Особенности налогообложения иностранных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Налоги, как основной источник доходов бюджетной системы Российской Федерации, являются важным фактором реализации стоящих перед государством задач. В проводимой Российской Федерацией политике создания благоприятных условий для притока иностранных инвестиций большое значение придается совершенствованию системы налогообложения иностранных организаций. Как показывают исследования, одной из основных проблем для иностранных инвесторов является не величина налогового бремени, а неадекватное и постоянно меняющееся российское налоговое законодательство. Классик экономической теории А. Смит отмечал: «Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень определенности»1. Стабильность и постоянство существующего налогового законодательства, а также важность инвестиций, в том числе иностранных, в формировании крепкой российской экономики, является одним из основных лейтмотивов проводимой налоговой реформы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Налогообложение доходов иностранных организаций,
полученных через постоянное представительство ……………………...4
Общие принципы налогообложения доходов
Иностранных организаций……………………………………………………6
Определение объекта налогообложения и налоговой базы по налогу
на прибыль постоянных представительств…………………………………..8
Порядок расчета и сроки уплаты налога на прибыль
постоянных представительств………………………………………………..11
Налогообложение доходов иностранных организаций, получающих доходы на территории РФ вне постоянного представительства………..13
Общая характеристика доходов иностранных организаций от
источников в РФ и специфика их налогообложения………………………...13
Устранение двойного налогообложения доходов иностранных организаций………………………………………………………………… 15
3.Налогообложение доходов иностранных лиц- нерезидентов РФ………..18
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая налоговое право.docx

— 42.64 Кб (Скачать)

     Возврат ранее удержанного налога по выплаченным  иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы  налогообложения, предусмотрен льготный режим налогообложения, осуществляется при условии предоставления следующих  документов:

  • заявления на возврат удержанного налога по форме, утвержденной приказом МНС России от 15.01.02 № БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в РФ». Инструкция по заполнению заявлений на возврат налогов утверждена приказом МНС России от 20.05.02 № БГ-3-23/259

     Заявление на возврат представляется иностранной  организацией в налоговый орган  по месту постановки на учёт налогового агента в течение трех лет с  момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

     Возврат налога осуществляется в валюте удержания  налога в месячный срок со дня подачи заявления и иных документов в  той валюте, в которой этот налог  был удержан и перечислен в  бюджет налоговым агентом.

 

     

     3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ – НЕРЕЗИДЕНТОВ РФ 

     Иностранные граждане, получающие доходы в Российской Федерации, являются плательщиками  налога на доходы физических лиц. Причем физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, уплачивают налог с доходов, полученных как в Российской Федерации, так  и за ее пределами, а физические лица - нерезиденты - только с доходов, полученных от источников, расположенных в Российской Федерации.

     Статус  иностранного гражданина (резидент или  нерезидент) для целей уплаты налога на доходы физических лиц определяется независимо от оснований пребывания в Российской Федерации. К налоговым  резидентам Российской Федерации относятся  физические лица, фактически находящиеся  на территории Российской Федерации  не менее 183 дней в течение 12 следующих  подряд месяцев (именно находящиеся, а  не получающие доходы). Течение срока  фактического пребывания на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной  даты прибытия на территорию Российской Федерации и завершается датой  отъезда, определяемым по отметкам пропускного  контроля в документе, удостоверяющем личность.

     Уточнение налогового статуса налогоплательщика  производится на дату:

     - фактического завершения пребывания  иностранного гражданина или  лица без гражданства на территории  Российской Федерации в текущем  календарном году;

     - следующую за истечением 183 дней  пребывания на территории Российской  Федерации.

     Если  на начало года работодатель имеет  трудовой договор с иностранным гражданином, он может быть признан налоговым резидентом РФ до тех пор, пока этот статус не будет опровергнут. Если в течение года наступил момент, когда стало ясно, что налогоплательщик оказался нерезидентом РФ, работодателю необходимо пересчитать налог начиная с начала года, удержать его с работника, а если это невозможно - сообщить в свой налоговый орган о сложившейся ситуации и о долге работника (ст. 24 НК РФ). При этом если работодатель своевременно сообщил об уточнении статуса налогоплательщика, никакие санкции за неправильное исчисление налога к нему не применяются.

     Доходы  резидентов и нерезидентов Российской Федерации облагаются налогом по ставкам, установленным ст. 224 НК РФ: соответственно 13% и 30%.

     Иностранные граждане - выходцы из государств, с  которыми у РФ имеются действующие  соглашения об избежании двойного налогообложения, являющиеся резидентами этих государств, уплачивают налог на доходы физических лиц на родине.

     Для освобождения от налогообложения в  Российской Федерации или получения  иных налоговых привилегий налогоплательщик самостоятельно должен представить  в органы ФНС России официальное  подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым  Российская Федерация заключила  действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Такое подтверждение  может быть представлено как до уплаты налога, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от налогообложения, налоговых вычетов  или привилегий (ст. 232 НК РФ).

     Если  налог уплачивается в Российской Федерации, то в качестве объекта  обложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации, рассматриваются  доходы, полученные ими от источников (организаций или физических лиц) в Российской Федерации.

     Некоторые льготы по налогу на доходы физических лиц установлены для отдельных  категорий иностранных граждан. В соответствии со ст. 215 НК РФ не подлежат налогообложению доходы перечисленных  ниже лиц, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении  граждан Российской Федерации, либо если такая норма предусмотрена  международным договором (соглашением) Российской Федерации:

     - глав, а также персонала представительств  иностранного государства, имеющих  дипломатический и консульский  ранг, членов их семей, проживающих  вместе с ними, если они не  являются гражданами Российской  Федерации, за исключением доходов  от источников в Российской  Федерации, не связанных с дипломатической  и консульской службой этих  физических лиц;

     - административно-технического персонала  представительств иностранного  государства и членов их семей,  проживающих вместе с ними, если  они не являются гражданами  РФ или не проживают в РФ  постоянно, за исключением доходов  от источников в РФ, не связанных  с работой указанных физических  лиц в этих представительствах;

     - обслуживающего персонала представительств  иностранного государства, которые  не являются гражданами РФ  или не проживают в РФ постоянно,  полученные ими по своей службе  в представительстве иностранного  государства;

     - сотрудников международных организаций  - в соответствии с уставами  этих организаций. 
 
 
 

Заключение

     Таким образом можно сделать вывод  что, при обложении налогом на прибыль иностранных юридических лиц важное значение имеет налоговая юрисдикция того или иного государства. Этот вопрос решается на основе двух критериев: резидентства и территориальности. Первый критерий предусматривает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на территории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране. У нерезидентов облагаются только доходы, получаемые в этой стране. Например, в Великобритании корпорационным налогом облагается прибыль нерезидентов в случае, если они осуществляют торговлю в Великобритании через свои филиалы или отделения. До настоящего времени между различными странами существовали значительные различия в определении резидентства, что приводило к случаям двойного резидентства в отношении некоторых компаний. Решение этой проблемы производится путем заключения соглашений между странами. В них окончательным критерием обычно является место расположения центра фактического руководства. Этот критерий получил широкое распространение и включен в качестве рекомендаций в типовые проекты налоговых соглашений.

     Критерий  территориальности основывается на национальной принадлежности источника  дохода. Он устанавливает, что налогообложению  в данной стране подлежат только доходы, извлеченные на ее территории. При  этом любые доходы, получаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране. В связи с тем, что нет единообразия в применении этих критериев во всех странах, возникает проблема двойного налогообложения. Решение этой проблемы затруднено, так как выбор критерия связан с национальными интересами различных стран. Так, для стран, компании которых получают значительные прибыли от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, желательно разграничение налоговой юрисдикции на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное

место занимает иностранный: каптал, желателен  критерий территориальности.

     Отдельные страны применяют различные сочетания  этих критериев. США, Великобритания берут  за основу критерий резидентства, который  в зависимости от конкретных интересов  страны дополняется территориальным  критерием. Страны Латинской Америки  устанавливают налоговую юрисдикцию на основе преимущественного применения критерия территориальности. Критерий территориальности имеет важное значение в налоговой практике Франции, Швейцарии и других стран. Соглашения по вопросам налогообложения направлены на урегулирование налоговых взаимоотношений между странами путем закрепления за каждым государством права налогообложения определенных видов доходов, получаемых юридическими или физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположенного на территории другого государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

    1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 №84-ФЗ) // Российская газета, №148 – 149, 06.08.1998.

    2.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.

    3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 №13-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

    4.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 №53-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.

    5.     Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 №13-ФЗ) // Российская газета, №248, 29.12.1995.

    6.     Федеральный закон Российской Федерации от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №336-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, №17, 22.04.1996, ст. 1918.

    7.     Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.03.2003 №БГ-3-23/150 «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций» // Бухгалтерский учет, №9, 2003.

    8.     Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 07.02.1996 №2 «О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями» // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

    9.     Письмо Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве от 21.06.2006 №20-12/54155@ // Московский налоговый курьер, 2006, №16.

    10. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20.12.2006 №03-08-05 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был

    11. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 // Бюллетень международных договоров, №6, 1993.

    12. Соглашение от 15.12.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы // Собрание законодательства РФ, 07.02.2000, №6, ст. 614.

    13. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части Первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, №152, 13.08.1996.

    14. Архиерейский А.Б. Принципы определения доходов иностранного представительства // Ваш налоговый адвокат, 2007, №12.

    15. Базарова А.С. Налогообложение доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации без осуществления деятельности на российской территории // Налоги (газета), 2007, №3.

    16. Виговский Е.В. Доходы от предпринимательской деятельности. Неясности и противоречия // Налоги (газета), 2006, №18.

    17. Денисаев М.А. Налоговая правосубъектность иностранного юридического лица // Финансовое право, №1, 2003.

    18. Каримова Д. Общее и особенное в налогообложении «иностранцев в России» // Практическая бухгалтерия, 2006, №10.

    19. Налоговое право: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2004. С. 153.

    20. Полежарова Л.В. Об обложении налогом на прибыль доходов иностранных организаций у источника выплаты в Российской Федерации // Налоговый вестник, 2007, №1.

    21. Ржанщыны В. С. Учет и налогообложение операций с иностранными контрагентами, М.: "Бухгалтерский учет", 2009

    22. Сычева Е.В. Особенности налогообложения иностранных организаций налогом на прибыль // Налоговые споры: теория и практика, 2007, №5.

Информация о работе Особенности налогообложения иностранных лиц