Налоговая реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Проблема взимания налогов очень актуальна на современном этапе. Как известно, налоги являются одним из основных источников пополнения бюджета РФ, а соответственно и финансирования всех направлений их деятельности.
Налог - это порождение государства. С экономических позиций налоги представляют собой индивидуально безвозмездное перераспределение ресурсов из частного сектора экономики в общественный. Обязанность по уплате налогов обычно не связана с обязанностью государства выполнять определенные функции.

Содержание

Введение … ………………………………………………..…………………....3

Глава 1. Экономическая сущность налогов и налогообложения …...……….5

1.1 История возникновения налогов………………. …….………...5

1.2 Понятие и функции налогов…………..………………………...6

1.3 Принципы налогообложения……………………………………

Глава 2. Налоговая реформа в России .…….....………………………………10

2.1 Основные направления налоговой реформы…………………..10

2.2 Этапы реформирования налоговой системы…………………..10

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации ……………………..….17

3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ …………...17

3.2 Направление совершенствования налоговой системы РФ…...17

Заключение ………...…………………………………………………………...24

Список использованных источников…..…..………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Макроэкономике (налоги).doc

— 170.50 Кб (Скачать)

          Необходимо отметить, что административные реформы начались и проводились в Российской Федерации при отсутствии единой, продуманной, четкой концепции модернизации государства. Кроме того, отсутствовали четкие критерии и представления о конечных целях преобразований. Первые шаги по реформированию системы государственного управления выявили общую неподготовленность реформ и спонтанность осуществляемых действий. Вместо разработки стратегии реформирования государственного аппарата с ориентацией его на будущие потребности российского государства был выбран путь постепенного устранения недостатков, решения разного рода тактических, а не стратегических задач.  
          Точкой отсчета следующего этапа реформирования системы исполнительной власти в Российской Федерации является принятие ряда нормативно-правовых актов Президентом Российской Федерации в период с момента октябрьских событий 1993 года в Москве до принятия Конституции Российской Федерации в декабре того же года. Так, например, Указом от 7 октября 1993 г., Президент Российской Федерации отменил ответственность глав администраций перед Советами и продлил мораторий на выборы глав регионов в краях и областях.

          Исполнительная власть в тот период была фактически подконтрольна законодательной в лице Съезда Народных Депутатов Российской Федерации, высшего органа государственной власти, избираемого на 5 лет и Верховного Совета Российской Федерации – постоянно действующего законодательного и контрольного органа, избираемого на тот же срок. Органом исполнительной власти являлся Совет Министров – Правительство Российской Федерации.

                В целом же октябрьский нормативный комплекс включал в себя:  
- роспуск региональных и местных Советов, ознаменовавший полную ликвидацию системы Советов;  
- продление моратория на выборы глав администраций;  
- реорганизацию института представительной власти в регионах путем сокращения численности парламентов и урезания их полномочий;  
установление полного президентского контроля за вертикалью исполнительной власти.

       Таким образом, становится очевидным, что в России, в результате, так называемых "демократических реформ", реализованных с помощью государственных переворотов 1991 и 1993 годов, установлен режим власти, полный и многосторонний анализ структуры которой предстоит ещё произвести, но по результатам деятельности власти и по механизму управления государством и обществом, эту власть, по форме, следует отнести к фашисткой, а по механизму и способам формирования и управления, бандитской. 
        В пользу такого вывода говорят результаты деятельности власти России за последние шесть-девять лет, после государственных переворотов 1991 и 1993 годов, в результате которых ограблен весь народ и разрушена, практически вся, промышленность страны. Общий экономический ущерб, нанесенный государству и её гражданам превышает, по оценкам многих экономистов и экспертов, 10-15 трлн. долл. США.

         В настоящее время попасть на приём к руководителю государства или государственному служащему любого ранга, или, даже к депутату, не говоря уже о президенте страны, не возможно, ни практически, ни теоретически. Письма, посылаемые в органы власти, если даже и регистрируются, остаются без ответа в значительном большинстве случаев, поскольку в настоящее время руководители органов власти сами для себя провели соответствующие решения, освобождающие их от обязанности отвечать на письма граждан страны, в том числе и их избирателей. 
 
 
 
 
 

 

                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 

                      3. Совершенствование налоговой политики в РФ.

                          3.1 Налоговая система на современном этапе. 

           Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (принята часть первая и пять глав второй части), с действующими еще некоторыми положениями Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-I, Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., а также ряда законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В этих законоположениях определены принципы построения налоговой системы, ее структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.

       На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

      В зависимости от органа, который взимает  налог и его использует, различают: федеральные налоги, региональные налоги – налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги, а также специальные налоговые режимы (система налогообложения на сельхозпроизводителей, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

      Первоначально (с началом реформ) насчитывалось 17 федеральных налогов. Затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать  налог на прибыль, как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был упразднен.

      Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций было отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

      В настоящее время действует 15 федеральных  налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

      Полностью в федеральный бюджет поступают  таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц – это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80 % доходов федерального бюджета.

        Форма налогообложения зависит от видов деятельности предприятия, от размера затрат на оборотные средства… Другими словами от масштабов предприятия. Общий режим (система) налогообложения означает уплату основных налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), т.е. процент от заявленного дохода; выплаты в фонды социального страхования за сотрудников (с 2010 года вместо единого социального налога, ЕСН); налог на имущество, на прибыль. Индивидуальные предприниматели также платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ), и, как известно, он составляет 13% от «чистой прибыли» - прибыли, оставшейся после оплаты очередных расходов (оплата коммунальных платежей, арендная плата, закуп сырья и другие). Общество с ограниченной ответственностью платит НДФЛ в размере 9% и только после принятия решения о выплате дивидендов учредителям (раз в квартал).

         Налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием, или занижением налогооблагаемого дохода).

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3.2 Направление совершенствования налоговой системы в РФ

        Совершенствование действующей налоговой системы проводится в рамках налоговой реформы. Она связана с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как закона прямого действия сегодня очевидна. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.

        В условиях перехода к рынку налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:

- разумном сочетании прямых и косвенных налогов, позволяющих учесть имущественное положение налогоплательщиков и их доходы;

- определении оптимального размера ставки налогов;

- использовании системы налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования;

- четком разделении налогов по уровням государственного управления;

- четкости и ясности налогового законодательства;

- соответствии налоговой системы РФ международным нормам налогового права.

        Большинством экономистов признано, что резкие изменения в налоговой системе лишь породят неуверенность экономических агентов в своей будущей предпринимательской деятельности. Поэтому стабильность налоговой системы является одной из важных предпосылок выхода страны из кризиса, роста предпринимательской активности и привлечения в страну иностранного капитала. Россия делает первые шаги в направлении интегрирования в мировую экономику, преследуя цель вступить в ЕС и заключить новые международные соглашения об избежание двойного налогообложения. Кардинальное изменение действующей налоговой системы ставит под сомнение выполнение этой задачи и сделает Россию закрытой для иностранных инвесторов. Налоговый кодекс является законом прямого действия. Прежде всего, он четко определяет вопросы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, права и обязанности обоих субъектов налоговых отношений, процедурные вопросы, связанные с обжалованием решений налоговых органов.

          Основным направлением совершенствования налоговой политики, предусмотренным в проекте остальных частей Налогового кодекса, должно стать изменение методологического подхода при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.  В налоговых  законодательствах всех стран, входящих в Европейский Союз, заложен  единый подход к определению налогооблагаемой базы как юридических, так  и физических лиц.

         Основные направления налоговой реформы должны предусматривать следующее:

- изменение методологического подхода при определении облагаемой базы для исчисления налога на прибыль, предполагающее исключение налога на прибыль, предполагающее исключение из доходов, полученных налогоплательщиком, расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

- пересмотр норм амортизационных отчислений, позволяющих  обеспечить своевременное восстановление основных фондов, внедрение прогрессивных методов амортизации, предусматривающих более быстрое списание основных фондов в течение первых лет их эксплуатации;

- введение механизма индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость продукции, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

- рассмотрение возможности покрытия убытков предприятий не только за счет прибыли последующих периодов, но и за счет прибыли прошлых лет.

         Некоторые из этих положений нашли отражение в проекте остальных частей Налогового кодекса. В нем, в частности, предусмотрено изменение методики определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а плательщикам этого налога разрешено исключать из полученных доходов расходы, связанные с их извлечением.

        Однако после признания необходимости использования такого подхода при исчислении налогооблагаемой прибыли следует длинный перечень исключений из этого правила. В частности, не могут быть отнесены на себестоимость расходы связанные с выплатой процентов по займам, выплатой дивидендов, представительские и командировочные расходы, расходы, связанные с обучением и повышением квалификации сотрудников, сверх установленных правительством лимитов и др. Такой усеченный вариант определения налогооблагаемой базы по сравнению с западной моделью (при которой все расходы по ведению бизнеса исключаются из налогооблагаемой базы), как и раньше, базируется на приоритете фискальных интересов государства над интересами налогоплательщиков.

     Предусмотрен  новый порядок амортизации основных средств. Изменения касаются, во-первых, группировки имущества, подлежащего амортизации - их только четыре (здания и сооружения; автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника и информационные системы; технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование; нематериальные активы), что значительно упрощает исчисление амортизации; и, во-вторых, некоторого увеличения норм амортизации, не пересматривавшихся с 1991 г. Однако и в новых правилах амортизации по-прежнему утвержден лишь один метод исчисления амортизации - линейный. Следует предусмотреть и нелинейную амортизацию, то есть более быстрое списание основных средств в первые годы их эксплуатации, что позволит в известной мере компенсировать влияние инфляционных факторов.

Информация о работе Налоговая реформа