Налоговая система: понятие, состав, структура, организационные принципы построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является весьма актуальной, так как среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение. 3
1.Понятие, состав ижструктура налоговой системы. 5
1.1.Сущность налоговой системы. 5
1.2. Состав налоговой системы. 8
1.3.Структура налоговой системы. 12
2.Организационные принципы построения налоговой системы. 16
2.1.Рациональность налоговой системы. 16
2.2.Стабильность налоговой системы. 19
2.3.Справедливостьижэкономичность налоговой системы. 21
Заключение. 23
Список использованной литературы. 25

Работа содержит 1 файл

налоговая система диск.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


                                                                                                                                                                                       

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение.                                     3

1.Понятие, состав ижструктура налоговой системы.                            5

1.1.Сущность налоговой системы.                              5

1.2. Состав налоговой системы.                                                              8

           1.3.Структура налоговой системы.                                12

2.Организационные принципы построения налоговой системы.        16

2.1.Рациональность налоговой системы.                        16

2.2.Стабильность налоговой системы.                                                    19

2.3.Справедливостьижэкономичность налоговой системы.                 21

           Заключение.                            23

Список использованной литературы.                            25


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Темой данной курсовой работы является налоговая система: понятие, состав, структура, организационные принципы построения.

Цель курсовой работы – всестороннее рассмотрение проблем, связанных с означенной темой.

   Для достижения поставленной целижв курсовой работе решаются следующие задачи: определение сущностижналогов ижналоговой системы, принципов налогообложения, исследование ролижналоговой системы в рыночной экономике ижпроблем ее совершенствования.

Данная тема является весьма актуальной, так как средижэкономических рычагов, прижпомощижкоторых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономикижлюбое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как ижвся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

В данной работе использовались методы анализа ижсравнения экономических фактов.

Применение  налогов  является одним из экономических методов управления ижобеспечения взаимосвязижобщегосударственных интересов с коммерческимижинтересамижпредпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственностиж ижорганизационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственностиж с  государственнымижижместнымижбюджетами, с банками, а также с вышестоящимижорганизациями. Прижпомощиж налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход ижприбыль предприятия.

           Налогижпоявились с разделением  общества на классы ижвозникновением государства. В историижразвития общества еще нижодно государство не смогло обойтись без налогов,  поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему  требуется определенная  сумма  денежных  средств,  которые могут быть собраны только посредством налогов.  Исходя  из  этого минимальный размер  налогового  бременижопределяется суммой расходов государства на исполнение  минимума  его  функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство,  тем больше оно должно  собирать налогов.

       В  условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль иж значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения ижразвития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налогижгосударство может проводить энергичную политику в  развитииж наукоемких производств ижликвидациижубыточных предприятий.

Установление ижотмена налогов, сборов, пошлин иждругих платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной властижижв соответствиижс законом.

Таким образом, налогижвыражают обязанность всех юридических ижфизических лиц,  получающих доходы,  участвовать в формированиижгосударственных финансовых  ресурсов.  Поэтому налогижвыступают важнейшим звеном финансовой политикижгосударства в современных условиях.


1.ПОНЯТИЕ, СОСТАВ ИжСТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1.Сущность налоговой системы

 

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин ижсборов, взимаемых на территориижгосударства в соответствиижс Налоговом кодексом, а также совокупность норм ижправил, определяющих правомочия ижсистему ответственностижсторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое ижвыполняющих единую задачу - изъятие налогов ижсборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты ижвнебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов ижсборов, изымаемых соответствующимижорганамижс субъектов налога (налогоплательщиков).[1]

К налоговой системе, как ижиной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять.

Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признакамиж(критериями), характеризующимижее оптимальность ижэффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнестижследующие:

- рациональность;

- оптимальность;

- минимизацию количества элементов, составляющих налоговую систему;

- справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени;

- простоту исчисления налогов;

- доступность ижпонимаемость налогообложения налогоплательщиками;

- экономичность;

- эффективность иждр.

Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, срокижуплаты ижответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политикижгосударства , имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

Можно выделить следующий принцип -  множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа прижсозданиижналоговых систем в большинстве стран объясняется, тем что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологическижвыдержать легче, чем один, но высокий.

Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета ижизъятия налогов, так ижналоговых ставок. Правила ижвиды налогов могут иждолжны меняться с изменением экономических условий, но этижизменения должны быть по возможностижкрайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть увереннымижв своем экономическом ижфинансовом развитии. Делает привлекательнымижинвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так ижвсей экономикижстраны -  стабильная система налогообложения.

Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на “ свой” объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.

В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Ижнаконец, налогиждолжны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) ижт.п.

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налогижиспользуются как инструмент экономической ижструктурной политики, уровень налогового бременижустанавливается в зависимостижот конкретных задач государственного регулирования ижособенной экономической ситуации.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которымижустанавливаются конкретные методы построения ижвзимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся :

а) субъект налога илижналогоплательщик  - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактическижуплачивает налог;

в) объект налога - доход илижимуществ, с которого начисляется налог  (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары  ижт.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара ижт.д.).


1.2. Состав налоговой системы

 

Налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов: 1) Налоговые органы; 2) Налоговое законодательство; 3) Налоги; 4) Пошлины; 5) Сборы; 6) Другие платежи.

Под налоговымижорганамижпонимаются органы, участвующие в налоговых правоотношениях ижобеспечивающие взимание налогов с налогоплательщиков. В соответствиижс Конституцией РФ "Каждый обязан платить законно установленные налогижижсборы'' (Статья 57). Однако налогоплательщикижне всегда добросовестно выполняют своижобязанностижперед государством, допускают различные нарушения налогового законодательства – от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государстве любой общественно-экономической формациижсоздается определенная система учета налогоплательщиков ижконтроля за полнотой ижсвоевременностью уплаты имижначисленных налогов ижобязательных платежей. В Российской Федерациижэту функцию выполняют налоговые органы РФ. Их правовое положение определено Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», НК РФ, ижрядом других нормативно-правовых актов. Так, согласно ст. 30 НК РФ - налоговымижорганамижв РФ являются Министерство РФ по налогам ижсборам ижего подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, полномочиямижналоговых органов обладают таможенные органы ижорганы государственных внебюджетных фондов.[2]

Второй элемент налоговой системы – налоговое законодательство. Традиционно в советской теориижгосударства ижправа понятием «законодательство» охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, имевшие нормативный характер. Однако принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства России,-создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих ижразвивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех илижиных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

Конституция РФ не допускает взимания налога илижсбора на основе указа, постановления, распоряжения илиждругого акта органа исполнительной власти. На этих конституционных положениях базируется ижНК РФ. Cогласно п. 1, 4 иж5 ст. 1 частижпервой НК РФ понятие «законодательство о налогах ижсборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах ижсборах, которое состоит из НК РФ ижпринятых в соответствиижс ним федеральных законов; во-вторых - законодательство субъектов РФ о налогах ижсборах, которое состоит из законов ижиных нормативных правовых актов о налогах ижсборах, принятых законодательнымиж(представительными) органамижвластижсубъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах ижсборах, принятые представительнымижорганамижместного самоуправления. Таким образом, акты органов исполнительной властижне составляют законодательства о налогах ижсборах.

В действительностижналоговые отношения регулируются не только законами, но ижподзаконнымижактами. Однако необходимо учитывать, что только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной властижсубъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением ижсборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах ижсборах. Этижакты не могут изменять илиждополнять законодательство о налогах ижсборах (ст. 4 частижпервой НК РФ).

Таким образом, налоговое законодательство - совокупность норм, содержащихся в законах РФ ижпринятых на их основе законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов ижсборов, общие принципы налогообложения ижсборов, основания возникновения, изменения ижпрекращения отношений собственников ижгосударства по уплате налогов ижсборов, формы ижметоды налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Следующий элемент – налоги. Формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников – налогов, неналоговых доходов ижпрочих доходов. Прижэтом определяющим ижглавным доходным источником, являются налоговые поступления, удельный вес которых в консолидированном бюджете Россиижза все годы проводимых экономических реформ, не был ниже 82–83ж всех государственных доходов. Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы.[3]

Информация о работе Налоговая система: понятие, состав, структура, организационные принципы построения