Контрольная работа по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Правильное и точное определение юридического содержания категории налогового правонарушения по ст. 106 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) имеет большое значение не только для теории налогового права, но и для практики применения законодательства о налогах и сборах.

Содержание

1.Понятие налогового правонарушения. Категория налогового правонарушения
2.Понятие признаков налогового правонарушения
3. Признаки налогового правонарушения
3.1. Налоговое правонарушение как деяние
3.2. Противоправность как признак налогового правонарушения
3.3. Вредоносность как признак налогового правонарушения
3.4. Виновность как признак налогового правонарушения
3.5. Наказуемость как признак налогового правонарушения
4. Состав налогового правонарушения
4.1. Субъект налогового правонарушения
4.2. Объект налогового правонарушения
4.3. Объективная сторона налогового правонарушения
4.4. Субъективная сторона налогового правонарушения
5.Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
5.1.Понятие субъекта налоговых правонарушений
5.2. Физические лица как субъекты налоговых правонарушений
5.3. Организации как субъекты налоговой ответственности
5.4. Особенности привлечения к ответственности российских организаций, имеющих филиалы или представительства
5.5. Особенности привлечения к ответственности филиалов или представительств иностранного юридического лица
5.6. Налоговая ответственность представителей налогоплательщика, налогового агента и плательщика сборов
6. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
6.1. Понятие и виды общих условий (принципов) привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений
6.2.Принцип исключительности (приоритета) норм НК РФ при регламентации отношений, связанных с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений
6.3. Принцип запрета повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (однократность налоговой ответственности)
6.3.1. О запрете привлечения к налоговой ответственности по нескольким пунктам одной статьи гл. 16 НК РФ за совершение одного налогового правонарушения
6.3.2. О запрете привлечения к ответственности по разным статьям гл. 16 НК РФ за совершение одного и того же неправомерного деяния
6.3.3 О неправомерности одновременного привлечения к налоговой и иным видам юридической ответственности за совершение одно и того правонарушения
7. Налоговая и административная ответственность
7.1 Налоговая ответственность и ответственность за нарушения бюджетного законодательства
7.2 Налоговая и таможенная ответственность
7.3. Налоговая ответственность и административная ответственность за нарушение работы с денежной наличностью
7.4. Принцип разграничения уголовной и налоговой ответственности для физических лиц (запрет на одновременное применение налоговой и уголовной ответственности к физическим лицам)
7.5. Принцип самостоятельности (разграничения) налоговой ответственности для организаций и других видов ответственности для ее должностных лиц
7.6. Принцип разделения (неотождествления) налогового обязательства и налоговой санкции
8.Презумпция невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности
8.1. Презумпция невиновности как институт налогового права
8.2. Презумпция невиновности и субъекты ответственности
8.3. Правовое значение категории "лицо считается невиновным"
8.4. Что представляет собой "порядок доказывания виновности"?
8.5. Акт проверки и решение о привлечении к ответственности как основные документы, составляемые в порядке доказывания виновности
8.6. Иные доказательства в условиях презумпции невиновности и пределы возможностей сбора доказательств для налоговых органов

Работа содержит 1 файл

0018068_05259_nalogovye_pravonarusheniya.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

 В первую очередь необходимо отметить, что содержание противоправности, установленное ст. 106 НК РФ, существенно отличается от содержания этого признака, установленного ранее Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Если по вышеуказанному Закону противоправность выступала в качестве нарушения некоего абстрактного налогового законодательства, состав и объем которого нормативно установлен не был, то в соответствии со ст. 106 НК РФ противоправным признается только такое нарушение, которое касается неисполнения или несоблюдения норм законодательства о налогах и сборах.

 Согласно ст. 1 НК РФ в состав  нормативно-правовых актов, которые  и составляют законодательство о налогах и сборах включены:

 а) НК РФ;

 б) федеральные законы о  налогах и сборах, принятые в  соответствии с НК РФ;

 в) законы о налогах и  сборах субъектов РФ, принятые  в соответствии с НК РФ;

 г) нормативные правовые акты  органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

 Данный перечень является  исчерпывающим и расширительному  толкованию не подлежит.

 Все иные нормативные правовые  акты, в том числе нормативные  правовые акты Правительства  РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"), к законодательству о налогах и сборах не относятся. То есть подзаконные акты (Указы Президента РФ, Приказы и Инструкции министерств и ведомств и т.д.), даже, если они приняты в порядке, предусмотренном ст. 4 НК РФ, не могут рассматриваться в качестве законодательства о налогах и сборах, и их нарушение формально не создает противоправности деяния.

Закрепление вышеуказанной практики привело к тому, что в настоящее время налоговые органы стали прямо указывать на отсутствие у Методических рекомендаций, Инструкций статуса актов законодательства о налогах и сборах, но вместе с тем обращают внимание на их внутриведомственную природу, а потому считают их обязательными для применения всеми подразделениями налоговых органов. В частности, как указано в письме Минфина РФ от 16.06.2006 г. N 03-06-04-04/24: "...в действующей редакции п. 2 ст. 4 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) установлено, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Что касается вопроса признания  налоговым правонарушением действий, совершенных налогоплательщиком во исполнение рекомендаций по применению законодательства о налогах и  сборах, изложенных в письмах Минфина  РФ, то здесь необходимо отметить следующее. Практика однозначно признает, что данные письма в силу статьи 34.2 НК РФ не носят нормативного характера, являются разъяснениями по конкретному вопросу налогоплательщика и по смыслу статей 1, 4 НК РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Также необходимо отметить, что противоправность возникает только тогда, когда нарушение  касается не просто норм законодательства, а законодательства, регулирующего  именно налоговые правоотношения, состав которых определен ст. 2 НК РФ. Более того, нарушение норм законодательства, которое регулирует неналоговые отношения, не создает противоправности деяния для целей привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Отсутствует признак противоправности и в условиях, когда налогоплательщик хотя формально и нарушает нормы законодательства и налогах и сборах, но сами эти нормы не могут четко и однозначно регламентировать соответствующие налоговые правоотношения. Иными словами, дефект нормы законодательства о налогах и сборах, которая нарушена налогоплательщиком, налоговым агентом или иным обязанным лицом исключает возможность квалифицировать деяния последних в качестве противоправных.

 Как правило, такие ситуации  возникают в результате некачественной  работы законодателя, низким уровнем применяемой им юридической техники. Причем, как показывает современная нормотворческая и правоприменительная практика, возможны два варианта возникновения подобных ситуаций:

 а) законодатель нечетко,  неясно и противоречиво излагает  те или иные положения в нормах законодательства о налогах и сборах;

 В данном случае необходимо  исходить из того, что в соответствии  с абз. 3 п. 5 ст. 3 НК РФ ни на  кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы, а также иные взносы  и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. (п. 1 ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ).

 Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда в НК РФ или принятых в соответствии с ним федеральных законах определены элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

 Пока остается неопределенным  хотя бы один из указанных  в данной норме элементов, налог  не может считаться установленным,  не может взиматься с налогоплательщика  и, следовательно, действия налогоплательщика или налогового агента, связанные с несвоевременным декларированием (ст. 119 НК РФ), или предоставлением документации (ст. 126 НК РФ), нарушением правил учета (ст. 120 НК РФ), неуплатой налога либо его неудержанием (ст. 122 и ст. 123 НК РФ) не могут быть квалифицированы в качестве налогового правонарушения.

К сожалению, следует признать, что  подобные ситуации далеко не редкость в современной практике налогового нормотворчества. В ряде случаев, законодатель, принимая соответствующий законодательный акт, в одной из норм дает поручение исполнительным органам власти того или иного уровня разработать и принять какой-либо подзаконный акт с целью реализации соответствующих положений закона. Как правило, это осуществляется через правовую конструкцию "в порядке, устанавливаемом определяемом...".

 Однако к установленному  сроку, или к сроку, когда  у налогоплательщика уже возникает  обязанность по исчислению и  уплате налогов, такой акт соответствующим  органом не принимается. Очень  часто в этих ситуациях налоговые органы требуют от налогоплательщика исчислять и уплачивать налоговые платежи без учета возможных льгот или вычетов. Однако судебная практика в настоящий момент последовательно исходит из того, что права налогоплательщиков и иных обязанных лиц, установленные актом законодательства о налогах и сборах, не могут нарушаться по причине ненадлежащего исполнения органами власти своих функций и полномочий.

Признак противоправности налогового правонарушения имеет и временной  аспект своего проявления, связанный  с действием норм законодательства о налогах и сборах во времени. В частности, деяние должно иметь характер противоправного непосредственно в момент его совершения, а не в момент его выявления налоговым органом или в момент привлечения лица к ответственности.

Привлечение к налоговой ответственности только на том основании, что, на момент обнаружения налоговыми органами правонарушения, соответствующее правило уже было предусмотрено нормами законодательства о налогах и сборах - неправомерно, т.к. в силу п. 2 ст. 5 НК РФ: акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют (постановление ФАС СЗО от 29.01.2001 N А56-13703/00).

Необходимо отметить еще одни аспект реализации признака противоправности для целей применения ст. 106 НК РФ.

 В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ Законы и иные  нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон. Поэтому, неисполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом норм регионального законодательства о налогах и сборах, которые вступают в противоречие с нормами федерального законодательства о налогах и сборах, не образует в их действиях (бездействии) признака противоправности.

Нельзя не сказать и о таком  правовом явлении как "утрата противоправности", при которой сам факт правонарушения, имевший место ранее, в ретроспективе, перестает иметь правовое значение и ответственность за его совершение не применяется. Своего рода это аналог освобождения от наказания по основаниям "изменение обстановки", которое имеет место в других отраслях права, например, в уголовном праве (ст. 80.1 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту - УК РФ) - "Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки"). Как правило, данное явление в налоговом праве имеет место в случаях, когда:

 а) деяние, ранее признаваемое противоправным, в силу изменений действующего законодательства о налогах и сборах на момент его выявления налоговым органом перестает выступать таковым;

 б) на момент выявления  налогового правонарушения и  принятия решения о привлечения лица к ответственности само правонарушение уже отсутствует.

 Так, в первом случае, правовым  основанием для возникновения  утраты противоправности является  норма п. 2 ст. 54 Конституции РФ, в  соответствии с которой если  после совершения правонарушения  ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Причем данное положение, как правило, находит свое непосредственное закрепление в законах (ст. 8 Федерального закона "О введение в действие части первой НК РФ", п. 3 ст. 5 НК РФ).

 Причем данное положение касается не только случаев прямой ликвидации того или иного вида ответственности, но и случаев изменения порядка исчисления и уплаты налогов.

Что касается второго случая, то, как  показывает практика, утрата противоправности характерна в основном для налоговых правонарушений, имеющих материальный состав - ст. 122 и ст. 123 НК РФ.

 Так, по ст. 122 НК РФ сам  факт неуплаты налога еще не  образует состава налогового  правонарушения. Недоимка, когда-либо  имевшая место влечет начисление  пени по ст. 75 НК РФ. В то же время, для признания по ст. 122 НК РФ деяния налогоплательщика противоправным необходимо, что бы эта недоимка имела место и на момент принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по этой статье. В противном случае привлечение налогоплательщика к ответственности неправомерно. Из этих позиций исходит и судебно-арбитражная практика (постановление ФАС ВСО от 03.04.2003 N А78-8046/02-С2-8/256-Ф02-817/03-С1, от 29.04.2003 N А78-8538/02-С2-8/290-Ф02-1124/03-С1, от 20.10.2003 N А33-7044/03-С3с-Ф02-3508/03-С1; постановление ФАС СЗО от 18.03.2003 N А42-8137/02-С3; постановление ФАС ДО от 13.06.2002 N Ф03-А37/02-2/1005; постановление ФАС ДО от 13.10.2004 N Ф03-А73/04-2/2426).

 Что касается ст. 123 НК РФ, то в данном случае нарушение налоговым агентом срока перечисления налога в бюджет, при условии, что на момент проведения налоговой проверки, удержанный налог в бюджет уже перечислен (т.е. до составления акта и принятия налоговым органом соответствующего решения), исключает возможность привлечения лица к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. В данном случае допускается только начисление пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ (постановления ФАС СЗО от 26.08.2002 N А05-4778/02-278/13; от 06.05.2004 N А56-35882/03; от 05.08.2004 N А56-10702/04; постановление ФАС ВВО от 30.05.2003 N А17-2544/5/178; постановление ФАС ВСО от 25.09.2003 N А19-8150/3-5-Ф02-2903/03-С1; постановление ФАС УО от 16.09.2003 N Ф09-2978/03-АК, от 20.01.2006 N Ф09-6209/05-С2).

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Налоговому праву"