Налоговая преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть налоговую преступность и налоговую ответственность в России.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1.Дать характеристику налоговой преступности
2.Дать характеристику налоговой ответсвенности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 6
1.1 Налоговая преступность 6
1.2 Налоговые преступления в Налоговом и Уголовном кодексах России 14
Глава 2. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 18
2.1 Налоговая ответственность: общие положения 18
2.2 Принцип законности налоговой ответственности 25
2. 3 Принцип однократности налоговой ответственности 31
2. 4 Принцип ответственности за вину 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ -курсовой готов.doc

— 199.50 Кб (Скачать)
align="justify">    Как указал КС РФ, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для  всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений, должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности. При этом к основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава правонарушения, относится и вина, если в самом законе прямо и недвусмысленно не установлено иное (Постановление КС РФ от 27.04.2001 N 7-П).

    Налоговая ответственность наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата те или иные вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение его к налоговой ответственности (п. 2 ст. 109 НК РФ). Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ.28

    В частности, виновным может быть признано только вменяемое лицо, которое может отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. "Основанием для привлечения к ответственности всегда служит то, что правонарушитель сознательно избрал вариант поведения, вредный для общества, нарушающий норму права и справедливость" . Именно отсутствие свободной воли является главным критерием при формулировании обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения и, как следствие, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно ст. 111 НК РФ к таким обстоятельствам относятся:

    1) непреодолимая сила, то есть совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, вследствие стихийного  бедствия или других чрезвычайных  и непреодолимых обстоятельств;

    2) невменяемость, то есть совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, налогоплательщиком, находившимся в момент его  совершения в состоянии, при  котором это лицо не могло  отдавать себе отчета в своих  действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

    3) добросовестное заблуждение - выполнение  письменных разъяснений по вопросам  применения налогового законодательства, данных налоговым или другим  уполномоченным государственным  органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. Во всех этих случаях отсутствие свободной воли как основы для сознательно-волевого выбора поведения исключает виновность лица в совершении противоправных действий (бездействия).29 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В работе были рассмотрены проблемы налоговой преступности и налоговой ответственности в Российской Федерации. Как неоднократно отмечалось в работе, тема данного исследования актуальна, т.к. правовой институт уголовного права, регламентирующий критерии уголовной ответственности за налоговые преступления защищает одну из самых важных сфер общественных отношений – сферу налоговых отношений.

    Уплата  налогов играет для России да для  любого государства существенную роль, т.к. из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства. Так по данным министерства Финансов РФ, налоговые сборы составляют 75 % доходной части бюджета России. Соответственно, неуплата налогов ведёт к снижению притоков в бюджет денежных средств, что влечёт за собой недофинансирование расходных статей бюджета. Как правило, это статьи социальной направленности. Следовательно, не повышается зарплата работникам бюджетной сферы, пенсий, что подрывает авторитет государственной власти и ведёт к правовому нигилизму.

    Любой специалист в области налогообложения скажет, что с преступностью лучше не бороться, а заниматься её профилактикой. Такой профилактикой в сфере налоговых преступлений может стать приведение налогового законодательства в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями за налоговые преступления.

    Подводя итоги, можно сформулировать предложения, которые способствовали бы повышению уплаты налогов и исключили налоговую преступность.

    Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

    Предупреждение  налоговой преступности на общесоциальном уровне неразрывно связано с проведением  комплекса мер, направленных на развитие нормальных экономических рыночных отношений. Важнейшей задачей в этом направлении является сбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, поворот к решению назревших социальных проблем, постоянное внимание к воспитанию подрастающего поколения, формирование государственной идеологии. Данные задачи являются основными направлениями общекриминологического предупреждения преступности в сфере налогообложения. В числе мер общекриминологического предупреждения налоговой преступности на общесоциальном уровне в первую очередь необходимы:

    – стабилизация политической ситуации в России, укрепление и повышение авторитета политической власти, выработка стратегии и тактики налоговой и уголовной политики, а также политики идеологического воздействия на общество в целом;

    – стабилизация экономической ситуации, равенство и добросовестность всех субъектов экономических отношений, обеспечение их экономической свободы, которая способствует осуществлению предпринимательской деятельности на законных основаниях, добросовестной конкуренции; эффективность деятельности правоохранительных органов; устойчивость российской валюты, укрепление кредитно-денежной системы государства как важнейшего института экономики;

    – формирование системы налогообложения, которая бы создавала баланс публичных  и частных интересов, а именно удовлетворяла бы потребности государства и в то же время минимизировала вызванные уплатой налогов негативные последствия для их плательщиков.

    Для ликвидации социальной основы такого оправдательного мотива уклонения  от  уплаты налогов, каким является сохранение у себя средств, которые государство может нерационально использовать, необходимо обеспечить доверие к действиям правительства по использованию полученных в виде налогов средств. Для решения этой проблемы необходима прозрачность расходов государства (налогоплательщик должен знать, на что идут уплаченные им налоги), а также открытая публикация о размерах собранных налогов и расходовании их бюджетами всех уровней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    Нормативно  – правовые акты 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.// Российская газета.- 1993 .- 12 декабря .-С. 2-19
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)// Собрание законодательства РФ.-1998.- N 31.-ст. 3824.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13.06.1996  (ред. от 17.12.2009)// Собрание законодательства РФ.- 17.06.1996.-N 25, ст. 2954
  4. О федеральных органах налоговой полиции: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года// Собрание законодательства РФ".-06.01.1997.-N 1.-ст. 197
  5. О разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 года по жалобе закрытого акционерного общества "Производственно - коммерческая компания "Пирамида" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с ходатайством Центрального банка Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 N 4-О// Собрание законодательства РФ.-06.03.2000.-N 10.- ст. 1166
  6. По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П// Собрание законодательства РФ.- 25.07.2005.-N 30 (ч. II).-ст. 3200

    Общая и учебная литература

  1. Демин А.В.Налоговое право России: Учеб. пособ.- М.: РУМЦ ЮО, 2006
  2. Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления. М.: Омега-Л, 2004.- С. 109
  3. Кинсбургская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговые преступления по законодательству РФ. Научно практический комментарий законодательства и судебной практики. -М.:Инфра-М, 2007.- С. 115
  4. Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления.- М.: ОМЕГА-Л, 2004. С. 13
  5. Кучеров И.И. Налоговые преступления.- М.: Инфра-М, 2007.- С. 44
  6. Налоговое право: учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.:ИНФРА-М, 2004.- С.1 45
  7. Толмачев И.А Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.-М.: Издательство «РОСБУХ», 2009 .-С.5-190
  8. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие.-М.: Издательство ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.-С.30-203

    Статьи  

  1. Баграев С.П. О понятии налоговой преступности // Финансовое право.- 2004. -№ 5
  2. Бадаев А.Е.Налоговая преступность - слагаемое экономической преступности (по материалам регионов Российской Федерации)//Безопасность бизнеса. 2008.- № 3.- С. 35-41.
  3. Дьяконов В.В.Общая характеристика преступлений в налоговой сфере//
  4. Теория и практика общественного развития.- 2008. -№ 2.- С. 121-130
  5. Древаль Л.Н., Полякова С.А.К вопросу о налоговой ответственности//Вестник Московского университета МВД России. -2009. -№ 3. -С. 160
  6. Затулина Т.Н.Взаимосвязь конституционно-правовой и налоговой ответственности//Налоги. -2008. -№ 4. -С. 15
  7. Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М., 2004. С. 13–14.
  8. Кучеров И. Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообложения. // Предпринимательское право. -2009. -№5–6.- С. 8
  9. Лермонтов Ю.М.Спорные вопросы привлечения к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ//Налоговая политика и практика.- 2009.- № 10.- С. 53
  10. Лиханова И.И. Криминологическая характеристика налоговой преступности// Известия Иркутской государственной экономической академии.- 2007.- № 1.- С. 70-72.
  11. Налоговая ответственность//Налоги и финансовое право. -2008.- № 11.- С. 215
  12. Пантюшов О.В.Процедура привлечения к налоговой ответственности //Налоговая политика и практика. -2007. -№ 2.- С. 25
  13. Староверова О.В. Налоговая преступность в системе теневой экономики//Современное право.- 2006.- № 7. -С. 12-14
  14. Тютина Ю.В.О месте налоговой ответственности //Законы России: опыт, анализ, практика. -2008. -№ 2. -С. 66
  15. Тюнин В. Налоговые преступления в Уголовном кодексе России // Российская юстиция.- 2004.- № 2.- С. 62–65
  16. Чибинёв А.Л. Юридическая ответственность и проблемы определения налоговых правонарушений в России//Мир экономики и права. -2009.- № 2.- С. 30
  17. Шарипова А.Р.Конституционные основы противодействия преступлениям в сфере налогообложения//Правовое государство: Теория и практика. -2009.- Т. 17.- № 3.- С. 58-61.

Информация о работе Налоговая преступность