Организация налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:23, лекция

Описание работы

Данная глава посвящена вопросам формирования российской налоговой системы. Рассматриваются основные этапы ее развития. Характеризуются принципы построения системы налогообложения. Сформулироваiiы определения налоговой системы и классификации налогов. Подробно раскрыта система классификации налогов в Российской Федерации. Приводится анализ динамики отдельных групп налогов и их влияния на формирование бюджетных доходов.

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

юй частью Ко-

целом обнов1

г.  
iй, взаимосвяему налоговых России будет

{НЫХ налогов,  i отмены, уплавления налогонарушение на-

речню налогосоответствует [иц, действую-

ции необходиальных и мес)М пятнадцать ри региональтрена возмож- которых устаэременным осгIЫХ И МССТНЫХ  
е установлены ской Федера9.2. раздо меньше сле достаточиа на огранитности, акци)РЪi за пользо:тами водных игорный бизключенных в iми лицами.  
оторых форинально, как [тели, т.е. фи-

м поправок в 

имеет налогопозволяющих  страны и экоровать внешСбор

за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных  
биологических ресурсов  
П государственная гюшлина

Рис. 9.2. Классификация  налогов в Российской федерации  по принадлежности к уровню власти

Таможенная пошлина  является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и  влияющим на их конкурентоспособность  на рынке. Она выступает в качестве основного стоимостного ограничения импортных или экспортных операций в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики страны.  
Таможенная пошлина обладает всеми основными налоговыми характеристиками:  
уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственновластным принуждением

Федеральные  
налоги и сборы

Налоги, установленные  специальными  
налоговыми режимами

Налог на добавленную  стоимость 

Акцизы 

Единый  
сельскохозяйственный налог

Налог на доходы физических лиц

Единый налог  при упрощенной  
системе  
налогообложения

Единый социальный налог 

Налог на прибыль  организаций 

Единый налог  на вмененный доход для отдельных  видов  
деятельности

Налог на добычу полезных ископаемых

Система  
налогообложения  
при выполнении соглашений  
о разделе продукции

Налог на наследование или дарение 

[ Водный налог -i

125

• она не представляет собой гiлату за оказанные услуги и взыскива ро ори  
• поступления от уплаты таможенной пошлины не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов;  
• правовое регулирование таможенно-тарифных отношений носит односторонний характер и исключает предоставление возможности субъектам. таможенно-тарифньтх правоотношений договариваться по вопросам оснований взимания, размера и сроков уплаты и другим аспектам налогообложения.  
Кроме того, таможенной пошлине присущи все основные элементы налога.  
Таможенную пошлиI-iу необходимо классифицировать как налог. Иначе вопросы регулирования этих гтлатежей становятся прерогативой исполнительной власти со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. В частности, к настоящему времени Правительством РФ, Федеральной таможенной службой
(ФТС России) и ее органами издано более четырех тысяч нормативных документов по регулированию внешнезкономической деятельности, значительная часть которых посвящена порядку взимания таможенной пошлины. В этих документах немало противоречивых моментов, неточностей, а также прямых толкований норм законодательства. Все это «размывает» нормативную базу, усложняет контроль, дает возможность налогоплательщикам на «законных» основаниях минимизировать гiлатежи в бюджет, а нередко вообще не платить.  
Учитывая, что по существу, а не по формальным положениям таможенная пошлина является налогом, обеспечивающим существенную часть доходов бюджета и в решающей степени определяющим налоговую нагрузку налогоплательщиков, в дальнейшем при характеристике налоговой системы России в показатели будет включена также и таможенная пошлiша.  
Одновременно с этим следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Влияние указанных налогов на формирование консолидированного бюджета Российской Федерации представлено на рис. 9.3.  
Вместе с тем первые три налога и таможенная пошлина являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков
юридических лиц.  
Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетньте социальные фонды.  
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпьивающим, т.е.
ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуп126

видов налогов  возложена как на юридических, так и на физических лиц, и еще три вида налогов платят исключительно физические лица. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны их доли в общей сумме налоговых поступлений. Здесь также наблюдается, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, преобладание доли налогов, взимаемых с юридических лиц. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 9.6.  
пщiфигi уiтугрii рой яо% тiалгтвгi ТмТы в 2Тii уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами  
Во-первых, низким жизненным уровнем абсолютного болъшинс населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной логовой базой.  
Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный  
нимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы
i 1 ‚. объективно ниже доходов остальной части населения.

130

В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень  доходов. В результате этого отсутствует  реальная налоговая база налогоплательщиков — физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

 Распределение  доходов от большинства налогов  между бюджетами разных уровней  осуществляется на основе бюджетного законодательства. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налогн называются регулирующими. Таким образом, регулирующие налоги — это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ начиная с 2005 г. установлено распределение доходов от федеральных налогов между бюджетами субъектов Федерации и федеральным бюджетом на постоянной основе.

 В отличие от регулирующих закрепленные налоги, как следует из их названия, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги — это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный бюджет.

 Как уже  отмечалось, по объекту обложения  налоги также подразделяются  на несколько видов. Среди прямых  налогов в российской налоговой  системе выделяются реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда. К реальным, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на наледование, транспортный налог. 

С реальными  налогами тесно связаны ресурснье платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. К этой группе налогов в российской налоговой системе следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог.  
К категории
личных налогов относятся налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.  
Разновидностью реальных налогов являются налоги на вмененный доход. В России установлены две формы такого налога
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налог на игорный бизнес. Следует отметить, что единый налог на вмененный доход пока еще «не нашел себя» в российской налоговой системе ни в фискальном, ни в стимулирующем смысле.  
Налоги,
взимаемые с фонда оплаты труда, трудно отнести к изложенным выше классификационным группам, поскольку объектом обложения выступают расходы налогоплательщика. В российской налоговой

системе к этой группе налогов относится единый социальный налог.  
По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада: «у источникая, «по декларациия и «по’кадастру.  
По способу «у источника в российской налоговой системе взимается налог на доходы физических лиц, а также облагаются отдельные виды доходов по налогу на прибыль организаций (акциям и другим ценным бумагам). Этот способ нередко сопровождается подачей декларации в налоговьте органы.  
В частности, такое сочетание было широко распространено до 2001 г. по налогу на доходы физических лиц, когда в условиях обложения совокупного годового дохода по прогрессивной шкале обложения при изъятии у налогоплательщиков налога по месту его получения многие из них по истечении налогового периода представляли в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе.  
Российское налоговое законодательство предусматривает  
налога
«по декларации, в частности, при уплате налогов физйiнм лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без обра зования юридического лица (нефиксированные доходы). В отношени! юридических лиц применение декларационной формы уплаты налоi предусматривается по таким видам налогов, как налог на прибыль  
лог на имущество, налог на добавленную стоимость, акцизы и др Способ взимания налогов
«по кадаструя применяется в росси  
налоговой системе при обложении транспортным налогом, налiii отдельные виды имущества.  
Как уже отмечалось, в зависимости от
применяемых ставок нал’ обложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пор циональные и кратные минимальному размеру оплаты труда.  
В отличие от других стран в российской налоговой системе весi редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ст  
ки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих
у

132

щественной фискальной или регулирующей роли. Первые десять лет в налоговой системе России обложение доходов физических лиц строилось  
прогрессивных ставок, при этом диапазон прогрессии в отдельаые годы достигал от 12 до
45%. Начиная с первого года нового тысячегiетия, в России установлена практически единая ставка налогообложеiия в размере 13%, и только лишь для отдельных видов доходов применятся пропорциональная ставка в 30%, а для нерезидентов России со  
полученных на российской территории доходов налог уплачивается тавке в
35%. Прогрессивное же налогообложение применяется прак-  
в двух случаях.  
Во-первых, при налогообложении имущества физических лиц, когда а налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего  
жданам недвижимого имущества.  
Ап-вторых, прогрессивные ставки применяются при налогообложетранспортных средств в зависимости от мощности двигателя.  
Регрессивное налогообложение возникло в России с принятием НК начало действовать с 2001 г. только в отношении единого социаль:ого налога. По данному налогу ставка уменьшается по мере возраста:ия размера денежных выплат и других форм компенсаций работникам i,рганизации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимотью стимулирования работодателей в части реального отражения проазводимых работникам выплат и ликвидации получившей широкое аспространение в стране теневых форм выплаты заработной платы и ругих вознаграждений работникам.  
В российской налоговой системе преимущественно устанавливаются применяются
пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НдС, акцизов, налога на доходы физических лиц. Налогообложеi-iие прибыли юридических лиц также осуществляется на птюпорциональной основе.  
ависимости от
назначения налоги в налоговой системе Российской 1драции подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (нР iiевые).  
i Российской Федерации действует один специальный налог еди- социальный налог, поступления от которого зачисляются не только  
в федеральный бюджет, но и в государственные внебюджетные социальные фонды. При этом ставка единого социального налога, учитывая  
характер последнего, предусматривает его распределение по каждому фонду Пенсионному фонду, Фонду социального страхования и фондам обязательного медицинского страхования.  
Характеризуя классификацию налогов Российской Федерации по
испочнику обложения, следует прежде всего подчеркнуть, что она относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку источник уплаты налога у физических лиц может быть только iщин доход. Классификация налогов Российской Федерации, уплачиваемых юридическими лицами. по исгочник обложения приведена на рис. 9.7.

Информация о работе Организация налоговой системы РФ