие выводы:

      Специфическими  особенностями природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также масштабность и комплексность  входящих в него элементов. Одновременно для природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном использовании, а с другой - сложность и высокий уровень затрат по их освоению.

      Целесообразно при выборе отечественной концепции платного природопользования отдать предпочтение системе компенсационных неналоговых платежей, имеющих целевой характер. Для успешной ее реализации необходимо решить ряд задач:

      - во-первых, обеспечить приоритет  экологических потребностей общества над экономическими интересами хозяйствующих субъектов и значительно повысить доходы государства от рационального использования природного потенциала. При этом важно учитывать показатели бюджетной эффективности природоресурсных платежей для федерального, регионального и местного бюджетов;

      - во-вторых, обеспечить реализацию  и сочетание фискальной и регулирующей  функций указанных платежей в  процессе использования природных  ресурсов, а также справедливое  распределение налогового бремени  в соответствующих отраслях для поддержания обоснованного уровня их эксплуатации;

Информация о работе Концепции и зарубежный опыт платежей за природные ресурсы