Принципы формирования налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Не смотря на то, что в последние годы Правительством и Парламентом страны, предпринимаются реальные позитивные шаги по снижению налогового бремени, по улучшению инвестиционного климата, в борьбе с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов, действующая в России налоговая система, все еще вызывает множество обоснованных нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Работа содержит 1 файл

Налоговая.docx

— 45.87 Кб (Скачать)

    В соответствии  с  законодательством  о  налогах  и  сборах  отдельным  категориям   налогоплательщиков   и   плательщиков   сборов    могут    быть предоставлены  налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с  другими налогоплательщиками  или  плательщиками  сборов,  включая   возможность   не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

    Налогоплательщик  обязан:

    - уплачивать законно установленные  налоги;

    -  встать  на  учет  в  налоговых   органах,  если  такая  обязанность

    предусмотрена НК РФ;

    - вести в установленном  порядке   учет  своих  доходов  (расходов)  и

    объектов  налогообложения,  если  такая  обязанность  предусмотрена

    законодательством о налогах и сборах;

    - выполнять  законные  требования  налогового  органа  об  устранении  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах,  а   также не препятствовать законной  деятельности должностных  лиц   налоговых органов при исполнении  ими своих служебных обязанностей;

    - нести иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах.

    Налогоплательщики имеют  также  иные  права,  установленные  НК  РФ  и другими актами законодательства о налогах и сборах.

    Налоговые органы вправе:

    - требовать от налогоплательщика  или налогового агента  документы   по формам, установленным государственными  органами и органами местного         самоуправления,  служащие  основаниями   для  исчисления  и   уплаты  (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность  исчисления  и своевременность уплаты         (удержания и перечисления) налогов;

    - контролировать соответствие  крупных   расходов  физических  лиц   их доходам;

    -  заявлять  ходатайства  об  аннулировании  или  о   приостановлении действия выданных  юридическим и физическим лицам  лицензий на  право осуществления  определенных видов деятельности;

    - предъявлять в суды общей юрисдикции  или арбитражные суды иски:

    - о взыскании налоговых  санкций   с  лиц,  допустивших  нарушения  законодательства о налогах и  сборах;

    В соответствии со ст.12 Налогового  кодекса,  в  Российской  Федерации устанавливаются  федеральные налоги и сборы,  налоги  и  сборы  субъектов  РФ(далее  – региональные налоги и сборы) и  местные налоги и сборы.      Федеральными признаются  налоги  и  сборы,  устанавливаемые  НК  РФ  и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

    Региональными признаются налоги и сборы,  устанавливаемые  Кодексом  и законами субъектов  РФ,  вводимые  в  действие  в  соответствии  с  Налоговым кодексом законами субъектов  РФ  и  обязательные  к  уплате  на  территориях соответствующих  субъектов  РФ.  При   установлении   регионального   налога законодательными  (представительными)  органами  субъектов  РФ  определяются следующие   элементы   налогообложения:   налоговые   ставки   в   пределах, установленных  НК  РФ,  порядок  и  сроки  уплаты  налога,  а  также   формы отчетности по данному региональному  налогу.  Иные  элементы  налогообложения  устанавливаются   НК   РФ.    4

    Местными  признаются  налоги  и  сборы,  устанавливаемые   НК   РФ   и нормативными   правовыми   актами    представительных    органов    местного самоуправления, вводимые в действие в  соответствии  с  НК  РФ  нормативными правовыми  актами  представительных  органов   местного   самоуправления   и обязательные  к  уплате   на   территориях   соответствующих   муниципальных образований. Не могут устанавливаться  региональные  или  местные  налоги  и  (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Перечень  федеральных,  региональных  и  местных  налогов   и   сборов установлен ст.13, 14, 15 НК РФ.

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы  на  отдельные  виды  товаров  (услуг)  и  отдельные   виды

    минерального  сырья;

    3) налог на прибыль (доход) организаций;

    4) налог на доходы от капитала;

    5) подоходный налог с физических  лиц;

    6) взносы в государственные социальные  внебюджетные фонды;

    7) государственная пошлина и т.д.

         Причем при введении в действие  налога  на  недвижимость  прекращается действие на территории соответствующего  субъекта  РФ  налога  на  имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным  налогам и сборам относятся:

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических  лиц;

    3) налог на рекламу;

    4) налог на наследование или  дарение;

    5) местные лицензионные сборы.

    Согласно  ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N  118-ФЗ,  статьи

    13, 14, 15 вводится в действие со  дня признания утратившим  силу  Закона  РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации».

    В  настоящее  время  действует  перечень  федеральных  региональных  и  местных налогов и сборов,  установленный  ст.  19,  20,  21  Закона  РФ  «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации»

    Закон относит к федеральным следующие  налоги и сборы:

    - налог на добавленную стоимость;

    - акцизы;

    - налог на доходы физических  лиц;

    - единый социальный налог;

    - налог на добычу полезных ископаемых и т.п.

    К региональным налогам и сборам относятся  следующие налоги:

    - налог на имущество предприятий;

    - лесной доход;

    - сбор на нужды образовательных  учреждений, взимаемый  с  юридических  лиц.

    - налог на  строительство  объектов  производственного  назначения курортной зоне;

    - курортный сбор;

    - сбор за право торговли;

    - целевые сборы с  граждан   и  предприятий,  учреждений,  организаций независимо  от  их  организационно-правовых  форм   на   содержание  полиции, на  благоустройство  территорий,  на  нужды  образования  и  другие цели.5

   В настоящее время действуют специальные налоговые режимы:

    - в особых экономических зонах  (Федеральный закон от 22.01.1996 №  13- ФЗ  «Об  особой  экономической   зоне  в  Калининградской   области»,

    Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об  особой  экономической зоне в Магаданской  области»);

    -   для   сельскохозяйственных   товаропроизводителей   (глава   26.1 Налогового кодекса РФ);

    - упрощенная система налогообложения  (глава 26.2  Налогового  кодекса  РФ);

    - система налогообложения в виде  единого налога  на  вмененный   доход для отдельных видов  деятельности  (глава  26.3  Налогового  кодекса РФ)

    Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о  налогах и  сборах:

    - Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы;

    - Законодательство о  налогах   и  сборах  основывается  на  признании всеобщности и равенства  налогообложения;

    - Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными;

    - Недопустимы налоги и сборы,  препятствующие  реализации  гражданами  своих конституционных прав;

    - Не допускается устанавливать   налоги  и  сборы,  нарушающие  единое    экономическое пространство  Российской  Федерации  и,  в   частности, прямо или косвенно  ограничивающие свободное перемещение  в  пределах территории  Российской  Федерации  товаров   (работ,   услуг)   или финансовых  средств,  либо   иначе   ограничивать   или   создавать препятствия   не  запрещенной  законом   экономической   деятельности  физических лиц и организаций;

    - Акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен платить;

    -  Все  неустранимые  сомнения,  противоречия   и   неясности   актов законодательства  о   налогах   и   сборах   толкуются   в   пользу налогоплательщика  (плательщика сборов).

    Из  Конституции  РФ  вытекает  более  сложная  и   многофункциональная  структура  принципиальных  основ  налогообложения  и  сборов  в   Российской Федерации, которая выстраивается  в следующем порядке:

    1) принцип реализации совместного  ведения Федерации и ее субъектов   в установлении общих принципов  налогообложения и сборов в  Российской          Федерации (п."и" ст.72 Конституции  РФ);

          2)  принцип обеспечения единства  налоговой политики  и налоговой системы на всей территории Российской Федерации (ст.8  Конституции гарантирует единство   экономического   пространства,   свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п."н" ст.72  к совместному ведению Федерации и ее  субъектов Конституция России относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления).

           3) принцип  равенства  прав  субъектов  РФ  в  принятии  собственного          налогового законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5 Конституции утверждают равенство  и самостоятельность законодательства  субъектов РФ);

          4) принцип конституционности актов налогового законодательства  (ст.4 и 125  Конституции регламентируют,  что акты  (в том числе и налоговые)    или    их    отдельные     положения,     признанные неконституционными, утрачивают силу);

         5)  принцип регулятивности  (гибкости)   налоговых   платежей,   как инструмента внешнеторговой  и инвестиционной   политики   (ст.15 Конституции   подтверждает   действие   на    территории    России общепринятых в мировой практике принципов и норм  международного регулирования торгового оборота и движения капитала);

      6) принцип обеспечения сбалансированности  бюджетов  разного уровня    (ст.114 Конституции возлагает на Правительство РФ  обеспечение и исполнение  налоговых обязательств  в рамках  Федерации   и   ее субъектов в интересах как единого экономического пространства, так в интересах отдельных регионов);

       7) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных     налогов и распоряжении  своими  бюджетными  средствами   (ст.132 Конституции устанавливает права органов местного  самоуправления самостоятельно     управлять     муниципальной     собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет,  устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы);

       8) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст.19 Конституции);

Информация о работе Принципы формирования налоговой системы