Роль налоговой политики в развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность, определение подходов к реформированию налоговой системы РФ.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
-провести теоретический анализ основ налоговой политики, ее функций;
- исследование предпринимательства как формы организации экономической деятельности РФ;
-изучить особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ;
-описать изменения, произошедшие в налоговой политике государства в период финансового кризиса;

Содержание

Введение
1. Экономико-теоретические аспекты налоговой политики государства и предпринимательской деятельности.
1.1. Сущность и цели налоговой политики государства.
1.2. Предпринимательство как форма организации экономической деятельности
1.3. Влияние налоговой политики на развитие предпринимательства
2. Тенденции развития российского предпринимательства в свете налоговой политики
2.1.Особенности специальных налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике
2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ
3. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе
3.1. Изменения в налоговой политике государства в период финансового кризиса в РФ
3.2. Совершенствование налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.
Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик в 2003 автосохр.doc

— 683.50 Кб (Скачать)

        Субъекты бизнеса, применяющие УСН, имеют возможность сдавать налоговую отчетность в минимальном объеме.

        Перейти на упрощенную систему налогообложения и прекратить ее применение организация (индивидуальный предприниматель) может по собственному желанию.

        Применение УСН дает возможность налогоплательщикам, выбравшим объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, списывать на расходы стоимость (оплаченных и введенных в эксплуатацию) основных средств гораздо быстрее, чем при применении общего режима - в течение налогового периода (календарного срока).

Наряду  с неоспоримыми достоинствами у упрощенной системы налогообложения есть и свои слабые места. Самое главное - сложности для контрагентов[10], являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, заключающиеся в отсутствии возможности возместить уплаченный НДС при сделках с партнерами - «упрощенцами».

Другой минус - ограниченный перечень расходов, которые налогоплательщики могут учесть при определении налоговой базы. Например, не учитываются расходы на приобретение земельных участков, связанные с участием в конкурсных торгах, суммы предоплаты в счет предстоящих поставок и др.

Следующий минус - не все организации и индивидуальные предприниматели имеют право применять УСН (список данных налогоплательщиков приведен в статье 346.12 НК РФ).

Главой 26.2. Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики при применении УСН вправе выбрать один из двух объектов налогообложения:

        доходы;

        доходы минус расходы.

Причем выбранный объект налогообложения нельзя изменить до конца налогового периода (календарного года), но изменять его можно ежегодно.

При выборе налогообложения налогоплательщик должен исходить  из специфики осуществляемой им деятельности. Если эта деятельность предполагает значительные расходы, то целесообразно выбрать объектом налогообложения доходы минус расходы. Если же доходы налогоплательщика существенно

превышают расходы, то для него выбор объекта налогообложения в виде доходов будет предпочтительнее.

Применять упрощенную систему налогообложения могут как вновь зарегистрированные организации и индивидуальные предприниматели, так и уже работающие на ином режиме налогообложения.

Существует три основных критерия, которых должны придерживаться налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) для сохранения права на применение УСН.

        размер дохода на календарный год в период применения УСН не должен превышать 60 млн. руб.

        средняя численность работников налогоплательщика не может быть более 100 человек.

        стоимость основных средств и нематериальных активов не должны превышать 100 млн. руб.

Организации  и индивидуальные предприниматели, нарушившие хотя бы одно из перечисленных выше условий, теряют право применения УСН с начала того квартала, в котором допущено нарушение.

Индивидуальные предприниматели и организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

3.        Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности [16, 643].

В отличие от уже рассмотренной нами упрощенной системы налогообложения система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) имеет принудительный («вмененный») характер. На данную систему налогообложения переводится не налогоплательщик, а вид деятельности. Соответственно, обязанность по применению единого налога на вмененный доход  вменяется только в случае осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД.

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности

может применяться по решению субъекта РФ (с 1 января 2006 г. — по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1.        оказания бытовых услуг;

2.      оказания ветеринарных услуг;

3.      оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4.      розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

             4.1. оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных               стоянках (норма введена Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 65-ФЗ);

5.        оказания услуг общественного питания, осуществляемых при ис-пользовании зала площадью не более 150 кв. м;

6. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;

  7. распространения и (или) размещения наружной рекламы.

Так как ЕНВД вводится нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга, то перечень видов деятельности, для которых он применяется, в каждом муниципальном образовании может быть различен.

Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно

влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке.

Рассчитать вмененный доход можно следующим образом:

 

 

 

Рассмотрим подробнее элементы вышеуказанной системы налогообложения.

Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Физический показатель. Для каждого вида деятельности используется «свой» физический показатель (пункт 3 статьи 346.29 Налогового кодекса). Это может быть, например, количество работников (при оказании бытовых услуг), общая площадь стоянки (при оказании услуг по хранению автотранспортных средств), площадь торгового зала (при розничной торговле), количество посадочных мест (при оказании услуг по перевозке пассажиров) и т.п. Размер физического показателя определяется его фактическим значением, имеющим документальное подтверждение (например, фактическая площадь торгового зала или фактическое количество работников и т.п.).

Поскольку ЕНВД исчисляется и уплачивается ежеквартально, а в течение квартала возможно изменение физических показателей (например, увеличение численности или сокращение площади), то при расчете единого налога на вмененный доход используется физический показатель за каждый месяц квартала отдельно.

Корректирующие базовую доходность коэффициенты - это коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

- К1 – коэффициент-дефлятор. Коэффициент, корректирующий условный (вмененный) доход на размер инфляции[11];

- К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Рассчитать налог можно путем умножения вмененного дохода на ставку ЕНВД, равную 15%.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [16, 653].

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (ст. 2), соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Под продукцией понимается полезное ископаемое, по своему качеству соответствующее установленным стандартам.

Для того чтобы использовать данный специальный налоговый режим, необходимо предоставить в налоговые органы следующие документы:

1) соглашение о разделе продукции;

2) решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции в соответствии с Законом РФ «О недрах», или о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Налогоплательщиком по данному налоговому режиму признается инвестор соглашения о разделе продукции.

Инвестор — юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

      налог на добавленную стоимость;

      налог на прибыль организаций;

      единый социальный налог[12];

      налог на добычу полезных ископаемых;

      платежи за пользование природными ресурсами;

      плату за негативное воздействие на окружающую среду;

      плату за пользование водными объектами;

      государственную пошлину[13];

      таможенные сборы;

      земельный налог;

      акциз[14]

В зависимости от вида соглашения о разделе продукции по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления он освобождается от различных налогов и сборов (п. 7, 8 ст. 346.35 НК РФ) – как правило, это региональные и местные налоги. Кроме того, суммы уплаченных инвестором налогов, подлежат возмещению из бюджета.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения. При этом прибылью налогоплательщика признается его доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

Доходам налогоплательщика от выполнения соглашения признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы.

Таким образом, проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию данных специальных налоговых режимов позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения.

По данным Минфина, за  2004-2009 гг. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,0 млн. до 3,7 млн. (из них 1,0 млн. — организации) или в 1,8 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих режимов выросли в 3,3 раза [28].

 

 

2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурное развитие предпринимательства. В настоящее время условия ведения бизнеса в России по сравнению с 90-ми годами ХХ века существенно изменились.

         Стабилизация экономики государства, укрепление рубля и постепенный переход к признанию его на международном рынке, снижение темпов инфляции, создание и постоянное увеличение денежных средств в государственных резервных фондах, постоянное совершенствование законодательной базы, постепенное вхождение в мировой рынок-все это влияет на деятельность как российских, так и зарубежных компаний, работающих в России.

Государство на макроуровне разрабатывает планы по развитию различных отраслей экономики на 10 и более лет. Создаются долгосрочные программы по развитию регионов и проекты в социальной сфере, в которые вкладываются значительные бюджетные средства. Разработка государственной стратегии создает условия для развития промышленности, внедрения новых технологий и новейших достижений науки.

Информация о работе Роль налоговой политики в развитии предпринимательства