Платежный баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень практически всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. Кроме того, платежный баланс страны взаимосвязан с курсообразованием национальной валюты страны. Поэтому можно считать, что платежный баланс страны является важной характеристикой развития внешнеэкономической связи с мировой экономикой. Очевидно, что с ростом внешнеэкономических связей роль и значение платежного баланса будет возрастать.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 50.85 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Валютный курс как средство регулирования платежного баланса. 

 
   Валютный курс как макропоказатель положения страны в системе мирохозяйственных связей занимает особое место в числе показателей, используемых в качестве средства государственного регулирования платежного баланса. Причина заключается в том, что его повышение или понижение немедленно и непосредственно воздействует на экономическое положение страны. Изменяются ее внешнеэкономические показатели, валютные резервы, задолженность,динамика товарных и финансовых потоков. 
Общим для всех случаев является использование динамики изменения курсов (или соотношения своей и иностранной валюты) для корректировки платежного баланса. Эти изменения могут быть разовыми или регулярными и принять форму девальвации (если стоимость национальной валюты постоянно падает) или ревальвации (при чрезмерном повышении курса национальной валюты). 
   Девальвация валюты, т.е. понижение ее цены по отношению к другим валютам, позволяет производителю за то же количество иностранной валюты получить большее количество национальной валюты. Для получения прежней цены в национальной валюте и покрытия собственных издержек производства владелец может продать свой товар на иностранном рынке по более дешевой цене. В результате девальвации национальные товары на иностранных рынках становятся дешевле и облегчается их экспорт. При этом уменьшается количество иностранной валюты, выручаемой за единицу проданного товара. Вместе с тем импортные товары становятся дороже и количество национальной валюты, необходимой для приобретения единицы этого товара, увеличивается. 
  «Плавающий» валютный курс. Особенность свободно колеблющегося валютного курса заключается в том, что его колебания рассматриваются если не в качестве единственного, то по крайней мере важнейшего средства, обеспечивающего регулирование платежного баланса страны. Объясняется это механизмом корректировки: более легкий способ выравнивания баланса — изменение цены валюты, определяющей соотношение между ценами, по сравнению, например, с перестройкой всего внутреннего механизма хозяйственных связей (налогообложения, эмиссионной деятельности и т.д.). Колебания цены валюты, происходящие параллельно платежному дисбалансу, дают возможность менее «болезненно», без привлечения внешних источников финансирования, осуществлять корректировку. Сторонники использования «плавающего» валютного курса подчеркивают его способность автоматически регулировать величину экспорта и импорта. 
   Рассмотрим использование «плавающего» валютного курса в условиях постоянного дефицита платежного баланса России. Если платежный баланс страны будет регулярно сводиться с дефицитом, то вследствие уменьшения суммы долларовых поступлений на российский рынок цена национальной валюты по отношению к другим иностранным валютам будет снижаться. Это вызовет удешевление российских товаров на внешних рынках и рост российского экспорта. Увеличившийся приток иностранной валюты снизит спрос на нее, и курс рубля повысится. 
   «Плавающий» валютный курс, представляя собой элемент классических теорий, позволяет экспортировать товары, по которым страна имеет сравнительные преимущества, и таким образом оптимизирует ее участие в международном разделении труда. 
   К преимуществам «плавающего» валютного курса относится возможность правительства проводить относительно независимую национальную экономическую политику (прежде всего направленную на обеспечение большей занятости и увеличение темпов экономического роста). Например, сторонники введения «плавающего» курса доллара США отмечали необходимость проведения более независимой экономической политики в условиях выполнения долларом функции мировой валюты и вытекающих из этого обязательствСША. 
   Сторонники «плавающего» валютного курса подчеркивают влияние в современных условиях на валютный курс настолько большого количества факторов, что их не могут спрогнозировать ни правительство, ни Центральный банк, ни какие-либо другие официальные органы. Именно «плавающий» валютный курс наиболее реально отображает эти воздействия и обеспечивает эффективную реакцию на них, свидетельствуя о действительной стоимости национальной валюты на мировом рынке. Такой подход объясняет, почему в большинстве стран полностью свободное «плавание» использовалось лишь в течение коротких периодов времени для определения реальной цены национальнойвалюты. 
      В то же время «плавающий» курс имеет недостаток. Значительные краткосрочные его колебания могут дестабилизировать внешнеторговые сделки и привести к убыткам в связи с невозможностью выполнения ранее заключенныхконтрактов. 
   Например, в марте 1993 г. после резкого, «обвального», падения курса рубля на межбанковской бирже многие российские фирмы вынуждены были расторгнуть ранее заключенные долгосрочные контракты, понеся при этом значительные потери. Подобное неудивительно, так как подписание перспективных контрактов в условиях «плавающего» курса несет большую долю риска. Особенно сложно прогнозирование и осуществление сделок в сфере наукоемкого производства, где устанавливаются долгосрочные технологическиесвязи. 
   Фиксированный курс валюты. Перечисленные недостатки исключает фиксированный курс, привязанный к какой-либо стабильной стоимостной единице. Фиксированный курс позволяет прогнозировать предпринимательскую деятельность, регулировать уровень прибыльности будущих инвестиционных программ. Практически все предприниматели и банкиры выступают за фиксированный курс национальной валюты. 
   Фиксированный курс особенно важен для отраслей, ориентированных на значительный объем импортных поставок (высокотехнологичные отрасли) с высокой долей экспорта в общем объеме производства. Такой курс означает прогнозируемые в будущем суммы переводимой валюты, необходимые для разработки программ инвестиционной деятельности, связанных с длительным сроком окупаемости вкладываемых средств. 
   Фиксированный курс эффективен для организаций, осуществляющих длительные и стабильные связи. Он особенно выгоден для сохранения и поддержания политического «лица» руководства и свидетельствует о прочности и надежности экономической политики правительства. Правительство берет на себя обязательство поддерживать стабильность валюты, а соответственно и положение страны в системе мирохозяйственных связей. Руководство страны как бы подтверждает, что на национальном и международном уровнях имеется достаточно доверия и финансовых средств для того, чтобы поддержать стабильность национальной денежной единицы. При этом оно берет на себя расходы по «сглаживанию» возможных краткосрочных колебаний, особенно опасных для внешнеторговых сделок. 
   Наиболее часто встречающиеся аргументы в пользу фиксированного курса заключаются в возможности более точного прогнозирования будущих поступлений от внешнеэкономической деятельности, осуществления длительных контрактных соглашений, коммерческих сделок и т.д. 
  Введение фиксированного валютного курса ставит перед национальным правительством ряд проблем. Важнейшая из них — поддержание «внешнего равновесия», т.е. балансирование внешних расчетов с целью поддержания валютного курса на постоянном уровне. 
   Опыт хозяйствования ряда стран выявил следующие практические способы решения данной проблемы. 
    Наиболее простой вариант — возникновение дефицита, перемежающегося с положительным сальдо. В этом случае государственные органы могут финансировать возникающие убытки и дефицит достаточно долго без угрозы истощения валютных запасов. Однако важно, чтобы дефицит был временным, поскольку иначе государственные органы рискуют потерять финансовые накопления, истощить валютные резервы. 
   Попытки государственного регулирования и стабилизации валютного курса оказываются малоэффективными, когда причина дисбаланса связана с низким уровнем производительности труда, неконкурентоспособностью экспортной продукции и т.д. 
   Более удачными оказываются попытки государства, направленные на недопущение резкого снижения курса в условиях ограниченных отклонений или при «сглаживании» резких «зигзагов» курса национальной валюты. 
   Валютные интервенции центральных банков с целью сглаживания колебаний курсов (покупка при превышении лимита колебаний курсов и продажа в обратной ситуации) представляют собой обычную практику в современных условиях. 
   Примером «сглаживания» колебаний значительного снижения курса рубля могут служить действия Центрального банка России в конце 1993 г. За несколько дней было истрачено более 1,5 млрд. долл. с целью не допустить обвального снижения курса рубля, вызванного уходом из российского правительства премьера Е.Гайдара и опасениями по поводу изменения правительственногокурса. 
  Нарушение равновесия в любую сторону (дефицит или актив платежного баланса) является источником беспокойства. Однако практика показывает, что страны относительно легче переносят длительное сохранение положительного сальдо, ведущего к накоплению иностранной валюты, чем отрицательного сальдо, означающего фактическую необходимость поддержки или финансового вливанияизвне. 
   Особого внимания заслуживает дефицит платежного баланса страны с резервной валютой, т.е. валютой, накапливаемой странами, участвующими в мировой торговле. Примером резервной валюты служит американский доллар. Стремление большинства государств обладать денежными обязательствами США в виде долларов позволяло американцам наращивать свои обязательства перед другими странами, не оплачивая их экспортом своих товаров и услуг.    Скупая доллары, иностранные государства получили право пользования денежными средствами, принимаемыми во всех странах мира. Такая ситуация могла продолжаться лишь ограниченное время, пока накапливаемые ресурсы американских долларов не превысили критического лимита. 
   Еще одним способом восстановления равновесия платежного баланса при фиксированном курсе выступает контроль внешнеэкономических связей. Он заключается в проведении правительством валютного аукциона или в разрешении покупать иностранную валюту только тем фирмам, которые после сложной процедуры оформления заявки смогут доказать, что покупка валюты попадает в одобренную категорию сделок. 
   Обычным при контроле является предоставление предприятиям права на покупку комплектующих изделий, без которых производство остановится. Одновременно дискриминируются покупка предметов потребления или вклады в заграничные банки. Контроль обеспечивает большую стабильность национальной валюты за счет увеличения нестабильности отдельных фирм. Физические и юридические лица оказываются неспособными определить, смогут ли они приобрести иностранную валюту в будущем. Такой контроль помогает правительству преодолеть валютный дефицит, однако он приводит к крупным социальным и политическим издержкам. 
   Например, Украина, зафиксировав весной 1993 г. курс купона по отношению к рублю (завышенный в связи с необходимостью финансировать поставки нефти), одновременно подорвала конкурентоспособность своей промышленной продукции на российском рынке. Соответственно появилась необходимость во введении квот, лицензионных ограничений и т.д. 
   Эффективность и целесообразность использования фиксированного или «плавающего» валютных курсов как средств регулирования платежного баланса можно свести к следующему. 
   Являясь свидетельством стабильности и прочности экономической и политической системы страны, фиксированный курс может существовать лишь в условиях стабильной макроэкономической политики правительства.    Программы создания рабочих мест, налоговая политика — все должно быть подчинено интересам поддержания стабильного курса национальной валюты. 
   Например, европейские страны в процессе создания европейского валютного союза, сокращая пределы колебаний национальных валют и в последующем переходя к фиксированным курсам, договорились о сохранении на заранее заданном уровне процентных ставок, дефицита госбюджета, объема эмиссии стран-участниц. Выход за допустимые пределы хотя бы по одному показателю неизбежно приводил к «выходу» страны из Европейской валютной системы, т.е. к превышению допустимой величины колебаний национальной валюты. 
  Фиксированный курс требует, кроме того, наличия крупных запасов «резервной» валюты, которая может быть использована для ликвидации возникающих дисбалансов. 
   Обычно это означает создание национальных или межнациональных банковских объединений типа Европейского банка. 
   Особенно большие требования фиксированный валютный курс предъявляет к странам, валюта которых играет ключевую роль в международных расчетах.  
   Фиксированный же курс по-разному воздействует на спад национальной экономики в зависимости от причин и характера этого спада. В тех случаях, когда основной причиной спада выступают внутриэкономические проблемы страны, сохранение стабильного курса позволяет за счет использования валютных резервов преодолеть спад, смягчив его последствия. 
   Когда причиной дисбаланса становится изменение обстановки на мировом рынке, например, сокращение потребления товаров, изменение структуры мирового спроса и т.д., то фиксированный курс может оказаться менее эффективным, т.к. не происходит автоматического изменения цены товара. Развивающиеся страны, экспортные доходы которых зависят от поставок одного-двух сырьевых товаров, вынуждены ориентироваться на создание специальных экспортных фондов, буферных запасов, чтобы сохранить объем экспортныхпоступлений. 
   После образования СНГ политические деятели тех государств, которые сделали выбор в пользу независимой экономической политики, вынуждены были ввести собственную валюту с «плавающим» курсом по отношению к рублю. Это относится прежде всего к странам Балтии. 
    Падение производства привело к удорожанию национальной валюты. Дальнейшее сокращение производства происходило до тех пор, пока цены на отечественную продукцию не сравнялись с иностранными. 
    Выбор между «плавающим» и фиксированным валютными курсами, таким образом, зависит от соотношения политических и экономических приоритетов правительства, его готовности поступиться частью суверенных прав.

 

Заключение

 

   Платежный баланс, кроме экономической категории, является еще и сложной статистической системой, непрерывно развивающейся и охватывающей учет все большего количества разнообразных экономических операций. Развитие системы платежного баланса отражается в новых изданиях Руководства по составлению платежного баланса, которое составляется Международным валютным фондом. По методике, принятой Международным валютным фондом, записи в платежном балансе производятся согласно принципу двойной записи, при этом запись с положительным знаком производится при отражении в платежном балансе экспорта, уменьшения зарубежных активов страны либо увеличения зарубежных обязательств, а записи с отрицательным знаком — в противоположных случаях.

    Анализ платежного баланса производится, прежде всего, с точки зрения рассмотрения сальдо по различным статьям баланса или их группировкам.

Источниками информации платежного баланса являются данные Государственного таможенного комитета, Министерства статистики и анализа, Национального банка Республики Беларусь, коммерческих банков и др. учреждений.

В целом анализ состояния платежного баланса нашей страны за анализируемый период показывает, что отечественная промышленность в значительной степени находится в сильной зависимости от импорта сырья и комплектующих.

На платежный баланс оказывает влияние нехватка собственных средств на проведение структурной перестройки и реструктуризацию промышленности.. Кроме того, относительно бедные природные ресурсы страны не стимулировали в свое время реструктуризацию и перестройку экономики, менее зависимой от привозных энергии и сырья.

Значительное влияние на состояние платежного баланса оказывает валютный курс.

Важным направлением совершенствования платежного баланса страны является использование различных методов государственного регулирования (прямых и косвенных). Особое место занимает выбор оптимальной политики курсообразования, т. е. определении отношения курса национальной валюты к основным мировым валютам (доллару, евро и др.) , а также планирование по формированию статей платежного баланса.

Совершенствование при формировании и регулировании платежного баланса Республики Беларусь, в первую очередь, должно быть направлено на: увеличение экспорта товаров, услуг, наукоемких производств и технологий, снижение импорта энергоносителей за счет их экономии и создания альтернативных источников энергии и ресурсов, улучшение структуры торгового баланса, создание более благоприятного климата для долгосрочных внешних инвестиций, рост конкурентоспособности отечественных товаров, более интенсивную интеграцию в общемировую экономику.

Перечисленные меры позволят повысить основные показатели платежного баланса страны, являющегося важнейшим финансовым показателем эффективности деятельности экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Носова С.С. Экономическая  теория / Носова С. С. – Москва  «Владос», 2000

2.  Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Маконнел  К. Р.— Минск: ИНФРА - М, 2001 T.2 - 528с.

3.  Фишер С. “Макроэкономика”, ИНФРА-М, 2006 – 652 с.

4.  Платежный баланс – Википедия [Электронный ресурс] /— Режим  доступа: ru./wiki/Платежный_баланс —  Дата доступа: 28.10.2010.

5.  Валютный курс – Википедия [Электронный ресурс] /— Режим  доступа: ru./wiki/ Валютный_курс— Дата  доступа: 28.10.2010.

6. Лутохина Л.В. Макроэкономика: социально-ориентированный  подход/ Лутохина Л.В. – Минск  «ИВЦ Минфина», 2010 – 359с.

7.  Комментарий к платежному  балансу за 2009 год, международной  инвестиционной позиции и внешнему  долгу Республики Беларусь на 1 января 2010 г./ Национальный банк  Республики Беларусь. Главное управление  платежного баланса и банковской  статистики. Управление платежного  баланса. — Минск, 2010 — 155 с.

8.  О валютном регулировании  и валютном контроле: Принят Палатой  представителей, 22 июля 2003г., N 226-З// Законы  Республики Беларусь от 29.06.2006 N 137-З, от 05.01.2008 N 317-З, от 03.06.2009 N 22-З.

9. Закон о валютном регулировании  и валютном контроле [Электронный  ресурс] /— Режим доступа: belinvestbank/bank-profile/legislative-acts/currency-control-statement—  Дата доступа: 25.11.2010

10. Долговечный А.А. Прогнозирование  платежного баланса в Республике  Беларусь/ Долговечный А.А., Вечерский  А.Д.// Банковский вестник — 2010 —  №16 —с. 28 — 33.

 

 

 


Информация о работе Платежный баланс