Налог на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:39, дипломная работа

Описание работы

Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические основы налогообложения прибыли
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России
1.2 Нормативно-правовая база по налогу на прибыль: основные положения
1.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли
Глава 2: Анализ действующей системы налогообложения прибыли в РФ
2.1 Порядок расчета налога на прибыль с учетом введенных с 2001 г. нововведений
2.2 Анализ поступлений в бюджет от налога на прибыль, динамика развития
2.3 Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика
Глава 3: Основные направления совершенствования налогообложения прибыли в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа по Налоговому праву на тему Налог на прибыль.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

Дипломная работа по Налоговому праву на тему: Налог на прибыль

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 
Глава 1: Теоретические основы налогообложения прибыли 
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России 
1.2 Нормативно-правовая база по налогу на прибыль: основные положения 
1.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли 
Глава 2: Анализ действующей системы налогообложения прибыли в РФ 
2.1 Порядок расчета налога на прибыль с учетом введенных с 2001 г. нововведений 
2.2 Анализ поступлений в бюджет от налога на прибыль, динамика развития 
2.3 Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика 
Глава 3: Основные направления совершенствования налогообложения прибыли в Российской Федерации 
Заключение 
Список литературы 
Приложение №1 
Приложение №2 
Приложение №3 
Приложение №4 
Приложение №5 
Приложение №6 
 

Введение

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства  и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Налог как экономическая категория  представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять полученную прибыль.

Прибыль как экономическая категория  – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между  выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Соединив в одно целое две  вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством  которого налоговая система государства  может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль  предприятий и организаций.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году  закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.

Однако постоянное экспериментирование  с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом  количестве издаваемых изменений и  дополнений часто не позволяет предприятиям правильно  ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами. 

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость.

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль  как экономической категории  и анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий и организаций и перспектив ее развития в будущем. 

 

Глава 1: Теоретические  основы налогообложения прибыли

1.1 Экономическая природа  и история развития налога  на прибыль в России.

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных  косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую  реализацию добавочной прибыли по месту  ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для  ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

Налог на прибыль предприятий и  организаций - основной вид налога юридических  лиц. Ныне действующий налог на прибыль  предприятий и организаций, введен с 1.01.92 г.

Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период   военных действий.

Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на  погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы –  годы военные.

Налогу подлежали:

- предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

- подряды и поставки, на которые  были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;

- лица, входившие по избранию  или найму в состав правлений  учетных и наблюдательных комитетов  и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.

Не подлежали налогообложению  налогом отчетные предприятия, впервые  привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

Надо отметить, что налоговые  органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре  военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные  налоговые органы заявления с  указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

В действовавшем на 1916-17 годы Положении  о промысловом налоге не содержалось  указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

Этот пробел закона восполнялся  лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост  прибылей не взимался вовсе, если они  прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году. 

Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий  был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог  взимался в размере, соответствовавшем  числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).

Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих  размерах:

1. с предприятий, не обязанных  публично отчитываться о результатах  своей деятельности, лиц высшей  администрации акционерных предприятий,  индивидуальных предпринимателей  с суммы прироста прибыли или  вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;

2. с предприятий, обязанных публично  отчитываться о результатах своей  финансово-хозяйственной деятельности  при отношении прибыли к основному  капиталу в размере 6% - ставка  налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный размер обложения прибыли  отчетных предприятий достигал 90%.

Из вышесказанного можно сделать  вывод, что Правительство дореволюционной  России  находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в  определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время  собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2 Нормативно-правовая база по налогу на прибыль: основные положения.

Основными нормативными актами регулирующими  налогообложение прибыли являются:

- Налоговый кодекс Российской  Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.) и часть вторая от 5 августа  2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

- Закон РФ от29.12.95 №222-ФЗ «Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства»;

- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль  предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями);

- Указ Президента РФ от 8 мая  1996 г. N 685 "Об основных направлениях  налоговой реформы в Российской  Федерации и мерах по укреплению  налоговой и платежной дисциплины" (с изменениями и дополнениями);

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (с изменениями и дополнениями);

- Постановление Правительства  РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов  с федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов Российской Федерации  по налогу на прибыль предприятий  и организаций; 

- Постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками" (с изм. и доп. от 7 июля 1998 г.)

- Приказ МНС РФ от 15 июня 2000 г. N БГ-3-02/231 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций";

-         Инструкция Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (с изм. и доп. от 29 декабря 1995 г., 31 декабря 1997 г., от 7 апреля 2000 г.);

- Письмо Госналогслужбы РФ и  Минфина РФ от 2 декабря 1993 г. NN 139, ВГ-4-01/193н "О применении штрафных  санкций за нарушение порядка  определения налогооблагаемой прибыли";

- Письмо МНС РФ от 24 ноября 1999 г. N 02-1-16 О сроках уплаты налога  на прибыль; 

- Письмо МНС РФ от 18 ноября 1999 г. N 02-1-16 О возврате из бюджета  сумм авансовых платежей;

- Письмо МНС РФ от 10 ноября 1999 г. N 02-1-16 Об исчислении налога на прибыль;

- Письмо МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 02-1-16 Об исчислении налога  на прибыль в случае осуществления  предприятием различных видов  деятельности.

- Закон РТ от 19 декабря 2000 г. N 512 "О бюджетной системе Республики  Татарстан на 2001 год" ст.8.

- Решение Казанского Совета  народных депутатов от 19 октября  2000 г. N 6-3 "О ставке налога на  прибыль предприятий и организаций,  зачисляемого в городской бюджет  Казани";

Основные положения о налоге на прибыль заложены в Законе «О налоге на прибыль» №2116-1, и инструкции МНС №62 от 15.06.2000 г.

Плательщиками налога на прибыль являются (см. Приложение 1):

а) предприятия и организации (в  том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

б) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет;

в) филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Перечень плательщиков налога на прибыль  также приведен и в разделе 1 Инструкции N 62. От прежнего перечня, приведенного в Инструкции N 37 (действующей в 1999 и 2000 г.), он отличается тем, что в него не включены филиалы и иные обособленные подразделения юридического лица, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Статьей 19 НК РФ разъяснялось, что  филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В то же время НК РФ не устанавливал порядок исполнения филиалами и иными обособленными подразделениями организации обязанности по уплате налогов и сборов в бюджет. В связи с этим письмом МНС России от 02.03.99 N ВГ-6-18/151@ разъяснялось следующее.

Информация о работе Налог на прибыль