Так, 
в подоходном налогообложении физических 
лиц впервые был осуществлен 
переход от идедулярного налогообложения, 
применявшегося достаточно длительное 
время в республиках бывшего СССР, к глобальному 
обложению доходов физических лиц на основе 
определения совокупного годового дохода.
     В 
части юридических лиц изменения 
коснулись следующих аспектов: отмена 
дифференциация ставок налога на прибыль 
и утверждены две ставки: 30% - для всех 
юридических лиц и 45% - для банков и страховых 
компаний.
     Впервые 
к числу налогоплательщиков стали 
относиться бюджетные организации 
в части доходов, полученных от предпринимательской 
деятельности; были упорядочены льготы 
(вместо действовавших ранее 30 осталось 
6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших 
в налоговой системе Республики Казахстан 
в 1994 году, позволяют сделать вывод об 
их преимущественно фискальном характере. 
Между тем, несмотря на столь решительные 
меры, удельный вес налоговых поступлений 
в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% 
в 1993 году.
     Исходя, 
из того в качестве основных целей 
налоговой реформы в Республике 
Казахстан в последующие этапы 
были выдвинуты:
  - Стимулирование 
  рыночных отношений, а именно:
 
  
  - активная 
  поддержка предпринимательства;
 
  - стимулирование 
  индивидуальных налогоплательщиков вкладывать 
  получаемые доходы в предпринимательскую 
  деятельность;
 
  - подведение 
  широкой законодательной базы под налогообложение;
 
  - создание 
  механизма защиты доходов от двойного, 
  тройного налогообложения.
 
  
  - Достижения 
  определенной справедливости в налогообложении, 
  а именно:
 
  - обеспечение 
  социальной защиты малоимущих;
 
  - создание 
  единой шкалы налогообложения независимо 
  от источника получения дохода;
 
  - учет национальных 
  и территориальных интересов государства;
 
  - стремление 
  к творческому использованию мирового 
  опыта построения системы налогообложения.
 
     В 
соответствии с этими целями была 
сделана попытка изменить всю 
налоговую систему Республики Казахстан 
и приблизить ее к мировым стандартам.
     2 
этап.
     Задачами 
второго этапа были: снижение налогового 
бремени, сокращение количеств налогов, 
приближение налоговой системы 
Казахстана к мировым стандартам. 
В основном этим требованиям отвечало 
принятие Указа Президента Республики 
Казахстан имеющее силу закона «О 
налогах и других обязательных платежах 
в бюджет» от 24 апреля 1995 г.
     Общегосударственные:
  - Подоходный 
  налог с юридических и физических лиц
 
  - Налог на 
  добавленную стоимость
 
  - Акцизы
 
  - Налог на 
  операции с ценными бумагами
 
  - Социальные 
  платежи с недропользователей 
 
  - Земельный 
  налог
 
  - Налог на 
  имущество юридических и физических лиц
 
  - Налог на 
  транспортные средства
 
  - Сбор за регистрацию 
  физических лиц, занимающихся предпринимательской 
  деятельностью и юридических лиц
 
  - Сбор за право 
  занятия отдельными видами деятельности
 
  - Сбор с аукционных 
  продаж
 
     С 
1 января 1999 г. в состав общегосударственных 
налогов и сборов включаются: дорожный 
налог, социальный налог, сбор на социальное 
обеспечение и сбор за выезд автотранспортных 
средств на территорию Республики Казахстан. 
Ранее эти платежи выступали источниками 
внебюджетных фондов, позже дорожный налог 
и сбор на социальное обеспечение было 
отменены.
     Согласно 
Закона Республики Казахстан от 16 июля 
1999 г. №440-1 Указ Президента Республики 
Казахстан, имеющий силу закона «О налогах 
и других обязательных платежах в бюджет» 
от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус 
Закона Республики Казахстан.
     Налоговая 
система РК в соответствии с вышеуказанным 
документом включает в следующие 
налоги, сборы и другие обязательные 
платежи: 
     Налоги 
и другие обязательные платежи в 
бюджет:
  - Подоходный 
  налог с юридических и физических лиц
 
  - Налог на 
  добавленную стоимость 
 
  - Акцизы
 
  - Сбор за регистрацию 
  эмиссии ценных бумаг и присвоение национального 
  идентификационного номера эмиссии ценных 
  бумаг, не подлежащих государственной 
  регистрации
 
  - Специальные 
  платежи и налоги недропользователей
 
  - Социальный 
  налог
 
  - Сборы за 
  проезд автотранспортных средств по территории 
  Республики Казахстан
 
  - Земельный 
  налог
 
  - Налог на 
  имущество юридических и физических лиц
 
  - Налог на 
  транспортные средства
 
  - Единый земельный 
  налог
 
  - Сбор за регистрацию 
  физических лиц, занимающихся предпринимательской 
  деятельностью, и юридических лиц
 
  - Лицензионный 
  сбор за право занятия отдельными видами 
  деятельности
 
  - Сбор за аукционных 
  продаж
 
  - Сбор за право 
  реализации товаров на рынках
 
  - Сбор за использование 
  юридическими и физическими лицами символики 
  города Алматы в их фирменных наименованиях, 
  знаках обслуживания, товарных знаках
 
  - Сбор за использование 
  юридическими лицами (кроме государственных 
  предприятий, государственных учреждений 
  и некоммерческих организаций) и физическими 
  лицами слов «Казахстан», «Республика», 
  «Национальный» (полных, а также производных 
  от них) в их фирменных наименованиях знаках 
  обслуживания, товарных знаках.
 
     3 
этап.
     Основной 
задачей третьего этапа является усиление 
правовых аспектов взаимоотношений между 
государственными органами, имеющими 
отношение к бюджету, фискальными органами 
и налогоплательщиками. В целом, структура 
налогов, которая была заложена в 1995 году, 
достаточно оптимальна. На сегодняшний 
день существует 17 видов основных налогов, 
сборов и других обязательных платежей 
в бюджет, которые нужно совершенствовать 
и число которых также необходимо оптимизировать. 
Отсюда вытекает необходимость в реформировании 
налогового законодательства. С 1 января 
2002 года вводится в действие Кодекс РК 
«О налогах и других обязательных платежах 
в бюджет» (Налоговый Кодекс), который 
был принят 12 июня 2001 года №209-II.
     Структура 
нового Налогового Кодекса состоит 
из трех больших частей:
  - Общая
 
  - Особенная
 
  - Налоговое 
  администрирование
 
     Общая 
часть – «конституция» налогового 
законодательства. В ней четко 
определены принципы формирования налогового 
законодательства, введены жесткие 
принципы, в соответствии, с которыми 
любые изменения в законодательстве 
могут допускаться только с принятием 
бюджета, а вводиться в действие с началом 
календарного года. Однако, это не относится 
к акцизам и ставкам таможенных пошлин, 
регулирующих текущие изменения и конъюнктуру 
рынка. Данные принципиальные положения 
должны стать основной налогового законодательства 
в общей части, которая не должна претерпевать 
никаких существенных изменений в последующие 
годы.
     Что 
же касается Особенной части, то необходимо 
отметить, прежде всего, тот факт, что 
государство является сторонником 
стабильности, и преемственности действующего 
налогового законодательства в части 
методики и базы налогообложения.
     В 
части налогового администрирования 
определяются процессуальные вопросы. 
Очень сложно говорить на сегодняшний 
день о четкой формулировке всех положений 
и требований по данному разделу, так как 
назревает второй этап правовой реформы. 
     Многие 
аспекты Гражданского кодекса, его 
Особенной части, других законов, регулирующих 
отдельные сферы хозяйственной 
жизни нашего общества, в ближайшие 
2-3 года не могут не претерпевать существенных 
изменений. Это, несомненно, найдет отражение 
и в процессуальных взаимоотношениях 
между налогоплательщиками и государством, 
особенно в процесс апелляции. 
     Виды 
налогов и других 
обязательных платежей 
в бюджет (вводятся 
в действие с 01.01.2002 
года)
     Налоги
  - Корпоративный 
  подоходный налог
 
  - Индивидуальный 
  подоходный налог
 
  - Налог на 
  добавленную стоимость
 
  - Акцизы
 
  - Налоги и 
  специальные платежи недропользователей
 
  - Социальный 
  налог
 
  - Земельный 
  налог
 
  - Налог на 
  транспортные средства
 
  - Налог на 
  имущества
 
     Сборы
  - Сбор за государственную 
  регистрацию юридических лиц
 
  - Сбор за государственную 
  регистрацию прав на недвижимое имущество 
  и сделок с ним
 
  - Сбор за государственную 
  регистрацию радиоэлектронных средств 
  и высокочастотных устройств
 
  - Сбор за государственную 
  регистрацию механических транспортных 
  средств и принцип 
 
  - Сбор за государственную 
  регистрацию морских, речных и маломерных 
  судов
 
  - Сбор за государственную 
  регистрацию гражданских воздушных судов
 
  - Сбор за государственную 
  регистрацию лекарственных средств
 
  - Сбор за проезд 
  автотранспортных средств по территории 
  Республики Казахстан
 
  - Сбор за государственную 
  регистрацию индивидуальных предпринимателей
 
  - Сбор с аукционов 
 
  - Гербовый 
  сбор
 
  - Лицензионный 
  сбор
 
  - Сбор за выдачу 
  разрешения на использование радиочастотного 
  спектра телевизионным радиовещательным 
  организациям
 
     Платы
  - Плата за 
  пользование земельными участками
 
  - Плата за 
  пользование водными ресурсами поверхностных 
  источников
 
  - Плата за 
  загрязнение окружающей среды
 
  - Плата за 
  пользование животным миром
 
  - Плата за 
  лесные пользования
 
  - Плата за 
  использование особо охраняемых природных 
  территорий
 
  - Плата за 
  использование радиочастотного спектра
 
  - Плата за 
  пользование судоходными водными путями
 
  - Плата за 
  размещение наружной (визуальной) рекламы
 
     Государственная 
пошлина
  - Государственная 
  пошлина с подаваемых в суд исковых заявлений, 
  заявлений (жалоб) по делам особого производства, 
  с кассационных жалоб, а также за выдачу 
  судом копий (дубликатов) документов.
 
  - Государственная 
  пошлина за совершение нотариальных действий, 
  а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально 
  удостоверенных документов
 
  - Государственная 
  пошлина за регистрацию актов гражданского 
  состояния, а также за выдачу гражданам 
  повторных свидетельств о регистрации 
  актов гражданского состояния и свидетельств 
  в связи с изменением дополнением и восстановлением 
  записей актов гражданского состояния
 
  - Государственная 
  пошлина за оформление документов на право 
  выезда за границу и приглашение в Республику 
  Казахстан лиц из других государств, а 
  также за внесение изменений в эти документы
 
  - Государственная 
  пошлина за выдачу визы к паспортам иностранцев 
  или заменяющим им документам на право 
  выезда в Республику Казахстан
 
  - Государственная 
  пошлина за оформление документов о приобретение 
  гражданство Республики Казахстан, восстановление 
  гражданство Республики Казахстан и прекращение 
  гражданство Республики Казахстан
 
  - Государственная 
  пошлина за регистрацию местожительства
 
  - Государственная 
  пошлина за выдачу разрешений на право 
  охоты
 
  - Государственная 
  пошлина за выдачу паспортов и удостоверений 
  личности граждан Республики Казахстан
 
  - Государственная 
  пошлина за выдачу разрешений на хранение 
  или хранение и ношение, транспортировку, 
  ввоз на территорию Республики Казахстан 
  и вывоз из Республики Казахстан оружия 
  и патронов к нему
 
  - Государственная 
  пошлина за регистрацию и перерегистрацию 
  гражданского оружия (за исключением холодного 
  охотничьего, пневматического и газовых 
  аэрозольных устройств)
 
     Таможенные 
платежи
  - Таможенная 
  пошлина
 
  - Таможенные 
  сборы
 
  - Платы
 
  - Сборы
 
      
      
    
1.2. 
Основные направления 
в реформе налоговой 
системы РК и 
ее влияние на развитие 
экономики