Производство по делам о нарушениях в налоговом законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы - определение основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является: Определение основных участников налоговых правоотношений; Установление прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 42.64 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами  налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций  и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в  связи с взиманием налогов. В  них участвуют органы государственной  власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством  порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному  в Конституции РФ, разграничению предметов ведения и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются через  налоговые правоотношения, которые  возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и физических лиц.

Основным содержанием  налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика  внести в бюджетную систему или  внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в  предусмотренные сроки, а обязанность  компетентных органов - обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками  своей обязанности влечет за собой  причинение материального ущерба государству  или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих  функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия  лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких  обязанностей.

Цель данной работы - определение  основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.

Задачами работы является:

1. Определение основных  участников налоговых правоотношений.

2. Установление прав и  обязанностей этих участников  налоговых правоотношений.

 

Глава 1. Понятие  и классификация участников налоговых  правоотношений

1.1 Налогоплательщики, как участники налоговых правоотношений

Налогоплательщики - организации  и физические лица, на которых в  соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Налогоплательщики имеют  право:

- получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную  информацию;

- получать от Минфина  РФ письменные разъяснения по  вопросам применения законодательства  РФ о налогах и сборах, от  финансовых органов в субъектах  РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения регионального  законодательства и муниципальных  нормативно-правовых актов о местных  налогах и сборах;

- использовать налоговые  льготы;

- получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит;

- на своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов,  пени, штрафов;

- представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

- получать копии акта  налоговой проверки и решении  налоговых органов, а также  налоговые уведомления и требования  об уплате налогов;

- требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  налогового законодательства;

- не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов и их должностных лиц;

- обжаловать акты налоговых  органов и действия (бездействие)  их должностных лиц.

Налогоплательщики - организации  и индивидуальные предприниматели - помимо этих обязанностей, должны письменно  сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытие или закрытие  счетов - в десятидневный срок;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- о прекращении своей  деятельности, объявлении несостоятельности  (банкротстве), ликвидации или реорганизации  - в срок не позднее трех  дней со дня принятия такого  решения;

- об изменении своего  места нахождения - в срок не  позднее десяти дней с момента  такого изменения.

Юридические обязанности  налогоплательщиков:

- уплачивать законно установленные  налоги;

- встать на учет в  налоговых органах;

- вести учет своих доходов  (расходов) и объектов налогообложения;

- представлять в налоговый  орган по месту своего учета  налоговые декларации по тем  налогам, которые они обязаны  уплачивать, а также бухгалтерскую  отчетность;

- представлять налоговым  органам документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений, а также  не препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов  при исполнении ими своих служебных  обязанностей;

- предоставлять налоговому  органу необходимую информацию  и документы;

- в течение четырех  лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского учета  и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов.

Обязанность налогоплательщика  по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным  актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности  уплатить какой-либо налог является, прежде всего, наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности  связаны и обусловлены этой основной обязанностью.

Неспособность юридического лица - коммерческой организации или  индивидуальных предпринимателей уплаты налогов является основанием для  признания этого лица в установленном  законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется  в судебном порядке или по решению  собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

1.2 Налоговые органы

В соответствии с действующим  налоговым законодательством налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные  подразделения, а также органы налоговой  полиции. Министерство РФ по налогам  и сборам образует единую централизованную систему инспекционных органов, входящих в систему центральных  органов государственного управления и осуществляющих контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных налоговых платежей.

Полномочия таможенных органов  и обязанностью их должностных лиц  в области налогообложения и  сборов предусмотренные ст.33 НК РФ. Ст.34 НК РФ определяет в целом статус таможенных органов в области  налогообложения и сборов. Таким  образом, в Кодексе впервые закреплена норма, что таможенные органы в определённых случаях обладают определёнными  полномочиями налоговых органов.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ при пересечении таможенной границы России в определённых случаях подлежат уплате налоги (НДС и акцизы) и сборы (таможенная пошлина). Данные таможенные платежи являются предметом регулирования как Таможенного, так и НК. Соответственно деятельность таможенных органов в деле взимания данных "пограничных" налогов и сборов регулируется как ТК, так и НК, а также федеральными законами о налогах и сборах и иными федеральными законами. Причём НК и федеральные законы о налогах и сборах применяются к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой данных таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц только в случаях, прямо предусмотренных НК. В целом говоря о полномочиях таможенных органов в сфере налогообложения, необходимо отметить, что в своей деятельности таможенные органы руководствуются в первую очередь таможенным законодательством и лишь в случаях, предусмотренным НК, - законодательством о налогах и сборах.

Налоговые органы в своей  деятельности руководствуются конституцией, НК РФ и другими федеральными законами, законодательными актами РФ, нормативными актами Президента и Правительства  РФ, нормативными актами органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Анализ установленных Кодексом прав налоговых органов позволяют сделать вывод, что перечень данных прав по сравнению с нормами значительно расширен. К числу прав налоговых органов относится:

1.Право требовать от  налогоплательщика документы, служащие  основаниями для исчисления и  уплаты налогов, и документы,  подтверждающие правильность исчисления  и своевременность уплаты налогов.

2.Право проводить налоговые  проверки в порядке, установленном  НК РФ

3.Право изымать по акту  при проведении налоговых проверок  у налогоплательщика или иного  обязанного лица документы, свидетельствующие  о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные  основания полагать, что эти документы  уничтожены, сокрыты, изменены или  заменены.

4.Право вызывать на  основании письменного уведомления  в налоговые органы налогоплательщиков  и иных обязанных лиц для  дачи пояснений в связи с  уплатой (перечислением) ими налогов.  Таким образом, налоговым органам  предоставляется право не только  получать от налогоплательщиков  необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, как  это предусмотрено действующим  законодательством, но и вызвать  их или иных обязанных лиц  для дачи пояснений непосредственно  в налоговые органы.

5.Право проводить при  налоговой проверке инвентаризацию  имущества, принадлежащего налогоплательщику.  Из этого следует, что налоговые  органы при налоговой проверке  будут в праве осуществлять проверку фактического наличия имущества у налогоплательщика и сравнить полученной при проверке результат с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждаются совместно Минфином и Министерством РФ по налогам и сборам. В настоящее время проверка фактического наличия имущества налогоплательщика осуществляется на основании представляемых налогоплательщика документов (балансов, инвентаризационных описей, актов инвентаризации и т.д.).

Информация о работе Производство по делам о нарушениях в налоговом законодательстве