Налоговая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение. Нельзя обойтись без ответственности за нарушение налогового законодательства.

Содержание

I. Введение (стр. 3 – 5).
II. Глава 1. Нормативное регулирование административной ответственности за нарушение налогового законодательства (стр. 6 – 7).
III. Глава 2. Основания административной ответственности за нарушение налогового законодательства (стр. 8 – 10).
IV. Глава 3. Составы налоговых правонарушений (стр. 11 – 16).
V. Глава 4. Санкции за нарушение налогового законодательства (стр. 17).
VI. Глава 5. Основания уголовной ответственности за налоговые преступления (стр. 18 – 20).
VII. Глава 6. Составы налоговых преступлений (стр. 21 – 24).
VIII. Глава 7. Санкции за налоговые преступления (стр. 25 – 26)
IX. Заключение (стр. 27 – 28)
X. Список использованной литературы (стр. 29 – 30).

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Однако следует  обратить особое внимание на п.6 ст.108 части  первой Налогового Кодекса. Положения, содержащиеся в нем, имеют достаточно большое значение и противоречат Административному праву: “Каждый  налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда”, то есть установить вину, привлечь к ответственности, применить санкции в соответствии с Налоговым кодексом может только суд. Это пример борьбы налогоплательщиков за свои права.

Судебный порядок  разрешения споров (в том числе  о деньгах) является межотраслевым  институтом и пронизывает всю  правовую систему любого демократического государства.

Нормы Налогового Кодекса РФ об ответственности ориентированы  именно на то, чтобы привести соотношение  налогов и санкций в подобающий ему вид. Бюджет пополняется за счет налогов, а цель санкций – обеспечить исполнение налогоплательщиком его  обязанностей, а не пополнить бюджет.

Глава 2. Основания административной ответственности  за нарушение налогового законодательства.

    Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение, т.е. «... противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность». 

Таким образом, можно выделить следующие признаки административной ответственности:

* Анти общественность;

* Противоправность;

* Виновность;

* Наказуемость;

Те же признаки можно выделить в определении, данном в Налоговым Кодексом РФ “Налоговым правонарушением признается виновно  совершенное противоправное (в нарушение  законодательства о налогах и  сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”. То есть Налоговый Кодекс РФ сужает определение, административная ответственность выступает уже родовой по отношению к налоговой ответственности.

Исходным в  характеристике указанных признаков  является понятие деяние. Это акт  волевого поведения – действие или  бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования. Бездействие – пассивное невыполнение обязанности.

Анти общественность деяния определяется причинением вреда  обществу и государству. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. В  частности статья 57 Конституции РФ гласит: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”, а в ст. 3 Налогового Кодекса РФ повторяется, “... Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы”.

Противоправность  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права, в данном случае нормы Налогового Кодекса.

Виновность деяние означает, что оно совершено умышленно  или по неосторожности. “Наличие вины – обязательный признак налогового правонарушения, отсутствие вины исключает  признание деяния административным правонарушением”.

Вина организации  в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговый Кодекс вводит перечень обстоятельств исключающих вину налогоплательщика. Это:

  1. непреодолимая сила, т.е. совершение деяния содержащего признаки налогового правонарушения в следствии стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств;
  2. невменяемость, т.е. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  3. добросовестное заблуждение, т.е. выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции”.

Наказуемость  подразумевает что административным правонарушением признается только такое деяние за которое предусмотрена  административная ответственность. В  данном случае такая ответственность  должна быть предусмотрена Налоговым  Кодексом.

В законодательстве об административных правонарушениях “отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается содержание и сущность такого понятия”. Элементами состава административного правонарушения являются:

  • Объект;
  • Объективная сторона;
  • Субъект;
  • Субъективная сторона;

   Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. У всех административно-налоговых правонарушений общий родовой объект – отношения в области торговли и финансов. Видовой объект налоговых правонарушений – финансовые отношения. У некоторых из них есть и второй объект – порядок управления или права граждан. Непосредственным объектом в данном случае выступают конкретные нормы Налогового Кодекса. “Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”.

   Причем закон напрямую не устанавливает запрета на совершение этих деяний, а делает это путем установления за это административной ответственности.        Объективная сторона правонарушения представляет собой внешнюю сторону поведения налогоплательщика, прежде всего это противоправное деяние, действие или бездействие, посягающее на общественные отношения, охраняемые Налоговым Кодексом, и причиняющие им вред. Наличие объективной стороны административного правонарушения часто ставится в зависимость от времени, места, способа, характера содержания деяния, наступления его вредных последствий. Так же содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Субъектами административного  правонарушения признаются:

1) Налогоплательщики;

  а) Физические лица;

  • Граждане;
  • Частные предприниматели;

  б) Организации;

2) Налоговые агенты;

  • Частные предприниматели;
  • Организации;

3) Представители налогоплательщика или налогового агента.

  • Физические лица;
  • Организации;
  • Частные предприниматели;

   Субъективная  сторона административного правонарушения – соотношение сознания и воли в психическом отношении субъекта к противоправному действию или  бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности. Умысел может быть прямым и косвенным. При прямом умысле субъект осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия и желает наступления данных последствий. Косвенный умысел состоит в том, что субъект осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия и сознательно допускает наступление таких последствий. Налоговый Кодекс РФ предусматривает одну форму неосторожности – небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет место в том случае, если он не сознавал противоправный характер своих действий (бездействия) либо не предвидел наступление вредных последствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть. “Долженствование сознавать и предвидеть – это объективный критерий неосторожности”. Поскольку организация – это искусственная правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой. Для организации субъективная сторона определяется в зависимости от отношения ее должностных лиц, либо ее представителей. То есть виной организации признается вина гражданина, являющегося должностным лицом или представителем этой организации, действие (бездействие) которого обусловили совершение правонарушения. Только при наличии состава административного правонарушения, налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности.

   Глава 3. Составы налоговых  правонарушений.

Наличие состава  налогового правонарушения является необходимым  и достаточным условием для квалификации деяния как налогового правонарушения. Вместе с тем отсутствие какого-либо элемента состава правонарушения означает отсутствие состава в целом. Иными словами, если лицо совершило правонарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть основание для применения налоговых санкций.

Главой 16 (ст. 116-129) Налогового Кодекса РФ предусмотрено 14 составов налоговых правонарушений (не считая квалифицированных составов), совершение которых нарушает те или  иные нормы Налогового Кодекса РФ и влечет за собой применение налоговых санкций.

В зависимости  от субъекта налоговой ответственности, предусмотренные кодексом виды налоговых  правонарушений можно разделить  на следующие категории:

1. Ответственность  налогоплательщиков (граждан и юридических лиц):

  • ответственность за нарушение сроков постановки на учет в качестве налогоплательщиков и представления иных сведений в налоговые органы; уклонение (нарушение сроков) постановки на учет в налоговом органе.

Статья 116 Налогового Кодекса РФ предусматривает ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе. Названное правонарушение представляет собой виновное (умышленное) бездействие налогоплательщика-организации или физического лица (индивидуального предпринимателя).

Объектом данного  правонарушения являются правоотношения, регулируемые статьей 83 Налогового Кодекса  РФ, в соответствии, с которой  устанавливаются сроки подачи заявления  на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Ответственность за совершение данного правонарушения наступает при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 117 Налогового Кодекса РФ. Статья 117 Налогового Кодекса РФ устанавливает ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Объектом данного правонарушения являются правоотношения по исполнению обязанности налогоплательщика по постановке на учет в органах Госналогслужбы России. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно, его субъектами (они прямо указаны в диспозиции статьи) может быть как организация, так и индивидуальный предприниматель. В отличие от правонарушения, предусмотренного ст. 116, это правонарушение может быть совершено исключительно посредством противоправного действия, а именно посредством осуществления субъектами правонарушения деятельности без постановки на учет. Отсутствие доказательств осуществления налогоплательщиком указанных действий может являться основанием для отказа в привлечении к ответственности по данной статье. В этом случае налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только по ст. 116 Налогового Кодекса РФ.

Рассматривая  данный состав правонарушения необходимо отметить, что ранее налоговое  законодательство не устанавливало  для налогоплательщиков специальной  ответственности за уклонение (нарушение сроков) от постановки на учет в налоговом органе. Налоговый кодекс, предполагает, что налогоплательщик должен нести ответственность за сам факт не постановки на налоговый учет вне зависимости от того повлекло ли данное обстоятельство негативные последствия для бюджета или нет (ст.ст.116, 117 Налогового Кодекса РФ).

  • Не представление в установленные сроки сведений об открытии счета.         Специальные меры ответственности предусмотрены кодексом в отношении тех налогоплательщиков, которые в установленные сроки не представили в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счета. При этом взыскание штрафа производится, вне зависимости от того, повлекло ли данное правонарушение неуплату налога (ст.118 Налогового Кодекса РФ). Объектом данного правонарушения являются правоотношения по соблюдению сроков представления сведений об открытии или закрытии счета в банке. В соответствии с частью 2 ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета сведения об открытии или закрытии счетов в пятидневный срок. На применение мер ответственности за совершение данного правонарушения влияет наличие или отсутствие факта неуплаты налога. Данное правонарушение, являющееся умышленным бездействием, квалифицируется по части 1, если оно не повлекло за собой неуплату налогов, и по части 2 - если оно повлекло за собой неуплату налогов. В первом случае на субъект этого правонарушения налагается штраф в размере пяти тысяч рублей, во втором - в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.

В соответствии с нормами действующего законодательства ответственность за совершение данного правонарушения применяется также в отношении руководителей предприятий.

  • Нарушение сроков представления в налоговые органы документов. Как и ранее налоговым правонарушением признается нарушение срока представления налоговой декларации. Размер штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, зависит от срока задержки представления соответствующих документов (ст.119 Налогового Кодекса РФ). Совершение данного правонарушения направлено на непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, а также нарушение установленного срока представления налогоплательщиком или иным обязанным лицом в налоговые органы предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах документов и (или) иных сведений. Заявление налогоплательщика или иного обязанного лица об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика или иного обязанного лица и запрашиваемые этим должностным лицом документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, или уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений также влечет за собой ответственность по ст. 119 Налогового Кодекса РФ.

Информация о работе Налоговая ответственность