Правовой статус Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Центральный банк Российской Федерации……………………………………4
Правовой статус………………………………………………………………..12
Функции Банка России………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Право Прав стат ЦБРФ.docx

— 41.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Центральный банк Российской Федерации……………………………………4

Правовой статус………………………………………………………………..12

Функции Банка России………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало  четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот  как один из источников мобилизации  капитала. По мере развития кредитной  системы происходил процесс централизации  банкнотной эмиссии в немногих крупных  коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска  банкнот закрепилось за одним  банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию  всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался  эмиссионным или национальным, а  в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

С точки зрения собственности  на капитал центральные банки  подразделяются на:

• государственные, капитал  которых принадлежит государству (например, ЦБ РФ);

• акционерные;

• смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству.

Независимо от того, принадлежит  или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство  заинтересовано с надежности ЦБ в  силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с  государством не означают, что оно  может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральный банк Российской Федерации


[4]    Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.   

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.   

 В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.   

 В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.    

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).    

 В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.   

 С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.   

 Свои функции, определенные  Конституцией Российской Федерации  (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.   

 В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.    

 С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.   

 С целью преодоления  последствий финансового кризиса  1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.   

 Денежно-кредитная политика  Банка России была ориентирована  на поддержание финансовой стабильности  и формирование предпосылок, обеспечивающих  устойчивость экономического роста  страны. Банк России гибко реагировал  на изменение реального спроса  на деньги, способствовал поддержанию  растущей динамики экономики,  снижению процентных ставок, инфляционных  ожиданий и темпов инфляции. Это  привело к некоторому укреплению  реального валютного курса рубля  и стабильности финансовых рынков.    

 В результате взвешенной  денежно-кредитной политики и  политики валютного курса, проводимой  Банком России, увеличились золотовалютные  резервы Российской Федерации,  нет резких колебаний обменного  курса.   

 Деятельность Банка  России в области развития  платежной системы была направлена  на повышение ее надежности  и эффективности для обеспечения  стабильности финансового сектора  и экономики страны. С целью  повышения информационной прозрачности  в функционировании платежной  системы Банком России была  введена отчетность кредитных  организаций и территориальных  учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный  опыт, методологию и практику  наблюдения за платежными системами.    

 В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).   

 Предусматривается реализация  комплекса мер, включая обеспечение  достоверного учета и отчетности  кредитных организаций, повышения  требований к содержанию, объему  и периодичности публикуемой  информации, реализации в учете  и отчетности подходов, признанных  передовой международной практикой.  Кроме того, будет раскрыта информация  о реальных владельцах кредитных  организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.   

 Повышенное внимание  Банк России уделяет ряду проблем.  Одна из них связана с тем,  что в последнее время все  более важную роль начинают  играть специфические риски, связанные  с динамикой цен на отдельные  финансовые активы и конъюнктурой  рынка недвижимости. К высокой  концентрации рисков у ряда  банков приводит практика кредитования  связанных сторон. В связи с  этим совершенствование Банком  России методов банковского регулирования  и надзора идет в направлении  развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.   

 Еще одна проблема, которой Банк России уделяет  повышенное внимание, — это фиктивная  капитализация банков.   

 С целью противодействия  использованию банками разного  рода схем для искусственного  завышения или занижения значения  обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".   

 В связи с расширением  круга кредитных организаций,  предоставляющих населению ипотечные  кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.   

 С принятием Федерального  закона "Об ипотечных ценных  бумагах" кредитные организации,  обеспечивающие соблюдение требований  по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную  возможность рефинансировать свои  требования по ипотечным кредитам  за счет выпуска указанных  ценных бумаг.   

 В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.   

 В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.    

 В настоящее время  в системе страхования вкладов  участвует подавляющее большинство  банков. В них сосредоточено почти  100 процентов всех вкладов физических  лиц, размещенных в банковских  учреждениях Российской Федерации.    

 В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".   

 В соответствии с  этим документом основной целью  развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу  (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.   

 Основными задачами  развития банковского сектора  являются:   

- усиление защиты интересов  вкладчиков и других кредиторов  банков;   

- повышение эффективности  осуществляемой банковским сектором  деятельности по аккумулированию  денежных средств населения и  организаций и их трансформации  в кредиты и инвестиции;   

- повышение конкурентоспособности  российских кредитных организаций;    

- предотвращение использования  кредитных организаций для осуществления  недобросовестной коммерческой  деятельности и в противоправных  целях (прежде всего таких,  как финансирование терроризма  и легализация доходов, полученных  преступным путем);   

- развитие конкурентной  среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;    

Информация о работе Правовой статус Центрального банка РФ