Правовая характеристика форм и порядка изменения сроков исполнения налоговой обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает в себя: введение, четыре параграфа, заключение и список источни-ков и литературы.

Содержание

Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…....…….….3
1. Понятие налоговой обязанности…..…..…..…..…..…..…..…..…..…...…..5
2. Сроки исполнения налоговых обязанностей.…..…..…..…..…..…..…..…..9
3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности..…..…..…….12
4. Правовая характеристика форм и порядка изменения сроков
исполнения налоговых обязанностей.…..…..…..…..…..…..…..….. .….. .….20
Заключе-ние…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..……..…..…..…....…….28
Список источников и литерату-ры..…..…..…..…..…..…..…..…..…...……30

Работа содержит 1 файл

курсовая по налоговому праву.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

       Предоставление возможности изменения  срока исполнения налоговой обязанности  способствует сохранению финансового  равновесия фискально–обязанного лица, но вместе с тем создает угрозу для государства (муниципального образования) неполучения либо недополучения суммы причитающихся налоговых платежей. В качестве гарантии своевременного погашения фискальной задолженности перед бюджетом или внебюджетным фондом налоговым законодательством предусмотрены способы обеспечения изменения срока уплаты налога в виде залога имущества или поручительства.

     Формой  изменения срока уплаты налога или  сбора может быть отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит. Какие–либо иные способы, предоставляющие налогоплательщику возможность более поздней уплаты налогов, сборов или пеней, налоговым законодательством не предусмотрены и, следовательно, не подлежат применению.[6, с. 180].

     Отсрочка  по уплате налога представляет собой  изменение срока исполнения налоговой  обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности. Рассрочка по уплате налога заключается  в предоставлении налогоплательщику  возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности. Погашение налоговой задолженности посредством рассрочки платежа осуществляется частями с установленной периодичностью, но в любом случае срок погашения последней суммы части налога не должен превышать шести месяцев.

     Налоговый кредит представляет собой изменение  срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года. Отсрочка или  рассрочка уплаты налога может быть предоставлена по одному или нескольким видам обязательных платежей на срок не менее одного, но не более шести месяцев. Течение срока изменения исполнения налоговой обязанности начинается с момента наступления общего срока уплаты налога [10, с. 305].

     Отсрочка  или рассрочка уплаты налога, а  также налоговый кредит предоставляются на основании письменного заявления заинтересованного лица. Подобное заявление составляется в двух экземплярах, один из которых подается в соответствующий уполномоченный государственный (муниципальный) орган, а второй в 10–дневный срок направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Перенос срока исполнения налоговой обязанности в форме отсрочки или рассрочки, а также налогового кредита возможен при наличии одного из обстоятельств, указанных в ст. 64 НК РФ. В зависимости от императивности для уполномоченного органа обстоятельства, являющиеся основаниями для изменения срока уплаты налога, подразделяются на подлежащие: 

     – безусловному учету, т. е. при их наличии уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке уплаты налога. Такими основаниями служат: а) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иные обстоятельства непреодолимой силы; б) задержки налогоплательщику финансирования из бюджета или  оплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Единственным ограничением изменения срока исполнения налоговой обязанности при наличии данных обстоятельств является сумма причиненного заинтересованному лицу ущерба, сумма бюджетного недофинансирования либо сумма неоплаты государственного заказа; в пределах названных сумм отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется в обязательном порядке [18, c. 5];

     – учету по усмотрению уполномоченного органа, при их наличии возможно, но необязательно предоставление отсрочки. Основания: а) угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога; б) бедственное имущественное положение физического лица, исключающее возможность единовременной выплаты налога; в) сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг налогоплательщиком. Перечень обстоятельств, учитываемых при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов, не является исчерпывающим. В отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, подобные основания могут быть дополнены ТмК РФ. Кроме федерального законодательства законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия изменения срока исполнения налоговой обязанности, но только по отношению к региональным и местным налогам.

     В отличие от оснований представления  отсрочки или рассрочки, договор  налогового кредита заключается  только при наличии юридических  фактов, перечисленных НК РФ. Наличие обстоятельств, являющихся основаниями для изменения срока уплаты налога, должно быть подтверждено налогоплательщиком документально и предоставлено уполномоченному органу одновременно с подачей соответствующего заявления.

     Уполномоченный  орган вправе потребовать от заинтересованного лица также представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. Налогоплательщик имеет право приложить к заявлению ходатайство о временном (на период рассмотрения поданного заявления) приостановлении уплаты суммы налога. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления от налогоплательщика. Копия положительного решения направляется уполномоченным органом в трехдневный срок налогоплательщику и в налоговый орган по месту учета этого заинтересованного лица [19, с. 93].

     Изменение срока уплаты налога в форме налогового кредита оформляется договором. По юридической сущности налоговый кредит является разновидностью бюджетного кредита, что обусловливает особенности его правового регулирования. Договор о предоставлении налогового кредита заключается на основании гражданского законодательства, но с учетом норм НК РФ, БК РФ, а также иного федерального и регионального законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 76 БК РФ налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита и только при отсутствии просроченной задолженности по ранее представленным бюджетным средствам на возвратной основе. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и при обязательном представлении заемщиком обеспечения своего финансового обязательства по возврату налоговых платежей. Способами обеспечения налогового кредита могут быть банковские гарантии, поручительств залог имущества, в том числе в виде ценных бумаг или паев. Бюджетным кодексом РФ устанавливаются два обязательных требования к имуществу, представляемому для обеспечении налогового кредита: 1) размер обеспечения должен полностью (т. е. на 100%) покрывать сумму налогового кредита; 2) иметь высокую степень ликвидности.

     При неспособности налогоплательщика  обеспечить исполнение обязательств по налоговому кредиту названными способами  бюджетное законодательство исключает возможность изменения срока уплаты налогов. Обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика – получателя кредита. Предварительный финансовый контроль может быть осуществлен финансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его поручению иным уполномоченным органом.

     Во  время действия договора налогового кредита уполномоченные органы имеют  право контролировать финансово–хозяйственную деятельность налогоплательщика. Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, который отличается от отсрочки, рассрочки или налогового кредита специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилом накопления и погашения налоговой задолженности и причитающихся процентов за пользование кредитом [1].

     Инвестиционный  налоговый кредит– это порядок  изменения исполнения налоговой  обязанности организации, предоставляемый на срок от одного года до пяти лет и заключающийся в возможности уменьшения своих платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам.

     Условиями предоставления инвестиционного кредита  служат указанные в ст. 67 НК РФ обстоятельства, наличие одного из которых дает право налогоплательщику требовать заключения договора об изменении срока уплаты налога на прибыли, региональных или местных налогов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщику–организации при условии: проведения этой организацией научно–исследовательских или опытно–конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; выполнение этой организацией особо важного заказа по социально–экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

     Перечень  юридических фактов, служащих основанием для предоставления инвестиционного  налогового кредита, не является закрытым, поскольку законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания и условия изменения срока уплаты региональных и местных налогов, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процента на сумму кредита [18, с.59].

     Итак, если исполнение налоговой обязанности  невозможно осуществить в сроки, установленные законодательством  о налогах и сборах,  то НК РФ предоставляет налогоплательщикам право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.  

     Заключение 

           Изучая теоретические  аспекты  поставленной проблемы, можно  сделать следующие выводы.

           Категория налогового обязательства занимает важнейшее  место в системе налогового права, является его фундаментальной основой, определяющей всю систему построения налогового права. Поскольку налог представляет собой форму отчуждения собственности, соответственно данное обязательство должно формироваться на принципах сбалансированности и разумного учета интересов всех участников налоговых правоотношений.

     Содержание  обязанности по уплате налогов и  сборов заключается в наличии  у налогоплательщика (плательщика  сбора) правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно  исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.

     Налоговая обязанность прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой  обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный  срок. Сроки уплаты налога устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно каждому Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок.

     В НК РФ закреплены конкретные способы  обеспечения исполнения обязательств налогоплательщиком, которые следует  понимать как специальные меры, направленные на побуждение его к безусловному исполнению своих обязанностей.

     Изменение срока исполнения налоговой обязанности – это перенос срока уплаты налога, сбора или пени на более поздний срок на условиях, устанавливаемых налоговым законодательством. В правоотношениях по изменению срока исполнения налоговой обязанности участвуют три стороны: финансовые государственные или муниципальные органы общей компетенции, налоговые органы, а также налогоплательщик, претендующий на изменение срока уплаты налога, сбора или пени (заинтересованное лицо).

     Мы  осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование  выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено, в частности:

      1) Недостаточное урегулирование государством  механизма применения правил исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

    2) Совершенствование действующего налогового законодательства и правоприменительной практики. 

    Цель  курсовой работы – выполнена. 
 
 
 
 
 

 

     Список  источников и литературы 

     1. Конституция Российской Федерации: федеральный конституционный закон: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ред. от 30.12.2008 № 7–ФКЗ]. – М.: Маркетинг, 2009. – 24 с.

     2. Налоговый Российской Федерации.  Часть первая: федеральный закон: [31 июля 1998 года № 146–ФЗ, в ред. от 29.12.2009 № 383–ФЗ] // Российская газета. – 6 августа. – 1998. –№ 148–149. – С. 3–25.

     3. Адамов Н. А., Дорофеева Н.А.  Порядок изменения сроков уплаты  налогов и сборов // Налоговое  планирование. – 2009. – № 1. –  С. 32–35.

Информация о работе Правовая характеристика форм и порядка изменения сроков исполнения налоговой обязанности