Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Новый этап в развитии законодательства о налоговой ответственности наступил с принятием первой части НК РФ. Важным достоинством НК РФ явилась детальная регламентация процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В главе 15 части первой НК РФ сформулировано понятие налогового правонарушения, перечислены лица, подлежащие налоговой ответственности, установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие налогового правонарушения...................................................................5
2. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения...........................................................................................................9
3. Вина лица как условие привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения.....................................................................................15
4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.....................................................................................26
5. Срок давности привлечения к ответственности и срок исковой давности взыскания штрафов...................................................................................................29
Заключение................................................................................................................36
Список использованной литературы.......................................................................38

Работа содержит 1 файл

налогове право_контрольная.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    Определение форм вины имеет значение для правильной квалификации деяния в качестве налогового правонарушения. В частности, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) по неосторожности является налоговым правонарушением согласно п. 1 ст. 122 НК РФ. Если же указанные деяния совершены умышленно, то имеет место налоговое правонарушение, предусмотренное п. 3 данной статьи (соответственно с более жесткой налоговой санкцией, см. ниже).

    Следует иметь в виду, что форма вины в соответствии со ст. 112 НК РФ не относится  к обстоятельствам, смягчающим или отягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения (см. ниже).

    Вина  организации в совершении налогового правонарушения согласно п. 4 ст. 110 НК РФ определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

    Президиум ВАС РФ при разрешении конкретного  дела в Постановлении от 29 июля 2003 г. N 2916/0311 указал, что умышленная форма вины может быть установлена не только приговором суда в отношении должностных лиц организации-налогоплательщика либо ее представителей, но и решением суда по заявлению налогового органа о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика-организации (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 29 октября 2003 г. N ШС-6-14/112912).

    В пункте 1 ст. 111 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. При наличии  данных обстоятельств согласно п. 2 указанной статьи лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Такими  обстоятельствами, в частности, признаются:

    1) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия  или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств.

    При этом установлено, что наличие стихийного бедствия или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств устанавливаются  способами, не нуждающимися в специальных  средствах доказывания, в том  числе наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации, иными способами.

    НК  РФ не определяет, какие обстоятельства относятся к стихийным бедствиям  или другим чрезвычайным и непреодолимым  обстоятельствам. Высшие судебные органы разъяснений по этому вопросу  не давали. В связи с этим представляется, что в качестве аналогии могут быть использованы положения п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ, в которой использовано понятие непреодолимой силы как основание освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правового обязательства. Как определено в указанной норме, непреодолимая сила - это и есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ к таким обстоятельствам не относятся, в частности: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника; отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров; отсутствие у должника необходимых денежных средств;

    2) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

    Данные  обстоятельства, как указано непосредственно  в указанной норме, доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение.

    По  сути, речь идет о невменяемости  налогоплательщика - физического лица. Согласно рассматриваемой норме исключает вину лица в совершении налогового правонарушения нахождение лица в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, в состоянии, при котором это лицо вследствие болезненного состояния или не могло отдавать себе отчета в своих действиях, или не могло руководить своими действиями.

    Следует отметить, что в ст. 2.8 КоАП РФ аналогичное  положение о невменяемости лица при совершении административного  правонарушения закреплено более точными  формулировками: не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

    3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком  сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

    Необходимо  иметь в виду, что данное обстоятельство исключает не только вину лица в  совершении налогового правонарушения и, соответственно, возможность наложения  на него налоговых санкций, но и начисление пени на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения им таких письменных разъяснений. Соответствующая норма закреплена Законом 2006 г. N 137-ФЗ в новом п. 8 ст. 75 части первой НК РФ и применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 г.

    Как в подп. 3 п. 1 ст. 111, так и в п. 8 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что указанные  в них обстоятельства устанавливаются  при наличии соответствующих  документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания этих документов.

    Там же установлено, что положения данных норм не применяются, в случае если указанные письменные разъяснения  основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

    Право налогоплательщиков получать от Минфина  России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах  и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах предусмотрено в подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ. В подпункте 4 п. 1 ст. 32 НК РФ закреплена корреспондирующая с данным правом обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

    Как установлено в ст. 34.2 НК РФ, определяющей полномочия финансовых органов в  области налогов и сборов:

    Минфин  России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения (п. 1);

    финансовые  органы субъектов РФ и муниципальных  образований дают письменные разъяснения  налогоплательщикам и налоговым  агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о  налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (п. 2);

    Минфин  России, финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований  дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение  двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 3).

    Минфин  России в письме от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39 "О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства"13 специально указал, что по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Как указано в письме Минфина России от 6 мая 2005 г. N 03-02-07/1-11614, должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, являются Министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

    Следует отметить, что норма подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ в соответствии с Законом 2006 г. N 137-ФЗ полностью изложена в новой редакции. Однако, по сути, этим Законом лишь уточнено, что в данной норме речь идет о письменных разъяснениях, данных как налогоплательщику, обратившемуся с соответствующим запросом, так и неопределенному кругу лиц. Соответственно Минфин России в письме от 16 ноября 2006 г. N 03-02-07/1-32515 поспешил уточнить, что другие налогоплательщики не смогут руководствоваться письмом уполномоченного органа государственной власти (уполномоченного должностного лица этого органа), адресованным конкретному налогоплательщику, в случае если это письмо не содержит вопросов общего характера и подготавливалось на основе исследования фактических обстоятельств, характерных только для автора соответствующего запроса, а также является актуальным применительно к соответствующим правоотношениям, возникшим в конкретном налоговом (отчетном) периоде.

    В то же время, опережая законодателя, Пленум ВАС РФ еще в Постановлении  от 28 февраля 2001 г. N 5 (п. 35) разъяснял, что  при применении подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

    В пункте 35 указанного Постановления  даны также следующие разъяснения, сохраняющие практическую значимость:

    поскольку согласно положениям НК РФ решение  о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  принимается руководителем налогового органа (его заместителем), в случае возникновения спора судам необходимо исходить из того, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица (о том, что письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), следует расценивать как разъяснение компетентного должностного лица, говорится и в письме Минфина России от 2 мая 2007 г. N 03-02-07/1-21116);

    к разъяснениям, в которых упоминается  подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, следует также  относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

    В качестве примера письменного разъяснения, даваемого неопределенному кругу  лиц, следует отметить Уведомление  о реквизитах (изменении реквизитов) счетов Федерального казначейства и об иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, предусмотренное Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-10/776217. О том, что указанное уведомление является письменным разъяснением, прямо указано в письме Минфина России от 9 февраля 2007 г. N 03-02-07/1-6018.

    Рассматривая  норму подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, следует  отметить неутешительное изменение  правовой позиции Президиума ВАС РФ по вопросу о ее применении в случае, когда налогоплательщик руководствовался результатами проведенной ранее налоговой проверки. Так, раньше Президиум ВАС РФ признавал, что в случае если проведена налоговая проверка, не выявившая налоговые правонарушения, и по ней принято соответствующее решение, то в дальнейшем налогоплательщик действует, имея письменное подтверждение налогового органа (см. Постановления от 6 марта 2001 г. N 8337/0019 и от 27 ноября 2001 г. N 9986/0020).

    Однако согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21 марта 2006 г. N 13815/0521, для вывода о том, что налогоплательщик выполнял указания налогового органа, разъяснение должно содержать ответ на конкретный вопрос налогоплательщика и предшествовать представлению налоговой и бухгалтерской отчетности, заявлению о предоставлении льготы, уплате налогов и сборов либо проведению налоговой проверки. В связи с этим акт выездной налоговой проверки инспекции и решение по нему, которыми налоговое правонарушение не выявлено, не могут рассматриваться в качестве разъяснения налогового органа по применению льготы. Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

    Данное  положение введено Законом 2006 г. N 137-ФЗ. Соответственно в настоящее  время перечень обстоятельств, исключающих  вину лица в совершении налогового правонарушения, является открытым. В  качестве таковых судом, рассматривающим дело о взыскании налоговой санкции, или налоговым органом, рассматривающим дело о налоговом правонарушении, могут быть признаны не только обстоятельства, прямо предусмотренные в подп. 1 - 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, но и иные обстоятельства, что является очевидным улучшением положения лиц, привлекаемых к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах