Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в логическом обосновании сущности налоговой политики, ее развитии, а также рассмотрении основных видов и функций налогов.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

- сущность налоговой политики;

- принципы налогообложения;

- функции и основные виды налогов;

- налоговая система на современном этапе.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование налоговой политики……………………….5
Сущность налоговой политики…………………………………..…5
Обоснованность налоговой политики на НК РФ …........................7
Принципы налогообложения. Налоговое бремя…………………..8
Функции и виды налогов………………………………………..…10

Глава 2. Особенности налоговой политики, проводимой в 1999 – 2004 гг…….14

Глава 3. Особенности налоговой политики, проводимой в 2007 – 2009 гг…….25

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

=Макроэкономика=.docx

— 71.93 Кб (Скачать)

     С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части  второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых  глав второй части Налогового кодекса  РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 — 4 %.

     Кардинальные  изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение  в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения едина для всех хозяйствующих субъектов. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями. Реализация мер, предусмотренных в рамках данной главы, позволила снизить налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд. рублей, что составляет 1,9 % к ВВП.

     В целях совершенствования налогообложения  пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных  принципов налогообложения в  этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.

     Отдельным вопросом реформирования налоговой  системы России стало налогообложение  субъектов малого предпринимательства. Отмена гл. 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций вызвало  отрицательную реакцию со сторону  представителей малого бизнеса. Летом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривают сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер.

     Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 года, создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % (данная схема будет действовать до 1 января 2005 г.) и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности.

     С 1 января 2003 г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства). В этом же году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. Параллельно с работой по принятию новых глав Налогового кодекса вносятся изменения в действующие главы. В связи с принятием поправок к части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Министерстве продолжается работа по уточнению налоговых деклараций, инструкций и методических указаний по их заполнению.

     На  заседании Правительства РФ 23 апреля 2003 г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004—2006 гг.

     Так, с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке — 10 % для социально значимых товаров.

     Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».

     Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения  были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился  также механизм расчета среднегодовой  стоимости имущества. Введен новый  размер ставки — 2,2 % (ранее 2 %).

     Дальнейшие  шаги по реформированию налоговой системы  на 2005 г. предполагают осуществлять по следующим направлениям:

  • снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога (предполагается снизить ставку ЕСН и установить её в размере 26 % для доходов до 300 тыс. рублей, 10 % для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2 % с доходов свыше 600 тыс. рублей); 
  • реформирование режима налогообложения НДС: снижение ставки до 16 % и пересмотр возврата НДС экспортерам. В плане дальнейшего реформирования НДС активно обсуждается возможность предоставления налогоплательщиками счетов-фактур в электронном виде для налоговых органов; 
  • реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога (практика внедрения налога на недвижимость осуществляется сегодня в Тверской области, на будущий год предполагается перевод на данный налог еще ряда регионов); 
  • установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории особых экономических зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

     Реформирование  налогового администрирования в  РФ направлено на упрощение, сокращение документооборота, прозрачность и гибкость. Ведь достижение целей налоговой  реформы предполагает снижение налоговой  нагрузки не только за счет фискальной части нагрузки (уменьшение размера платежа, который зависит от ставки и налоговой базы), но и от административной части (то есть расходов, которые несет налогоплательщик и налоговые органы в связи с исполнением налогового законодательства). Практика показала, что снижение фискальной нагрузки по ряду налогов произошло с одновременным ростом административной нагрузки налогоплательщиков: вырос объем отчетности, усложнилась система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличился объем контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков.

     На  современном этапе налоговое  администрирование в рамках налоговой  реформы России осуществляется по следующим  направлениям:

  1. Изменение организационной структуры налоговых органов (2002—2005 гг.).
  2. Развитие информационных технологий.
  3. Совершенствование техники налогового администрирования.

     В качестве результата реформирования налоговой  системы России Министр Финансов РФ Алексей Кудрин привёл такие цифры: до 2000 г. уровень налоговой нагрузки составлял около 34 % от ВВП, в 2000 г. — 33,5 %, в 2001 г. — 33,9 %, в 2002 г. — 33,2 (см. рис. 2).  

     

     Рис. 2. Уровень налоговой нагрузки от ВВП

     В 2003 году налоговая нагрузка составила, по прогнозам, 31 % от ВВП. Налоговая нагрузка на экономику России в 2004 г. в результате налоговой реформы снизится до 29,4 % ВВП. Такой прогноз приводится в представленном в правительство докладе Минфина РФ «О мерах по совершенствованию налогового законодательства в РФ». В материалах подчеркивается, что в результате налоговой реформы за последние 5 лет существенно изменилась структура налоговых поступлений. Прежде всего, резко увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов, в первую очередь недр. Доля этих налогов возросла с 7,8 % в 1999 г. до 17,5 % в 2003 г. Одновременно с 16,6 % до 14,9 % сократилась доля налога на прибыль организаций, как наиболее чувствительного для бизнеса, что обусловлено введением с 2002 года нового режима его уплаты. Доля налога на доходы физических лиц увеличилась почти в полтора раза — с 8,7 % в 1999 г. до 12,9 % в 2003 г. (см. рис. 3). Сохранилась высокая доля налогов — примерно на уровне 25 %, предназначенных для пенсионного, медицинского и социального обеспечения.

     

Рис. 3. Изменение ставок некоторых видов налогов в период с 1999 по 2003 гг.

     22 апреля 2004 года заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил, что за прошедшие четыре года проведения налоговой реформы налоговая нагрузка в России снизилась с 35-36 % ВВП до 30 % ВВП, а без учёта энергетической составляющей — до 29 % ВВП.

     30 сентября 2004 года С.Шаталов заявил, что ликвидация внутренних оффшоров1 дала 100 млрд. рублей налоговых доходов. По его словам, налоговая реформа привела к серьёзным изменениям в налоговой системе, в частности за четыре года количество налогов сократилось более чем в 3 раза — с 50 до 15 и налоговая реформа сопровождалась последовательным снижением налоговой нагрузки. «В этих условиях вопрос совершенствования налогового администрирования выходит на первый план»,— подчеркнул С.Шаталов. Он отметил, что низкие ставки налогов дают государству право требовать их полной уплаты. Теперь перед государством стоит задача создать справедливую систему налогового администрирования, которая сократит издержки налогоплательщика и приведет к снижению затрат государства на сбор налогов. С.Шаталов отметил, что многие решения в ходе налоговой реформы были направлены на улучшение администрирования и перекрытие каналов ухода от налогов. Ярким примером является введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По сравнению с 1999 годом в 2004 году сбор налогов на природные ресурсы возрос в 8 раз благодаря НДПИ, сообщил он.

     20 марта 2006 года С.Шаталов заявил, что за период налоговой реформы, примерно с 2001 года, налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %. «Налоговая система кардинально изменилась с 2000 года. Количество налогов снизилось с 54 до 15»,— сказал С.Шаталов. Также произошло перераспределение налоговой нагрузки, ее смещение в нефтяной сектор. По словам С.Шаталова, сегодня в номинальном объёме нефтяники платят в 9,5 раза больше налогов, чем в 2001 году, увеличилась также их доля в налоговых поступлениях.

     Важнейшим результатом проводимой налоговой  реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что  стало одним из важных факторов поддержания  экономического роста. В последние  годы ежегодно принимались и вступали в силу решения, предусматривающие  существенное снижение налогового бремени.

     Налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение  общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объёму ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть за 2001—2005 годы снизилась с 33,6 % до 27,4 %.

     Всего за 2001—2005 годы в реальном выражении (без учёта влияния инфляции), было получено дополнительно около 2,6 трлн. рублей налоговых и иных обязательных платежей, что составило примерно 10,5 % к общему объёму таких платежей, поступивших за эти годы.  

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ В 2007 – 2009 ГГ.

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области.

     Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется  наличием множества специфических  для данного этапа проблем, среди  которых можно выделить недостаточный  уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для её построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта 2 отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

Информация о работе Налоговая политика РФ