Налоговая политика , ее теоретические основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

К настоящему моменту Россия вступила на трудный , непроторенный путь перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов , глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех.

Работа содержит 1 файл

курраб.docx

— 58.27 Кб (Скачать)
 

                                             ВВЕДЕНИЕ.         

 К  настоящему   моменту Россия вступила  на трудный ,  непроторенный путь  перехода  от жесткого планирования к рыночной экономике.  И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов  ,  глубоко  разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.  Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в сфере налогообложения предприятий-производителей сумевших в настоящее время остаться  на "плаву" теснейшем образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов,  отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в  производство и социальную сферу и т.п. - такие вопросы волнуют всех  нас.         

     В условиях  перехода  от  преимущественно централизованных методов плановой экономики к рыночной  существенно  изменяются методы  воздействия  государства  на социально - экономическое развитие.  Оценивая этапы реформирования нашей экономики (  от первых  форм хозрасчета до нынешних версий налоговых систем) , нетрудно выявить следующее: все принимавшиеся за последние годы  модели  хозяйственного  механизма  содержат концептуальные просчеты , нанесшие народному хозяйству серьезный урон.         

      Это касается как финансовой политики так  и существующему налоговому законодательству,неустойчивость  и  непредсказуемость , которого , пожалуй , наибольший  ущерб  наносит  действующей налоговой системе. Принимаемые на протяжении 1992-1996 годов законы , вносимые в них изменения и  дополнения  , издаваемые  инструкции  задним числом фактически привели к пересмотру налогового   режима. В   таких   условиях   говорить   о    налоговом

стимулировании  каких-либо инвестиционных проектах очень трудно.    

 Действующая  налоговая политика создает жесточайший  налоговый прессинг, который добивает остатки прежних экономических структур и душит нарождающийся предпринимательский сектор. Попытки воздействовать  на  экономическое  поведение предприятий такими новациями как замораживание  уровня  заработной  платы , фиксации предельного  уровня рентабельности и т.п.,  послужили мощным толчком к росту себестоимости , сокращению объемов производства остродефицитной продукции,  а в конечном итоге раскрутили инфляционную спираль.           Проблема налогов является одной из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Недостаточно исследована она и в теоретическом аспекте применительно к российской практике . Думается , мало уже кто помнит о том , что в свое время , а именно в 1960 году Верховным Советом  СССР был принят Закон о постепенной отмене налогов . Естественно , что ни о каких серьезных теоретических исследованиях в области налогообложения в те времена не могло быть и речи . Это сегодня создает огромные трудности в осуществлении налоговой реформы в России .         

 В обществе  усилиями и органов власти , и экономической науки , и практики  за долгие годы создано негативное отношение к налогам . Поэтому любое решение в этой сейчас приходится принимать с учетом возможных социальных  и политических последствий . Налоговая система практически создана заново . Конечно ,  мы сегодня имеем огромный практический и теоретический опыт Запада . Но его использование  в нашей стране серьезно затруднено , поскольку нам необходимо учитывать экономические  , социальные и политические условия развития России .         

 Наряду  с  объективными факторами падения эффективности общественного производства , доставшимися “ в наследство “ от прежней системы хозяйствования ( “ эффектом “ масштабности  ; нерациональностью специализации , кооперирования и размещения производства : низким уровнем интенсивности и организации труда , а также качество готовой продукции ; гипертрофированной милитаризованностью экономики ; усилением научно - технического отставании страны  от передовых государств ; и т. п. )  существенную роль в возникновении нынешнего воспроизводственного коллапса сыграла ошибочная финансовая , в том числе налоговая , политика .         

  По моему мнению действующая налоговая система противоречива , она страдает рядом принципиальных изъянов , каждый из которых я постараюсь проанализировать с целью  необходимости  обоснования соответствующих реформационных мер .            

                 ГЛАВА 2 .  Налоговая политика , ее теоретические основы .                   

 П .1 . Сущность , цели и принципы налоговой политики .     

      Налоговая политика представляет собой комплекс мер в  области налогового регулирования ,  направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.         

      Налоговая политика как специфическая область человеческой   деятельности относится  к  категории  надстройки.  Между нею и экономическим базисом общества существует тесная  взаимосвязь. С одной стороны , налоговая политика порождается экономическими отношениями ; общество не свободно в выработке и проведении  политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны , возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика ,  как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью:  у нее специфические законы и  логика развития.  В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику,  состояние финансов.  Это влияние может быть  различно:  в  одних случаях посредством проведения

политических  мероприятий создаются благоприятные  условия  для развития экономики, в других - оно тормозится.         

      Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее   соответствие   закономерностям  общественного  развития , постоянный учет выводов  финансовой  теории.  Нарушение  этого важнейшего требования  приводит  к  большим потерям в народном хозяйстве.         

      Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой  политики  и  создание   налоговой системы  происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности ,  ценообразования,  реформированием банковской сферы,  денежно-кредитной

политики и  т . п . . Поэтому в любой конкретный временной промежуток  каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных  решений  по другим направлениям реформы.          

     На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы : общая экономическая ситуация в стране ,  характеризующаяся темпами роста (падения) производства ; уровень инфляции ; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства ,  находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором .         

      Разрабатывая налоговую  политику,  видимо  полезно  обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой .  В теории и  практике  налогового  регулирования  развитых стран Запада  налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской  концепцией  функциональных  финансов. Согласно  этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса,  который должен удерживаться на уровне , обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и  капитала при сохранении стабильности цен ( при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).  Начи-

ная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и  уменьшением  экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение  государственных  расходов) налоговая  политика  наряду  с  выполнением  регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой  экономики  эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени ,  ложащегося на производителей  и физических  лиц  ,  а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и  целенаправленного снижения налогов .         

 Переход российской  экономики на рыночные основы  предполагает формирование принципиально  иной , нежели это было в условиях административ-но - командной системы,  налоговой политики . Это ,  однако , отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей , эффективных только в условиях развитого рынка.  Теоретическая база и значительный практи-ческий опыт стран Запада в области построения и  использования налоговых  сис-тем должны быть переосмыслены и адаптированы  к нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать,  и в немалой степени с помощью налоговой политики.         

      Следует также иметь в виду ,  что  установление  высокого уровня   налогового  изъятия  с  целью  решения  прежде  всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться  основой  налоговой  стратегии  на сколько - нибудь продолжительный период.  Использование принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения его бездефицитности неизбежно ведет к установлению  завышенных  норм  налогообложения . При  этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом  поступлений  в  бюджет.  Совокупный

уровень  налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер . Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения,  поскольку препятствует  созданию  новых предпринимательских  структур  и  обрекает  на  массовые банкротства уже существующие.  В результате продолжается спад про-

изводства,  а значит,  резко сокращаются поступления в бюджет , что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной  стратегии:  иного выхода ,  кроме дополнительной эмиссии денег,  в этих условиях не предвидится.  Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц,  при котором налоги не оказывают угнетаю-щего  воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность,  а также на жизненный уровень населения, одновременно  обеспечивая в необхо-димом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации ) неконкурентно  способных предприятий  и  отраслей ,  закрепляющей существующую нерациональную струк-туру производства.  С другой стороны,  необходимо использовать налоговые мето-ды в качестве рычага,  влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и  стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.         

      В основе формирования налоговой политике лежат таким  образом , две взаимно увязанные методологические посылки : использование налоговых платежей  для  формирования  доходной  части бюджетов различных  уровней  и  решение фискальных задач  государства; использование  налогового  инструмента   в   качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности .         

      И если до недавнего времени считалось,  что высокий  уровень  налогов  и  степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют,  как правило,  высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения,  то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада  является  снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц .         

 Когда повышаются  налоги , чистые доходы граждан снижаются . Каждый в отдельности должен работать больше , чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов . Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того , чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте . Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда , дополнительным увольнениям , росту безработицы . Даже , если иногда складывается впечатление , что работник трудится с большей отдачей , стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов , производительность труда его в действительности снижается ,тормозя экономический рост страны в целом .

Фискальная  политика .         

 Представление  о том , что фискальные действия правительства могут иметь важное стабилизирующее воздействие на экономику , стало приобретать все более широкое признание в период “ Великой депрессии “ 30 - х годов .  Кейнсианская теория занятности играла ключевую роль в том , что целительным фискальным мероприятиям придается  такое значение .         

 Всем известно ,что первоочередной задачей государственного сектора является стабилизации экономики .         

 Политика  стабилизации представляет собой  действия правительства по контролю  над экономической ситуацией  с целью максимально приблизить  объем ВНП  к его потенциальному уровню и поддержать низкие стабильные темпы инфляции .         

 Такая стабилизация  отчасти реализуется средствами фискальной политики , т. е. через манипулирование государственным бюджетом - расходами и  налого-обложением для достижения установленных целей .         

Информация о работе Налоговая политика , ее теоретические основы