Налоговое правоотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Содержание

1. Понятие и виды налоговых правоотношений
2. Субъектный состав налогового правоотношения
3. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений
3.1. Таможенные органы. Федеральная таможенная служба
3.2. Органы внутренних дел
3.3. Финансовые органы
4. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов
5. Задача
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Налоговое правоотношение 2.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

получать от Министерства финансов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления -- по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или  инвестиционный налоговый кредит в  порядке и на условиях, установленных  НК РФ;

на своевременный  зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

присутствовать при  проведении выездной налоговой проверки;

получать копии  акта налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также налогового уведомления и требования об уплате налогов;

требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и  сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых органов  и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

требовать соблюдения налоговой тайны;

требовать в установленном  порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют  также иные права, установленные  Налоговым кодексом РФ и другими  актами законодательства о налогах  и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Законодательство  не только закрепляет соответствующие  права, но и гарантирует их. Так, в  соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями  должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Налогоплательщики (плательщики  сборов) как субъекты налоговых правоотношений не только имеют права, но и несут  определенные обязанности.

Налогоплательщики обязаны:

уплачивать законно  установленные налоги;

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

вести в установленном  порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая  обязанность предусмотрена законодательством  о налогах и сборах;

представлять в  налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;

представлять налоговым  органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах  и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

предоставлять налоговому органу необходимую информацию и  документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;

в течение четырех  лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций -- также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Налогоплательщики -- организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

об открытии или  закрытии счетов -- в десятидневный  срок;

обо всех случаях участия  в российских и иностранных организациях -- в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, -- в срок не позднее  одного месяца со дня их создания, реорганизации  или ликвидации;

об объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации -- в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

об изменении своего места нахождения или места жительства -- в срок не позднее десяти дней с  момента такого изменения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или  ненадлежащее выполнение возложенных  на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или  плательщиком сбора;

с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

со смертью налогоплательщика  или с признанием его умершим  в порядке, установленном гражданским  законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

с ликвидацией организации-налогоплательщика -- после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Исходя из конституционной  нормы (ст. 57 Конституции РФ) о том, что каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность  по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством  о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

В случае неуплаты или  неполной уплаты налога в установленный  срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся  на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика  в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Взыскание налога с  организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено  НК РФ. Взыскание налога с физического  лица производится в судебном порядке.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. При уплате налогов наличными денежными средствами обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи.

Если обязанность  по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

В случае неуплаты или  неполной уплаты налога в установленный  срок данная обязанность исполняется  принудительно путем обращения  взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Решение о взыскании  налога, сбора, пени принимается налоговым  органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности  по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании  доводится до сведения налогоплательщика  в срок не позднее пяти дней после  вынесения решения о взыскании  необходимых денежных средств.

Помимо прав и обязанностей налогоплательщиков содержание налогового правоотношения включает в себя права и обязанности иных субъектов правоотношения, в частности налоговых органов.

Налоговые органы вправе:

требовать от налогоплательщика  или налогового агента документы  по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика  или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании  письменного уведомления в налоговые  органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для  дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;

приостанавливать  операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество  налогоплательщиков и иных лиц в  порядке, предусмотренном НК РФ;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

определять суммы  налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным  путем на основании имеющейся информации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений или территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщиков и иных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах  и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также  пени в порядке, установленном Налоговым  кодексом РФ;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

привлекать для  проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

Заявлять ходатайства  об аннулировании или о приостановлении  действия выданных юридическим и  физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Налоговые органы имеют  право предъявлять в суды общей  юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых  санкций с лиц, допустивших нарушения  законодательства о налогах и  сборах;

Информация о работе Налоговое правоотношение