Налоговая политика зарубежных стран и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Введение
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.
Цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы. Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает два основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговые системы зарубежных стран. Здесь проводится сравнительная характеристика налоговых систем США, Канады, Германии. В заключение кратко приводятся пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубежных стран.

Глава I. Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
Своими историческими истоками налоги уходят в древний мир, когда существовали такие из них, как поземельные, промысловые, с торговли, и другие. Налоги – исторически наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все больше и больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источник государственных доходов. Очень быстро налог стал явлением обыденным. Как сказал известный политический деятель США Бенджамин Франклин, «платить налоги и умирать должен каждый».

Глава II. Общая характеристика российской налоговой системы
Налоговая система России рассматривается нами через призму системы налогов, остальные же взаимосвязанные аспекты отодвинуты на второй план. Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных, региональных (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.

Глава III. Современное европейское налогообложение
Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80–х годов налоговые реформы несколько сближают их. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
1.2 Налоги: определение, сущность, функции и их классификация
1.3 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением
Глава II. Общая характеристика российской налоговой системы
Глава III. Современное европейское налогообложение
3.1 Налоги Германии
3.2 Налоги США
3.3 Налоги Канады
Глава IV. Сравнительная характеристика налоговой политики
России и Зарубежных стран
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

налог.rtf

— 911.50 Кб (Скачать)

     Таблица 3. Модели реализации налоговых полномочий.

     
Налоговые платежи Раздельное использование налоговых источников Совместное (параллельное) использование налоговых баз Разделение полученных налоговых доходов
Налог на прибыль   Канада США Россия* Германия
Личный подоходный налог (налог на доходы физических лиц)   Канада США Германия Россия**
НДС Канада Россия   Германия
Налог с продаж Канада США Россия (до 2004 г.)    
Акцизы   Германия Канада США Россия
Налоги на имущество Германия Канада США Россия    

     * Формально в России в отношении налога на прибыль используется модель разделения полученных доходов, однако специфика ее реализации (самостоятельное установление налоговых ставок субъектами Федерации) позволяет отнести данный налог к категории совместного использования налоговых баз.

     ** В настоящее время этот налог полностью зачисляется в бюджеты субъектов Федерации, т.е. норматив распределения составляет: 100% - в субфедеральные бюджеты и 0% - в федеральный. 

     В Российской Федерации формально используются все три основные формы (модели) реализации налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако их роль отнюдь не одинакова. Доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна. Взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет в настоящее время регулируются нормативными актами и документами разного статуса и различной юридической силы следующих пяти категорий.

     Во-первых, это Налоговый кодекс РФ (часть первая и 17 глав второй части), регламентирующий основные общие элементы отношений в области налогообложения и порядок исчисления и уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов.

     Во-вторых, это федеральные законы о налогах и сборах, принятые по действующим налогам (кроме налогов, которые уже регулируются Налоговым кодексом РФ). К этой же категории актов можно отнести указы Президента РФ, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения до принятия соответствующих законодательных норм, а также ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете Российской Федерации, поскольку в них устанавливаются параметры распределения налоговых доходов (регулирующих налогов) между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

     Налоговый кодекс РФ (ст. 1) относит к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах фактически только первую из названных позиций, а также вторую в части принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ федеральных законов о налогах и сборах.

     В-третьих, это группа законов субъектов Российской Федерации, регулирующих введение, режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого региона, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации). К этой же группе следует отнести и законы субъектов Федерации в области формирования бюджетной системы соответствующего региона, где определяются нормативы распределения регулирующих доходов между бюджетом субъекта Федерации и муниципальными бюджетами на территории региона.

     В-четвертых, это нормативные акты органов местного самоуправления, которые регламентируют в пределах собственной компетенции введение в действие, режимы исчисления и уплаты налогов на территории соответствующего муниципального образования.

     В-пятых, это группа подзаконных нормативных актов, включающая инструкции и методические рекомендации Федеральной налоговой службы (Министерства по налогам и сборам) и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

     Рассмотрим в самом общем виде структуру российской налоговой системы, сложившуюся в начале XXI столетия, в таких основных аспектах, как:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • распределение налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
  • роль отдельных налогов в формировании общей величины до ходов бюджетной системы;
  • распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов), а также некоторые другие аспекты.

     Применительно к проблемам макроэкономического регулирования роли прямых и косвенных налогов различаются. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, также следуя в целом за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

     Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивного или пропорционального налогообложения). Доминирование тех или иных типов налогов (в первую очередь прямых и косвенных) отражает и общую политическую ориентацию государства. Считается, что, чем выше уровень демократичности государства, тем значительнее роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократизации общества, отражает тот факт, что при уплате прямых налогов граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля использования государством полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами), граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств и государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

     В рамках российской налоговой системы в целом не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов. Тем не менее их значение очень велико, причем основную роль косвенные налоги играют в формировании доходов федерального бюджета. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и в первую очередь федерального бюджета), а с другой - объективно понижает возможность контролировать использование этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан. В табл. 4. представлена структура российской налоговой системы, сложившаяся по итогам 2006 г., с точки зрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов. 

     Таблица 4. Структура российской налоговой системы в 2006 г.

     
Налоги Консолидированный бюджет Федеральный бюджет
% к итогу % ВВП % к итогу % ВВП
Прямые налоги 35,60 9,53 7,59 1,23
Косвенные налоги 48,40 12,96 75,46 12,20
Прочие налоги 16,00 4,28 16,95 16,16
 

     Структура российской налоговой системы с учетом основных налогов и их распределения по уровням бюджетной системы в 2006 г. представлена в табл. 5. Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступлений формируется около 24% налоговых доходов бюджетной системы. 

     Таблица 5. Структура российской налоговой системы в 2006 г.

     
Налоги Консолидированный бюджет Федеральный бюджет Бюджет субъектов Федерации
%к итогу % ВВП %к итогу % ВВП %к итогу %

ВВП

Налог на прибыль 19,32 5,17 7,59 1,23 37,20 3,94
Налог на доходы физических лиц 12,79 3,42 - - 32,29 3,42
НДС 23,82 6,38 39,44 6,38 - -
Акцизы 5,44 1,46 4,32 0,70 7,14 0,76
Таможенные пошлины 19,14 5,12 31,70 5,12 - -
Единый налог на вмененный доход 0,57 0,15 - - 1,44 0,15
Единый налог, взимаемый при упрощенной системе налогообложения 0,55 0,15     1,38 0,15
Налог на имущество организаций 2,38 0,64 - - 5,99 0,64
Налог на добычу полезных ископаемых 11,36 3,04 15,64 2,53 4,83 0,51
Земельный налог 0,98 0,26 - - 2,48 0,26
Прочие платежи за пользование природными ресурсами 0,56 0,15 0,38 0,06 0,85 0,09
Налог на игорный бизнес 0,22 0,06 0,01 0,00 0,55 0,06
Государственная пошлина 0,18 0,05 0,13 0,02 0,26 0,03
Прочие налоги и сборы 2,70 0,72 0,80 0,13 5,58 0,59
Итого налоговые доходы 100,00 26,77 100,00 16,16 100,00 10,60
Единый социальный налог* - 2,65 - 2,64 - 0,01

     * Единый социальный налог в 2004-2006 гг. частично зачисляется в доход федерального бюджета для финансирования базовой части трудовой пенсии. При этом в отчетности в разделе «Налоговые доходы» он не учитывался. 

     Для федерального бюджета роль НДС еще значительнее - более 39%. Вторым по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета является налог на прибыль - его доля составляет чуть более 19%. В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значимую роль (чуть более 7,6%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль наиболее значимая - 37,2%. На третьем месте по значимости и объемам поступлений стоит налог на доходы физических лиц - чуть менее 13%. Но в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации этот налог играет весьма существенную роль - на его долю приходится почти 33% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенные пошлины формируют более 19% доходов консолидированного бюджета и более 31% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от таможенных пошлин не поступают. Для бюджетов субъектов Федерации весьма значимы поступления налогов на имущество. Их доля в общей сумме налоговых доходов этой части бюджетной системы составляет около 6%. Доля налогов на имущество в доходах консолидированного бюджета скромнее - всего 2,4%. Налог на добычу полезных ископаемых формирует почти 11,4% налоговых доходов консолидированного бюджета и 15,6% федерального бюджета. Прочие платежи за пользование природными ресурсами играют относительно незначительную роль в формировании доходов бюджетной системы. За счет поступлений от них формируется менее 1% доходов консолидированного бюджета и около 1% доходов бюджетов субъектов Федерации.

     Таким образом, в рамках российской налоговой системы в целом доминируют косвенные налоги (13% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже - всего 9,5% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, формируется за счет косвенных налогов (около 75% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги: их доля в налоговых доходах составляет почти 72%. 

 

     Глава III.  Современное европейское налогообложение 

     Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан. Практически во всех странах налоговые системы имеют трехуровневый характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные, налоги, региональные налоги - земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные, налоги. По этой же общепринятой схеме построена и современная налоговая система Российской Федерации. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок. 

Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран и России