Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.

Задачи курсовой работы:
в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система РБ2 .DOC

— 320.50 Кб (Скачать)

     Введение 
 

       Тема курсовой работы: «Налоговая система  Республики Беларусь и пути ее совершенствования».

      Функционирование  государственных объектов не возможно без какого либо финансирования, а  так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

      Цель  курсовой работы: рассмотреть налоговую  систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.

      Задачи  курсовой работы:

  • в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
  • охарактеризовать основные виды налогов;
  • проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
  • рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
  • проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
  • определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

 

       1  Налоговая система: теоретический аспект 

    1.1 Понятие и структура налоговой системы 

     Закреплённая  законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

     Выявляют следующие элементы налоговой системы:

    • субъект налогообложения (плательщик);
    • объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
    • налоговые льготы -  полное  или частичное  освобождение  от налога;
    • правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога;
    • ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.

     Для достижения оптимального налогообложения важно соблюдать общие принципы его построения.

     В основе построения налоговой системы  лежат следующие принципы:

    • всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования);
    • обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки; неуплата карается законом);
    • равно напряжённость (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования);
    • однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза);
    • стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными);
    • простота и доступность для  восприятия;
    • гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).

     Можно отметить, что налоговая система может быть двух- или трёхзвённой. Это зависит от степени разделения власти в стране. В Беларуси налоговая политика осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и местном. 

      1.2 Характеристика основных видов налогов 

     Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Так, по объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный, налог на прибыль) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижимость, земельный налог и т.д.). При прямых налогах лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же. К прямым налогам относятся такие налоги как:    

    • подоходный налог;
    • налог на прибыль и доходы;
    • налог на недвижимость;
    • сбор на развитие територий;
    • единый налог с ИП и иных физических лиц;
    • прочие прямые налоги и сборы.

     К косвенным налогам относятся  те, которые включаются в цену товара или услуги. При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации акциз возмещается ему потребителем, который фактически и стал плательщиком налога. По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (налоги с оборота, НДС и др.) и специальные (акцизы, налог на топливо и др.).

     К косвенным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • сбор за проезд авто-транспортных средств;
    • налог на услуги;
    • иные косвенные налоги и сборы.

     Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     По принципам построения различают пропорциональные (ставка остаётся неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.

     В зависимости от характера использования  налоги делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специфические имеют строго определённое назначение. 
 

      1.2 Роль налоговой системы в регулировании экономики 

     В экономике налоги выполняют столь  важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.   Налогам принадлежит решающая  роль в формировании  доходной части государственного бюджета. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет.

     Выделяют несколько функций налога. На первое место ставится функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.   Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую  рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.

     Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях: 

      - регулирование рыночных, товарно-денежных  отношений. Оно состоит главным  образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

     - регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства  в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей. Центральное место в комплексе экономических методов занимают налоги.   Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Другую функцию, которую они выделяют - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение  производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

     С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.   Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

     Последняя функция которую они выделяют - фискальная, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

 

      2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь 

     2.1 Структура налоговой системы Республики Беларусь 

     Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

    • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
    • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
    • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
    • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
    • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
    • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
    • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

     Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность  нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

     В налоговом законодательстве нашли  отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

     В механизме построения налоговой  системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования