Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:49, реферат

Описание работы

На основе этого можно определить задачи данной работы:
1. исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
2. изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
3. изучение действующих форм и методов налогового контроля;
4. определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие, основные элементы и виды налогового контроля………….5
Методы и формы налогового контроля……………………………….10
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………………………………16

Работа содержит 1 файл

налоговый контроль.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

     2. Методы и формы налогового контроля 

     Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных  процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

     При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные  и специально-правовые методы. Общенаучные  методы, такие, как анализ и синтез, статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность. До проведения радикальных экономических реформ 90-х годов теоретической и практической разработкой методов и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая наука, которая создала теоретическую базу и основы классификации различных методов осуществления контроля. Во многом это объясняется тем, что контроль за хозяйственной деятельностью ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо существенной самостоятельности в сфере экономической деятельности.[7,c.39] Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имел только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.

     В настоящее время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались, приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности, может привести к значительным правовым последствиям, например к отмене решений, принятых на основании неправомерно полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы.[3,c.67] Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля, при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание.

     Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками.

     Необходимо  отметить, что вопрос об определении  методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий).

     Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

     Налоговый кодекс устанавливает следующие  формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):

     · налоговые проверки;

     · получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

     · проверки данных учета и отчетности;

     · осмотр и обследование помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

     · другие формы.

     Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. [9,c.63]К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

     В последнее время в области  правового регулирования методов  и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма  регламентации контроля - стандарты  контрольной деятельности. Стандарты  контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов.  
 
 

     Заключение 

     Подводя итог, можно сказать, что важнейшим  фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

     · системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

     · использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

     · форм и методов налоговых проверок.

     Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

     Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим  направлениям:

     ·  повторные проверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах;

     · проведение перекрестных проверок;

     · использование косвенных методов  исчисления налогооблагаемой базы при  наличии законодательных норм.

     Субъекты  налогообложения обязаны вносить  налоговые платежи в установленных  размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса.

     По  оценкам специалистов, в хозяйственной  практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

     Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и  чем оно неустойчивее, тем сильнее  намерение скрыть налоги.

     Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

     Таким образом, сейчас в первую очередь  необходимо совершенствовать законодательную  базу, регулирующую организацию и  осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

     Налоговый контроль в России осуществляется в  трех формах: предварительный, текущий  и последующий, используются при  этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и документальные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

     Необходимость совершенствования форм и методов  налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

     Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих  процедур налогового контроля:

     · системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

     · использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

     · форм и методов налоговых проверок.

     Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: Российская газета, N 237, 25.12.1993. с, изм.  от 30.12.2010 N 6-ФКЗ, от 30.12.2010 N 7-ФКЗ, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон [от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005)] // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон  от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)
  4. Федеральный закон  Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Текст]: от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 17.06.2010).
  5. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» [Текст]: от 21 ноября 2006г. № 129-ФЗ в ред. от 23.07.2011г. № 123-ФЗ;
  6. Григорьев В.Л. Налоговое право. Элементы и виды налогового контроля  [Текст]: учебное пособие. – Спб.: 2010
  7. Пепеляева С.Г.  Налоговое право.  [Текст]: под ред. Корольков О.О/  М.: Юристь, 2009.
  8. Полянский К.Ю. Налоговое право.  [Текст]: учебник. М.: 2011.
  9. Русакова, В.А.Кашин, А.В.Толкушкин. [Текст]: Налоги и налогообложение. пособие для вузов. Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. — М.: ЮНИТИ, 2010.
  10. Черник В.Н. Морозов В.О. [Текст]: Основы налогового контроля. М.: юнити, 2010.

Информация о работе Налоговый контроль