Налоговые правонарушения и пути их предотвращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности тематики, целью работы является: понять сущность налогового правонарушения его отдельные виды, причины и условия правонарушений. Задачами являются:
1) раскрыть понятие налогового правонарушения, его признаки, виды;
2) выяснить причины и пути предотвращения налоговых правонарушений.

Содержание

Введение
3
1. Налоговые правонарушения: понятие, признаки.
5
2. Виды налоговых правонарушений.
8
3. Пути предотвращения налоговых правонарушений.
18
Заключение.
31
Литература.
33

Работа содержит 1 файл

налоговые правонарушения и пути их пр.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Главой 14 НК РФ предусмотрены следую­щие виды контрольных мероприятий:

• получение объяснений, проверка данных учета и отчетности (п. 1 ст. 82 НК РФ); налоговые проверки (ст. 87 НК РФ);

• осмотр помещений и территорий, ис­пользуемых для извлечения дохода (при­были) (ст. 92 НК РФ);

• участие свидетеля (ст. 90 НК РФ);

• доступ должностных лиц налоговых ор­ганов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91 НК РФ);

• истребование документов при проведе­нии налоговой проверки (ст. 93 НК РФ);

• истребование документов (информа­ции) о налогоплательщике, платель­щике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ);

• выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ)

экспертиза (ст. 95 НК РФ);

• привлечение специалиста (ст. 96 НК РФ);

• участие переводчика (ст. 97 НК РФ).

Полученные в результате реализации ука­занных контрольных мероприятий сведения и документы формируют доказательственную базу, исследование которой позволяет налого­вому органу установить возможные признаки налогового правонарушения в действиях нало­гоплательщика.

Остановимся на основных мероприятиях налогового контроля – проведении выездных и камеральных налоговых проверок. Законодательство устанавливает, что предметом камеральной налоговой провер­ки является выявление ошибок в налоговой декларации, противоречий, несоответствия сведений, представленных налогоплательщи­ком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и получен­ным им в ходе налогового контроля. Предме­том выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Необходимо отметить, что по смыслу ст. 88–98 НК РФ выездная налоговая провер­ка в отличие от камеральной содержит более широкий арсенал методов контроля. Несмотря на многообразный арсенал мето­дов получения информации, наиболее широкое распространение получили только те из них, которые в полной мере позволяют обеспечить проверяющих необходимыми сведениями.

Истребование документов при проверке.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 31 НК РФ нало­говые органы вправе требовать от налогопла­тельщика по установленным формам докумен­ты, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Право на истребование у налогоплательщи­ка документов и сведений предоставлено на­логовому органу ст. 93 НК РФ. В соответствии с указанной статьей налогоплательщик обязан предоставить истребуемые документы на бу­мажном носителе в виде заверенных копий. Кроме того, законодательство предусматрива­ет возможность предоставлять запрошенные налоговым органом документы в электронном виде по установленным форматам по телеком­муникационным каналам связи.

Необходимые налоговикам документы должны быть предоставлены налогоплатель­щиком в течение 10 дней со дня получения со­ответствующего требования. В случае отказа проверяемого лица от представления запра­шиваемых документов или непредставление их в установленные сроки налогоплательщик мо­жет быть привлечен к ответственности, пред­усмотренной ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Повторное истребование документов.

С 1 января 2010 г. вступили в силу изме­нения в НК РФ, в соответствии с которыми представители налоговых органов не вправе требовать у проверяемого налогоплательщика документы, которые ранее уже были представ­лены в налоговые органы при проведении каме­ральных и выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового ко­декса Российской Федерации и в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенство­ванию налогового администрирования” – да­лее Закон № 137-ФЗ).

Однако такое правило применяется толь­ко в отношении тех документов, которые были представлены в налоговые органы по­сле 1 января 2010 г. (п. 16 ст. 1, ч. 3, 15 ст. 7 За­кона № 137-ФЗ).

Интересно, что налоговики могут истребо­вать документы у налогоплательщика не толь­ко в течение проведения выездной налоговой проверки, но и после ее окончания.

Такое право предоставлено налоговому органу при проведении дополнительных ме­роприятий налогового контроля, осущест­вляемых после окончания проверки. В каче­стве дополнительных мероприятий может проводиться истребование документов, осу­ществление допросов и проведение экспер­тиз.

Однако такое мероприятие может быть проведено только до вынесения решения по результатам проверки и должно сопрово­ждаться решением о проведении дополни­тельных мероприятий. Указанное решение вправе вынести руководитель налоговой ор­гана или его заместитель в случае, если в ходе рассмотрения материалов проверки будет установлено, что акт проверки не содержит до­статочных доказательств совершенного право­нарушения.

В решении о назначении дополнительных мероприятий излагаются обстоятельства, вы­звавшие необходимость их проведения, а так­же указываются срок и конкретная форма про­ведения таких мероприятий.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц документы и ин­формацию, касающуюся деятельности прове­ряемого налогоплательщика.

В случае если вне рамок проведения нало­говой проверки у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения ин­формации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать такую информацию у участников сделки или у иных лиц, которые располагают информацией о ней.

Для этого налоговый орган должен на­править письменное поручение об истре­бовании документов в налоговый орган по месту учета лица, которое, по мнению нало­гового органа, располагает указанными све­дениями. Поручение в таком случае должно содержать информацию о мероприятиях на­логового контроля, в рамках которого воз­никла необходимость в представлении до­кументов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки – сведения, позволяющие идентифицировать исследуе­мую сделку.

При получении поручения налоговый ор­ган по месту учета лица, у которого истребуют­ся документы, обязан направить ему требование об их представлении с приложением копии исполняемого поручения.

Статья 95 НК РФ предусмотрено, что при проведении выездных проверок может быть привлечен эксперт. Экспертиза в этом случае на­значается постановлением должностного лица налогового органа, которое должно содержать установленные указанной статьей сведения.

Необходимо отметить, что по итогам про­ведения экспертизы не предусмотрено состав­ление справки, а предусмотрено вынесение за­ключения эксперта. Такой вывод основан на нормах Федерально­го закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ “О государствен­ной судебно-экспертной деятельности в Россий­ской Федерации” и Положении о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел (утв. приказом МВД России от 01.06.1993 № 261).

Любые материа­лы, которые поступают к налоговому органу из МВД России и других ведомств, являются поводом для проверки. На основании поступающей информации налоговый орган может только принять реше­ние о проведении проверки, но не вправе на основании полученных документов привле­кать налогоплательщика к ответственности.

Выше были рассмотрены только некоторые из методов получения информации при про­ведении мероприятий налогового контроля, т. к. все многообразие используемых налоговы­ми органами способов слишком обширно. Анализируя полученную налоговым ор­ганом доказательную базу, которая, по его мнению, подтверждает совершение налого­плательщиком налогового правонарушения, всегда необходимо учитывать, что налоговики действуют в рамках узкого “коридора” полно­мочий, предоставленных им налоговым зако­нодательством.


Заключение.

Рассмотрев налоговые правонарушения, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же причины, условия, пути предотвращения налоговых правонарушений, можно сделать следующие выводы:

1.                  Налоговая ответственность является  развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.

2.                  Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс  Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как  общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.

Так  согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.

Данное противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109 Кодекса, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вина его не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.

3.    Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их применении. Прежде всего, это вязано:

- с несоответствием некоторых статей действующему законодательству – ст.126 Налогового Кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи нарушает положение ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом.

-   с  их  неудачным содержанием, которое в свою очередь порождает нарушение основных принципов права – ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данная статья указывает, что штраф должен взыскиваться как за полные, так и не за полные месяцы и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие от п.1 той же статьи, в которой говорится о минимальном размере штрафа, в результате чего нарушаются три вида принципов - дифференциации, индивидуализации, справедливости.

Таким образом, на современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии  законом.

В связи с эти одним из самых   актуальных моментов, связанных  законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм Налоговое законодательство Российской Федерации.


Литература.

Нормативные правовые акты

1.                  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)- М.,1999.

2.                  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ.

3.                  Налоговый кодекс  Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.

4.                  Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1991  №2118-1.

5.                  Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.1991 № 943-1.

6.                  Приказ МНС России от 18.08.2003 № БГ-4-06/23дсп.

7.                  Приказ МНС России от 17.11.2003 № БГ-3-06/627 “Об утверждении Единых требований к форми­рованию информационных ресурсов по каме­ральным и выездным налоговым проверкам”.

8.                  Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3- 06/333 “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.

9.                  Положение о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел (утв. приказом МВД России от 01.06.1993 № 261).

10.             Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации»// Справочная информация Консультант Плюс.

11.             Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ “О государствен­ной судебно-экспертной деятельности в Россий­ской Федерации”.

12.             Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового ко­декса Российской Федерации и в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенство­ванию налогового администрирования”

Научная литература

13.             Брызгалин А.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл.16 НК РФ. Практическая налоговая энциклопедия том 12. // Справочная информация Консультант Плюс.

14.             Мамедов А.А. Справедливость назначения наказания. – М.,2003.

15.             Принцип добросовестности и злоупотребление правом в сфере налогообложения (Д.В. Винницкий, «Право и экономика», №1, январь 2003г.

Учебная литература.

16.             Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. – ЗАО Юстицинформ – 2005.

17.             Карасев М.В. Финансовое право Российской Федерации- М.,2004.

18.             Крохина Ю.А. Налоговое право России. – М.,2003.

Информация о работе Налоговые правонарушения и пути их предотвращения