Наложение ареста на имущество нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:45, реферат

Описание работы

Для начала необходимо определить понятие ареста имущества. Так, в белорусском законодательстве существует легальное определение ареста имущества, которое содержится в п. 1 ст.54 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее-НК). Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Еще один нормативно-правовой акт, который регламентирует арест имущества, Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 года № 36 «О некоторых мерах по урегулированию налоговых отношений» (далее- Указ), так же закрепляет, что арест заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Работа содержит 1 файл

Реферат по НО.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

                                              Кафедра финансового  права

                                               и правового  регулирования

                                               хозяйственной  деятельности 
 

РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ «НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ»

ТЕМА: «Наложение ареста на имущество нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве» 
 

                                          Выполнила:

                                          Студентка 5 курса 6 группы

                                          Юридического факультета

                                          Специальности «правоведение»

                                          Дневной формы обучения

                                          Ясько Яна Александровна 

                                          Проверила:

                                          Лещенко Снежана  Константиновна

                                          Доцент, к.ю.н 
 
 

Минск

2011 
Основной задачей налоговых органов является выполнение доходной части бюджета Республики Беларусь. В ходе ее решения обеспечивается взыскание не уплаченных (не полностью уплаченных) плательщиками налогов, сборов (пошлин) в принудительном порядке. Для этого применяются различные способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней.

      Для начала необходимо определить понятие  ареста имущества. Так, в белорусском  законодательстве существует легальное  определение ареста имущества, которое содержится в п. 1 ст.54 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее-НК). Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.  Еще один нормативно-правовой акт, который регламентирует арест имущества, Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 года № 36 «О некоторых мерах по урегулированию налоговых отношений» (далее- Указ), так же закрепляет, что арест заключается  в  проведении  описи  имущества  и объявлении  запрета  распоряжаться  этим  имуществом  либо  в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю)  или  иному лицу  с  предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

     Арест имущества является способом обеспечения  налоговых или таможенных обязательств, ограничивающих право собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества.1  При этом п. 1 ст. 54 НК предусмотрена возможность такого ограничения прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование им осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа либо при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. Однако с момента вступления в силу Указа № 36, наложение ареста должно производиться налоговыми органами в порядке, установленном в п.5-12 ст.54 НК. Иными словами, п. 1-4 ст.54 НК при произведении ареста на применяются. Как следствие, арест, производимый налоговыми органами, должен заключаться в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу.

     Основное  назначение ареста имущества состоит  в установлении препятствий к его возможному отчуждению или сокрытию.

     Основанием  для ареста имущества в соответствие с п.2 ст. 54 НК является неисполнение плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней. Однако, п.6 Указа № 36 предусматривает еще одно основание ареста имущества – необходимость обеспечения исполнения решений о наложении административных взысканий или экономических санкций, предусмотренных в Указе. При этом Указ не обязывает налоговые органы при проведении ареста располагать достаточными основаниями полагать, что должник предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Такие основания могут быть минимальными, вплоть до обоснования необходимости ареста уже тем, что плательщик налогов не выполнил налоговое обязательство. При всем сказанном все же стоит отметить то, что Указ не обязывает должных лиц налоговых органов проводить арест в обязательном порядке, это их право.2

     В теории выделяют два вида ареста имущества: полное и частичное. Полный арест имущества – такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества  при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. Частичный арест имущества – такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. 

     Арест может быть наложен на часть либо на все имущество плательщика (иного обязанного лица), за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

     Арест налагается только на то имущество  плательщика, которое необходимо и  достаточно для погашении задолженности, за исключением имущества, за счет которого в соответствие с законодательством не может быть взыскана задолженность. Например, в силу ст. 371 НК Хозяйственного процессуального кодекса, обращение взыскания на имущества, закрепленное за юридическим лицом на праве оперативного управления не допускается.   Причем при взыскании задолженности за счет имущества юридического лица взыскание может быть произведено и за счет имущества, находящегося на балансе его филиалов или других обособленных структурных подразделений.3

  Достаточным для исполнения налогового обязательства будет считаться имущество, которое по стоимости равно либо превышает величину задолженности плательщика перед бюджетом. В  случае недостаточности имущества должника для погашения всей задолженности арест налагается на имеющееся в наличии имущество. Аресту может подвергаться и неделимое имущество, стоимость которого превышает величину задолженности плательщика перед бюджетом. На неделимое имущество арест налагается в целом (например, нельзя описать часть автомобиля, часть цеха и т.д.).

     Решение о наложении ареста на имущество  плательщика (иного обязанного лица) принимает руководитель (его заместитель) налогового органа в форме постановления о наложении ареста на имущество. При этом виды, объемы и сроки ограничения определяются в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для плательщика (иного обязанного лица), хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.

     Решение выносится в форме постановления. Постановление должно содержать следующие реквизиты: дату вынесения постановления, наименование налогового органа, производящего арест имущества, наименование плательщика, его УНП, вид налогового обязательства, сумму налогового обязательства, место нахождения имущества, отметку о вручении экземпляра постановления плательщику.

     Решение о наложении ареста на имущество  может быть отменено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

     К основаниям для отмены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о наложении ареста на имущество относятся: 
- прекращение налогового обязательства, уплата пеней; 
- возврат налоговому органу материалов по имуществу плательщика (иного обязанного лица), на которое общим или хозяйственным судом обращено взыскание, если имущество не реализовано торговой организацией в течение двух месяцев после его переоценки (или трех месяцев после передачи его для реализации), а по недвижимому имуществу – одного года. При этом отмена решения о наложении ареста на имущество в связи с тем, что оно не было реализовано торговой организацией в течение двух месяцев после переоценки, трех месяцев после передачи его для реализации, не прекращает налогового обязательства плательщика (иного обязанного лица), а также обязанностей по уплате пени.

  Также следует отметить, что отмена налоговым  органом решения о наложении  ареста на имущество, если имущество  не реализовано торговой организацией в течение двух месяцев после  его переоценки (или трех месяцев  после передачи его для реализации), а по недвижимому имуществу – одного года, не означает, что арест не может быть наложен на иное имущество должника, которое будет достаточным и ликвидным.

  Налоговый кодекс установил новые положения  по аресту имущества физического лица. Так, арест находящегося в жилище имущества физического лица производится по постановлению о наложении ареста на имущество с санкции прокурора.

  Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) – организации производится при участии его законного или уполномоченного представителя в присутствии понятых.

  При отсутствии законного или уполномоченного  представителя плательщика (иного  обязанного лица) либо отказе присутствовать при аресте имущества арест имущества  производится в присутствии двух понятых с последующим уведомлением плательщика (иного обязанного лица) о явке его законного или уполномоченного представителя в налоговый или таможенный орган. В данной ситуации в качестве законного представителя организации выступает руководитель, который представляет документы, удостоверяющие его служебное положение или полномочия. Уполномоченное лицо – это лицо, действующее от имени организации на основании доверенности, выданной за подписью руководителя организации или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами организации, и скрепленной печатью организации.4

  Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) – физического лица производится в его присутствии.

  При отсутствии плательщика (иного обязанного лица) либо отказе его присутствовать при аресте имущества арест имущества  производится в присутствии двух понятых с последующим уведомлением плательщика (иного обязанного лица) о произведенном аресте.

  Арест имущества состоит из двух частей: описи имущества и ограничения  по его владению, пользованию, распоряжению. При составлении описи имущества  производятся технические действия, имеющие целью гарантировать  интересы как должника, так и взыскателя. Так, в описи имущества должны быть указаны не только наименование, количество, но и отличительные признаки предметов, при возможности – их стоимость. Не допускается арест имущества без установления его фактического наличия, точного наименования, индивидуальных признаков. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и плательщику, устанавливаются их отличительные признаки.

  Перед арестом имущества должностные  лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При проведении ареста составляется опись арестованного имущества. Имущество, подлежащее аресту, перечисляется и описывается в описи имущества с точным указанием наименований, количества, индивидуальных признаков. А при возможности их балансовой стоимости. При необходимости имущество упаковывается и опечатывается на месте ареста. Описанное имущество передается на хранение под расписку плательщику (иному обязанному лицу), его представителю, или иному лицу, назначенному налоговым органом. Лицо, которому передано на хранение арестованное имущество, если таковым не является плательщик, получает вознаграждение, и ему возмещаются расходы по хранению имущества за счет плательщика.

  Следует отметить, что если арест производился в рамках взыскания задолженности перед бюджетом за счет имущества, арестованное имущество может быть возвращено и после вынесения судом решения о взыскании задолженности за счет имущества, но только в том случае, если задолженность перед бюджетом была погашена каким-либо другим способом. Важным является то, что возврат имущества, на которое обращено взыскание, может быть произведен только до его реализации. Даже при отмене решения суда об обращении взыскания на имущество данное правило сохраняет свою силу. Некоторые ошибочно полагают, что отмена решения суда об обращении взыскания на имущество восстанавливает права лица на это имущество. Однако это утверждение действительно только в том случае, если еще не произведена реализация этого имущества. Если имущество было реализовано, отмена решения суда не влечет недействительности договора купли-продажи и утраты права собственности приобретателем имущества. В этом случае лицо, на имущество которого было обращено взыскание, не вправе его истребовать у приобретателя, но ему возвращаются денежные средства, полученные от реализации этого имущества.

  При описи и аресте имущества, а так  же непосредственно взыскании задолженности  перед бюджетом за счет имущества  возникают спорные вопросы по поводу того, какое имущество подлежит описи в первую очередь. Так, в соответствие со ст. 277 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при описи имущества должник вправе заявить судебному исполнителю, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Судебный исполнитель обязан удовлетворить такое заявление, если это не противоречит законодательству и не препятствует исполнению исполнительного документа.  Однако при проведении описи и ареста имущества должностными лицами налоговых органов, которым тоже предоставлено такое право, нормы ХПК напрямую не регулируют их действия. Однако это не значит, что мнение плательщика не должно учитываться при аресте имущества. В данном случае практика шла по аналогии: должностные лица налоговых органов учитывали предложения по описи конкретного имущества, если это не создавало препятствий при погашении задолженности перед бюджетом за счет его реализации. С момента вступления в силу НК все спорные вопросы были разрешены, так как п.4 ст.59 НК было установлено, что взыскание налога, сбора, пени за счет имущества плательщика- организации должно производиться последовательно в отношении:  

Информация о работе Наложение ареста на имущество нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве