Налоговое право: история законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:13, доклад

Описание работы

I этап (1918-1921 гг.) - налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления,
а прямая экспроприация "буржуазии". Применялась контрибуция с богатых - высокие "чрезвычайные революционные
разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%. В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат.

Работа содержит 1 файл

НП (1 СЕМИНАР).docx

— 18.27 Кб (Скачать)

I этап (1918-1921 гг.) - налоговая  система практически ликвидируется.  
После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы.  
В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления,  
а прямая экспроприация "буржуазии".  
Применялась контрибуция с богатых - высокие "чрезвычайные революционные  
разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.  
В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов.  
Был полностью расформирован налоговый аппарат.  
В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов:  
на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п.  
В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы  
и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.  
Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти,  
были следующие:  
27 ноября (7 декабря) 1917 г. - "О взимании прямых налогов, об уплате  
подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за  
нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и  
тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами  
Красной гвардии и милиции".  
30 октября 1918 г. - "О введении чрезвычайного революционного налога  
на сельских хозяев".  
26 июня 1921 г. - "О введении первого государственного промыслового налога".

 

II этап (1921-1930 гг.) - период  НЭПа, восстановление и развитие  
налогообложения.  
1921-1923 гг. Преобладающее значение получили косвенные налоги.  
В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар,  
керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку.  
Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные  
предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили  
подоходный налог в размере 8%.  
Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся  
сельскохозяйственный налог.  
Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В 1923-1927 гг.  
сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений,  
или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет.  
В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.  
8 декабря 1922 г. вышел "Декрет Всероссийского Центрального  
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении  
Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати  
обязательных статей".

 

III этап (1931-1941 гг.) - ликвидация  созданной во время нэпа системы.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе  периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444). В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 г.

В государственный бюджет поступали также таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы, налог  со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой  реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный  перечень местных налогов включал  налог со строений и земельную  ренту.

 

IV этап ( 1941-1960 гг.) - частичное восстановление налоговой системы,

что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой  Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 г. В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

 

V этап (1960-1964 гг.) - частичная  ликвидация налоговой системы,  созданной на IV этапе. В 60-е  годы вносятся существенные изменения  в формы и методы аккумуляции  централизованных и децентрализованных  фондов денежных ресурсов.

Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных  предприятий и общественных организаций. В 1960 г. была предпринята попытка  постепенного снижения,

вплоть до отмены, налогов  с заработной платы рабочих и  служащих

 

 

VI этап (1965-1989 гг.) - реформирование  налоговой системы. В 1965 г. был  установлен обязательный платеж  государственных предприятий, получивший  название "плата за основные  фонды и оборотные средства". Вводится подоходный налог с  колхозов. В 1966 г. - вводятся рентные  платежи и затем платы за  фонды. В 1971-1975 гг. проведено снижение  налогов с населения. Отменены  налоги с заработной платы  рабочих и служащих, получающих  до 70 рублей в месяц. В 80-е  гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный  налог, налог с владельцев транспортных  средств

 

VII этап (с 1990 г.) - начало  полномасштабного восстановления  налоговой системы. Апрель 1990 г. - принятие Закона "О подоходном  налоге с граждан СССР,иностранных граждан и лиц без гражданства". Июнь 1990 г. - принят Закон "О налогах с предприятий, объединений и организаций". Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы".

Отдельные изменения в  налоговую политику были внесены  Указом Президента Российской Федерации  от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с  субъектами Российской Федерации с 1994 г.

" Этим Указом был  осуществлен переход от принципа  единства налоговой

политики к налоговой  децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 21 ноября 1991 г. - Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). 27 декабря 1991 г. - принят Закон "Об основах налоговой системы в РФ .          31 декабря 1991 г. - утверждено "Положение о налоговой службе Российской Федерации". Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре

и принципам построения новая  налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой  практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически  соответствует общепринятому в  современной рыночной экономике  и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся  в нашей практике ранее.

 

VIII этап (с 1998 г.) - завершающий  этап формирования налоговой  системы в Российской Федерации  31 июля 1998 г. - принята первая часть  Налогового кодекса Российской  Федерации N 146-ФЗ:

Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года Введен в действие с 1 января 1999 года.

Принятие Налогового кодекса  позволяет систематизировать действующие  нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически  цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной  базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных  документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 г. - Указом Президента Российской Федерации № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской

Федерации по налогам и  сборам.


Информация о работе Налоговое право: история законодательства