Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:01, доклад

Описание работы

Понятие «налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Однако ст. 2 НК РФ закрепляет круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:
отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, налоговые правоотношения — это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами налого

Работа содержит 1 файл

налоговое правоотношение.docx

— 28.58 Кб (Скачать)

Понятие «налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Однако ст. 2 НК РФ закрепляет круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:

  • отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
  • отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, налоговые правоотношения — это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами налогового права, носящих властно-имущественный характер.

Выделяют  следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права: 1) публичные субъекты; 2) органы власти; 3) организации; 4) физические лица.

Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых правоотношений. Ст. 9 НК РФ устанавливает четыре категории участников налоговых отношений:

    1)организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

    2) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налоговыми  агентами;

    3) налоговые  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы);

    4) таможенные  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области таможенного  дела, подчиненные ему таможенные  органы Российской Федерации).

Субъекты  налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях. Субъект налогового правоотношения характеризуется не индивидуальными, а особенными признаками, которые являются обобщением свойств конкретных их участников.

Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов — с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный характер.

Согласно  ст. 19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов — организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно  п. 2 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в  налоговых органах организаций  и индивидуальных предпринимателей и включение их в Единый реестр налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности  по уплате того или иного налога. То есть лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта  налогообложения.

Налогоплательщики подразделяются на физические лица и  организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие  от организаций не обязаны вести  бухгалтерский учет.

Согласно  ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся:1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства (апатриды).

Возраст и вменяемость не влияют на признание  физического лица налогоплательщиком.

К налоговым резидентам РФ, согласно ст. 11 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются. Налоговые резиденты РФ уплачивают налоги со всех доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, нерезидент — только с доходов, полученных на территории России.

Среди физических лиц в отдельную категорию  налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом.

  • Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика.
  • Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать  в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя (ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными (ст. ст. 27,28 НК РФ) либо уполномоченными (ст. 29 НК РФ) представителями налогоплательщика.

Налоговое законодательство отдельно выделяет такую  категорию налогоплательщиков, как  взаимозависимые лица (ст. 20 НК РФ). Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

  • одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
  • имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Этот  перечень не является исчерпывающим, поскольку  суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным  в НК РФ (п. 2 ст. 20 НК РФ). Главное, чтобы  отношения между ними могли с  точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Правовой  статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей.

Перечень основных прав, которыми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст. 21 НК РФ. Кроме того, налогоплательщики имеют иные права, установленные законодательством о налогах и сборах, например:

  • право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);
  • право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74 НК РФ);
  • право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ) и др.

    В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет:

  • обязанность уплачивать установленные налоги;
  • обязанность встать на учет в налоговых органах;
  • обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
  • иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Следует помнить, что обязанности могут  возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в  связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования  отдельных видов налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, а именно:

  • Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
  • Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
  • Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (гл. 25);
  • Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (гл. 23 и 24);
  • Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;
  • Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Налоговыми  агентами, в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему России. Налоговыми агентами могут быть организации (российские и постоянные представительства иностранных организаций) и физические лица (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников). Правовой статус налоговых агентов аналогичен статусу налогоплательщиков, однако ему присущи следующие специфические черты:

  • ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • правильное и своевременное исчисление, удерживание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
  • обеспечение в течение четырех лет сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных  на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность, в том  числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943—1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Информация о работе Налоговые правоотношения