Принципы налогового права зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Налоговое право зиждется на основных принципах, как закрепленных в важнейших источниках права (конституциях, конституционных, органических, некоторых специальных налоговых законах, судебных прецедентах и др.), так и существующих в виде норм традиционного характера, участвующих в формировании правосознания населения. Принципы права как основные начала нормативного регулирования являются своего рода камертоном всего последующего нормотворчества. Они гарантируют непрерывность, последовательность законодательного процесса, обеспечивают взаимосвязь налогового права и налогового законодательства, адаптируют налоговое нормотворчество к особенностям традиционного правосознания населения.

Содержание

1.Принципы налогового права зарубежных стран………………………..….3
Библиографический список…………………………………………………..11
2. Раскройте сущность гармонизации налогового законодательства……12
Библиографический список…………………………………………………..17
3.Практическое занятие………………………………………………………18
Библиографический список…………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

налоговое право зарубежных стран.docx

— 49.02 Кб (Скачать)

налоговые кодексы, подобные американскому, остаются доступными пониманию  только специалистов.

Третий блок нормативных  актов, содержащих налоговые нормы, составляют:

1) отдельные акты конституционного  права;

2) источники других отраслей  права, содержащие разрозненные  налоговые правила.

Акты конституционного права  устанавливают многие важнейшие  положения налогового права, особенно его процессуальной части. В конституциях содержатся основные принципы действующего налогового права, определяются налоговые полномочия центральных и местных органов. государственной власти и управления. Нормы конституций могут уточняться и развиваться в специальных законах, регулирующих объем полномочий законодательного собрания и правительства. Конституция и регламент парламента устанавливают процедуру принятия налоговых законов. Важный налоговый сюжет конституционного права разграничение компетенции в сфере налогообложения в странах со сложными формами государственного устройства (федерации, унитарные государства с автономными образованиями). Принципы разведения налоговых полномочий центра и субъекта федерации (автономий) содержатся, как правило, в конституции. В ряде случаев принимаются специальные конституционные и органические законы.

Акты других отраслей права, содержащие отдельные налоговые  нормы ("вспомогательные" источники налогового права), чаще всего касаются вопросов предоставления льгот при налогообложении (Венские конвенции - налоговые льготы, предоставляемые дипломатическому корпусу; брачно-семейное законодательство - льготы, возникающие при семейном обложении, миграционное законодательство - льготы иностранцам и апатридам и т.д.).1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Научная литература

 

1.Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс, 2009. – 421 с.

2. Кучеров И.И. Налоговое  право зарубежных стран: курс  лекций. – М.: ЮрИнфоР, 2009. – 373 с.

3.Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учебное пособие. – М.: Издательство БЕК. – 584 с.

4.Попова Л.В. Налоговые  системы зарубежных стран. –  М.: Дело и Сервис, 2009. – 368 с.

5.Тютюриков Н.Н. Налоговые  системы зарубежных стран. –  М.: Дашков и К, 2009. – 351 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Раскройте   сущность  гармонизации налогового законодательства

 

Термин гармония происходит от греческого «harmon'a» - связанность и соразмерность частей целого. Гармонизация означает укрепление связей, в частности, речь может идти о гармонизации отношений между государством и религией, гармонизации межнациональных, семейных, экономических отношений. Применительно к экономическим отношениям гармонизация предполагает взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического характера.

Рассмотрим более подробно проблемы гармонизации налоговых отношений. При этом следует различать гармонизацию налоговых отношений в узком  и широком смысле. В качестве инструментов гармонизации выступают налоговая  конкуренция и финансовая эквализация.1

В экономической литературе можно встретить определение  о гармонизации налогов, под которой  понимают систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых  систем и налоговой политики стран, входящих в международные группировки. Гармонизация налогов проявляется  в создании таможенных союзов, объединяющих ряд государств, проводящих единую таможенную политику. Более правильным было бы говорить о гармонизации налоговых  отношений, а не налогов, поскольку  в рамках гармонизации налоговых  отношений происходит унификация налоговых  режимов, ставок некоторых налогов и таможенных тарифов. В данном случае речь идет лишь об одном направлении гармонизации налоговых отношений, а именно - о межстрановой гармонизации. На территориях интегрирующихся государств определяются основные принципы и правила в организации налогообложения в пределах регионального экономического образования.

В более широком смысле под гармонизацией налоговых  отношений понимают построение национальной системы налоговых отношений, обеспечивающей установление долгосрочного и устойчивого  баланса интересов государства, налогоплательщиков, других государств.1 При этом выделяют четыре вида направлений гармонизации налоговых отношений:

- гармонизацию построения  налоговой системы; 

- обеспечение равенства прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и государства;

- сочетание налоговых интересов всех уровней власти;

- межстрановую гармонизацию налоговых отношений.

В настоящее время в  научной литературе раскрытию смысла понятия «гармонизация налоговых  систем» уделено недостаточно внимания. В большинстве случаев ограничиваются лишь разработкой принципов налогового федерализма, описанием механизма  разграничения налогов в пределах интегрирующихся государств. Однако рассмотрение налоговой гармонизации только в качестве организационного принципа функционирования налоговых систем не позволяет в достаточной степени отразить её специфику как совокупности закрепленных в законодательном порядке представлений о сущности и характере отношений между государствами, механизмами и методами гармонизации налоговых отношений.

Под гармонизацией налоговых  отношений следует понимать чёткое разграничение полномочий между  носителями власти, согласованную и  упорядоченную деятельность центра и составных частей, взаимное согласование их интересов и действий по поводу формирования доходов бюджетов, выработку  и реализацию управленческих решений, обеспечивающих каждое государство  необходимыми и достаточными ресурсами  для выполнения возложенных на него функций, их кооперацию (сотрудничество) и солидарную ответственность.2 К основным принципам гармонизации относятся:

- согласованность правового регулирования;

- синхронность принятия гармонизированных актов;

- последовательность этапов гармонизации;

- приоритетность международных договоров над национальным законодательством.

Данные принципы диктуют  необходимость системного подхода  к работе по гармонизации национальных налоговых законодательств.

Процесс гармонизации осуществляется поэтапно. Можно выделить 5 основных этапов.

- Определение отраслей законодательства, требующих гармонизации, выделение сфер и проблемных вопросов в рамках отдельной отрасли.

 - Проведение сравнительно-правового анализа национальных налоговых законодательств.

- Согласование перечня национальных законодательных и иных нормативно-правовых актов, подлежащих гармонизации Синхронное принятие гармонизированных актов налогового законодательства

Осуществление контроля над  реализацией решений по вопросам гармонизации

Целесообразно учитывать  налоговую составляющую конкурентных преимуществ территорий при формировании доходов различных государств. Налоговая  конкуренция представляет собой  конкуренцию между странами за налоговые  полномочия, а также конкуренцию  между ними за налогоплательщика. Она  является побудительным мотивом  для = достижения справедливости при  перераспределении бюджетных ресурсов, как между странами, так и внутри одного государства.1

Индикаторами межстрановой конкуренции могут служить доли в налоговых доходах государства в динамике, а также рейтинги конкурентоспособности государств, проводимые различными международными организациями и институтами. Для сглаживания негативных последствий такой конкуренции используют механизм гармонизации налоговых отношений, когда страны договариваются установить минимальные налоговые ставки или решают облагать налогом по одним и тем же ставкам.

Другой инструмент гармонизации налоговых отношений - финансовая эквализация - способствует нахождению баланса, или, другими словами, оптимального соотношения между налоговыми источниками пополнения доходов региональных бюджетов и объемом выделяемых межбюджетных трансфертов. В отличие от финансового выравнивания, она предполагает многопараметрическую оптимизацию распределения налогов и межбюджетных трансфертов. Эти инструменты являются системообразующими и интегрирующими процессами, создающими в некотором смысле «обратные связи», обеспечивающими механизм повышения устойчивости налоговой системы через гармонизацию налоговых отношений. Налоговая конкуренция способна оказывать усиливающее воздействие на инициативу государства в укреплении своего бюджета за счёт привлечения новых налогоплательщиков и, таким образом, создавать положительную обратную связь. В отличие от неё, финансовая эквализация способна оказывать на налоговую систему уравновешивающее воздействие, компенсируя степень экономического неравенства и, таким образом, создавать отрицательную обратную связь.

Таким образом, гармонизация налоговых систем представляет собой  процесс приведения в соответствие и взаимной соразмерности налоговых  систем различных государств. Данный процесс охватывает унификацию налогов, взаимодействие и координацию налоговых  систем и налоговой политики стран, входящих в разные международные  группы, например, Европейское экономическое  сообщество (ЕС).

1.2 Необходимость гармонизации  налоговых систем, в условиях  экономической интеграции

Гармонизация налоговых  систем (англ. tax harmonization) - систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки и объединения, впервые она начала осуществляться в конце XIX - начале XX века, при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики.

В условиях углубления международной  экономической интеграции гармонизация основных показателей налоговых  систем заключается в унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых  реформ, согласовании налоговой политики и национального налогового права  различных государств. Проблема гармонизации налоговых систем одна из наиболее актуальных в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Научная литература

 

1. Дроздов О.И. Особенности налоговой системы ЕС//Финансы. 2007. № 2. – С. 76.

2. Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ//Финансы.2009.№ 10. – С.26.

3. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2009.- 448 с.

4. Пинская М.Р. Вопросы теории и практики налогообложения: сборник научных статей преподавателей и аспирантов кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. - М.: Цифровичок, 2009. – 398 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Практическое  занятие

 

Охарактеризуйте механизм устранения двойного налогообложения, закрепленный Договором  между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки  об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.)

 

17 июня 1992 г. между РФ  и США был заключен Договор  об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, который вступил в силу 1 февраля 1994 г.

Одним из ключевых понятий  договора является понятие постоянного  представительства, которое включает в себя место управления, отделение, контору, фабрику, мастерскую, рудник, нефтяную или газовую скважины, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов. В отношении  некоторых видов деятельности прямо  предусматривается, что при их осуществлении  компанией - резидентом одного государства  в другом государстве они не будут  рассматриваться как осуществляемые через постоянное представительство. К таким видам деятельности относят  использование сооружений.

Осуществление деятельности в одном из государств через агента приводит к налогообложению компании - нерезидента в порядке, применяемом  для лиц, имеющих постоянное представительство, если агент отвечает одновременно четырем  требованиям:

- у него имеются полномочия  заключать контракты в этом  государстве от имени компании;

- он использует эти  полномочия;

- он не является брокером, комиссионером или любым другим  агентом с независимым статусом, через которого компания осуществляет  коммерческую деятельность в этом государстве, при условии, что этот агент действует в рамках своей обычной коммерческой деятельности;

- его деятельность не  ограничивается упомянутыми выше  видами деятельности, не приводящими  к созданию постоянного представительства.

Важность получения статуса  постоянного представительства  очевидна, так как на иностранные  компании, чья деятельность удовлетворяет  условиям, необходимым для приобретения этого статуса, автоматически распространяется ряд льгот, позволяющих им, в частности, при определении прибыли вычитать расходы, понесенные для целей постоянного  представительства и распределять документально подтвержденные расходы  между постоянным представительством компании и ее головным офисом в  стране постоянного местопребывания. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и уплату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в государстве, где представительство расположено, так и в любом другом месте (ст. 6 Договора).

Договор четко очерчивает круг статей дохода, которые входят в прибыль от коммерческой деятельности, к которым также относится  и прибыль от осуществления производственной, торговой деятельности, от занятий  сельским хозяйством, рыболовством, транспортными  перевозками, связью, добычей полезных ископаемых, прибыль от сдачи в  аренду движимого имущества, а также  от предоставления услуг силами другого  лица.

Если указанная выше коммерческая деятельность осуществляется в одном  из государств компанией с местопребыванием в другом государстве, то прибыль  от такой деятельности подлежит налогообложению  в первом государстве при условии, что деятельность осуществляется через  постоянное представительство и  только в той части прибыли, которая  относится к его имуществу  или деятельности.

Специфика Договора 1992 г. состоит  также в том, что сторонами  предусмотрено создание особого  режима налогообложения в Российской Федерации не только для постоянных представительств и иностранных инвесторов как таковых, но и для предприятий, которые не менее чем на 30% находятся в прибыльном владении компании с постоянным местопребыванием в Соединенных Штатах и уставный фонд которых составляет не менее 100 тыс. долл. США (или эквивалентную сумму в рублях). Такие предприятия могут при исчислении налога на прибыль вычитать расходы на проценты, уплаченные банку или другому лицу, независимо от срока ссуды, а также фактические расходы на заработную плату или другое вознаграждение за личные услуги. В отношении же американских банковских, страховых и иных финансовых учреждений данный режим льгот распространяется и на их постоянные представительства в России (п. 8 Протокола к Договору 1992 г.).

Информация о работе Принципы налогового права зарубежных стран