Налоги и сборы РФ. Потенциалы совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 15:21, реферат

Описание работы

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3


Глава 1. Характеристика налогов Российской Федерации……………………4

1.1 Федеральные налоги и сборы……………………………………………….4

1.2 Региональные налоги и сборы……………………………………………..18

1.3 Местные налоги и сборы…………………………………….……………..21


Глава 2. Критический подход к существующим в РФ налогам и сборам…..23


Заключение……………………………………………….……………………..27


Список использованной литературы…………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Налоги (то что нужно).doc

— 118.50 Кб (Скачать)

    Доходы  федерального бюджета за счет изъятия  доходов  налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40% от всех налоговых поступлений, или около 4% от валового  внутреннего продукта.

    Налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

    Сам по себе данный  вид налога не выдерживает  критики. Государство, взимая налог с налогоплательщиков, не воспроизводит (не восстанавливает) абсолютно никаких полезных ископаемых, их воспроизводит исключительно сама природа.

    Налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов

    Во-первых, дополнительный доход от добычи углеводородов изъят государством у налогоплательщика в виде НДС. Во-вторых, этот налог, как и налог на пользование недрами, взимается в виде платы за лицензию на право ведения геологоразведочных  работ и платы за весь доход, а не дополнительный доход от реализованной продукции. В-третьих, правильнее было бы данный вид налога считать налогом с дохода от добычи данного вида сырья.

    Сбор  на право пользования  объектами животного  мира и водными  биологическими ресурсами

    Данный  вид налога, как и ряд других налогов, имеет противоречивую природу двойного налогообложения:  приобретения квот (лицензии) и платы за доход от реализованной  продукции.  В принципе, налог  должен устанавливаться только в виде  налога на доход от  реализованной продукции.

    Лесной  налог

    Лесной  налог не избежал противоречия  двойного налогообложения. Налог взимается в виде  платежей  за приобретение  лицензии на право пользоваться природными ресурсами и в виде платежей за доход от реализованной продукции.

    Водный  налог

    Водный  налог в своей сути имеет  массу  противоречий: налог должен взиматься не с забранного объема воды или используемой площади для сплава леса или выработанного объема электроэнергии, а с доходов, полученных организациями или индивидуальными предпринимателями.

    Экологический налог 

    Налог в России в принципе должны платить все организации, так как нет практически ни одного экологически чистого предприятия. Однако,  согласно налоговому законодательству, налогом облагаются только те предприятия, которые официально признаны как объекты, производящие  вредное воздействие  на окружающую среду.

    Лицензионные  сборы

    Лицензионные  сборы  как вид налога противоречит принципу  двойного налогообложения. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель прежде  чем заняться определенным видом деятельности должен приобрести лицензию на право заниматься этой деятельностью,  а уже затем платит все виды налогов от сумм доходов, полученных в процессе реализации деятельности. В принципе такой вид сбора  разумен при условии, что в последующем от деятельности не взимаются другие виды налога.

    Налог на имущество

    Налог на имущество противоречит самой  природе налогообложения, так как  в процессе строительства или  изготовления продукции, приобретения на нее материалов и т. д. Уже были выплачены все виды платежей. Налог  на имущество является дополнительным налогом и противоречит налоговому законодательству – принципу  однократного налогообложения.

    Налог на недвижимость

    Налог на недвижимость, как и налог ни имущество, носит противоречивый характер и противоречит принципу  однократного налогообложения. Во-первых, налогоплательщики налога  уплатили все виды  налогов со своих доходов, создавая объекты недвижимости. Во-вторых, уплата за недвижимость  должна носить  одноразовый характер. В-третьих, при уплате налога на недвижимость не учитывается старение (износ) недвижимости, что не совсем верно с точки зрения получения дохода  от эксплуатации недвижимости.

    Дорожный  налог 

    Налог платят  все юридические лица непосредственно из всей суммы доходов  от реализованной продукции (работ, услуг). Отметим,  что одна и та же налоговая база (доход от реализации) облагается несколько раз: налогом на доход (прибыль),  налогом на имущество и недвижимость,  налогом на добавленную стоимость и т. д., что противоречит принципу  однократного налогообложения.

    Транспортный  налог

    Во-первых, налог противоречит принципу однократного налогообложения, так как при  приобретении транспортного средства уплачен  налог на добавленную  стоимость, уплачены акцизы или таможенные пошлины.  Во-вторых, на транспорт  распространяется  налог  на недвижимость (имущество). В–третьих, на транспортное  средство распространяются  не только перечисленные  виды налогов, а целая серия сборов, собираемых различными органами ГАИ.

    Налог на игорный бизнес

    Обеспеченностью налога  является то,  что налогом облагается не доход с игорного  бизнеса (который  в принципе невозможно отследить), а собственно имущество (техника). Во-первых, по существу, налог не является  налогом на игорный бизнес – его можно считать налогом на имущество. Во-вторых, налог на  игорный бизнес больше подходит  под понятие налога на  приобретение лицензии на право заниматься игорным бизнесом при условии уплаты  сбора за каждый объект налогообложения.

    Земельный налог

    Земельный налог в принципе дополняет все  другие виды налогов, взимаемые с налогоплательщиков, в том числе с дохода, ставит в неравные условия налогоплательщиков, пользующихся земельными угодьями в разных условиях. Не земля должна быть объектом налогообложения, а доход, приносимый товаропроизводителем, или само предприятие (механизм), построенное на земельном участке и дающее доход.

    Налог на  наследование и дарение

    Налог по своей сути противоречит  природе  налога как такового.  Во-первых, за все приобретенное ранее и  передаваемое наследникам уплачено сполна в виде всех налогов. Во-вторых, по сути, налог не является налогом, а имеет природу государственной пошлины.

                                                        

                                                            Заключение 
 

    Налоговая система Российской Федерации на сегодняшний день является сложной, многоуровневой, излишне многочисленной в отношении видов налогов, изымающей значительную часть доходов  у юридических и физических лиц,  имеющий огромный штат налоговых органов.

    В общем-то, обе противостоящие стороны – налогоплательщики и государство  с его налоговыми органами – одинаково сходятся на том, что современные налоговые системы кардинально нуждаются в радикальном упрощении, а налоговые ставки – в уменьшении и упорядочении, в осмыслении и логико-математическом обосновании.

    В настоящее время бытует мнение, что  главным противником упрощения  налоговой системы  являются ученые  и консультанты, получающие за свою работу деньги. Это абсолютно  неверно. Роль  тех и других  сводится  к обоснованию наиболее оптимальных вариантов налоговых систем, сглаживающих существующие противоречия между государством  и налогоплательщиками.

    В ряде стран сегодня обсуждаются  интересные проекты упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при котором обложению будут подвергаться  только суммарные  доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций  получат полную свободу  от налогов  как общественно полезные и поддерживаемые государством.  Возможно, это будет целесообразным и для России.

    Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы практически реализуются  во многих странах. Снижение ставок хотя и не самый кардинальный путь совершенствования  налоговых систем, но важный этап в  снижении налогового бремени налогоплательщиков и повышения экономического  и социального развития страны.

    Анализ  достижений стран, лидирующих  на мировом  рынке, показывает,  что большинство  из них путем  налоговой конкурентоспособности  решает  успешно следующие основные задачи:

  • установление налоговых ставок на уровне ниже  среднемировых;
  • отказ от прогрессивных систем налогообложения для основной массы получателей доходов;
  • установление определенных правил расчета  налогооблагаемой базы, при которых инвестиции полностью освобождаются от налогообложения.

    В этом плате Россия отстает от ряда стран. Доказательством этому является значительный отток национальных капиталов  за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому является  не только  недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и  иностранному  налогоплательщику. В налоговой политике  важно опираться  не только на опыт собственной страны, но использовать ценное  и полезное других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

                                  Использованная литература 
 

    1)Александров  И. М. Налоговые системы  России и зарубежных стран. М., 2002г.

    2)Евстигнеев  Е. П. Основы налогообложения  и налогового права. М., 2000г.

    3)Журавлева  Г. П. “Экономика”. Учебник.  М., 2001г.

    4)Пансков  В.Г. Налоги и налогообложение  в Российской Федерации. Учебник.  М., 1999 г. 
 
 
 

Информация о работе Налоги и сборы РФ. Потенциалы совершенствования