Система налогов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической.

Содержание

Введение 3
1. Принципы построения налоговой системы 4
2. Формы и методы налогового контроля 10
3. Классификация налогов 14
Заключение 16
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Система налогов в РФ.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

      К органам исполнительной власти и  местного самоуправления, осуществляющим контроль за уплатой налогов относятся Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

      Основным  видом налогового контроля являются налоговые проверки: выездные (по месту нахождения налогоплательщика) и камеральные (по месту нахождения налоговой инспекции).

 

2 Формы и методы налогового контроля

      Основной  задачей налоговых органов является осуществление должностными лицами этих органов налогового контроля над соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

      Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом.

      Одним из основных условий осуществления  налогового контроля является учет налогоплательщиков. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

      Основанием  для постановки на учет в налоговых  органах является заявление налогоплательщика, форма которого утверждена Государственной налоговой службой РФ.

      Физические  лица, которым принадлежит недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения, заявление о постановке на учет не подают, регистрация таких налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основании информации, предоставленной органами осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества.

      Важно отметить, что Налоговым кодексом вводится срок – 10 дней, в течение  которого организации-налогоплательщики  обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, об изменениях в уставных и других учредительных документах. Также вводится срок – 5 дней, в течение которого налогоплательщик, сменивший место своего нахождения или местожительство, обязан заявить об этом налоговым органам4.

      В случае ликвидации или реорганизации  организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращение деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

      Основной  формой проведения налогового контроля является проведение налоговых проверок налогоплательщиков. Налоговый кодекс определяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

      Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора  и налогового агента, непосредственно  предшествовавшие году проведения проверки.

      Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

      Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа.

      В этой связи, особое значение приобретает  закрепленный в НК РФ порядок составления  и представления в налоговые  органы налоговой отчетности. Именно налоговая отчетность представляет собой систему показателей, предназначенных для расчета суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.

      Нормы налогового права по своей сути строятся на отношениях власти и подчинения. Налогоплательщик в соответствии с  требованиями налогового законодательства вынужден выполнять требования налоговых  органов и их должностных лиц. В этой связи особо важное значение приобретает четкая законодательная регламентация деятельности последних, обеспечивающая соблюдение прав и законных интересов плательщиков налогов и сборов. Именно с этой целью Налоговый кодекс устанавливает общие процессуальные нормы проведения налоговых проверок, нарушение которых со стороны налоговых органов может повлечь признание в судебном порядке решения ГНИ о привлечении плательщика к финансовой ответственности недействительным.

      Выездная  налоговая проверка производится по месту нахождения налогоплательщика. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

      При проведении налоговых проверок должностные  лица налоговых органов имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. В жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц доступ должностных лиц не допускается.

      Производя налоговую проверку, должностные  лица налоговых органов имеют право производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика.

      Должностное лицо налогового органа, при проведении проверки вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика или иного обязанного лица необходимые для проверки документы, которые он обязан направить или выдать налоговому органу в 5-дневный срок.

      Налоговым кодексом предусмотрено проведение в ходе налоговых проверок экспертиз, а также установлен порядок привлечения  специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Четкое регулирование норм, касающихся проведения указанных действий, позволяет избегать спорных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками.

      По  результатам выездной налоговой  проверки не позднее двух месяцев  после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки

      Рассмотрев  материалы проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней вправе принять одно из следующих решений:

      о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения;

      об  отказе в привлечении налогоплательщика  к ответственности;

      о проведении дополнительных мероприятий  налогового контроля.

      Как уже отмечалось выше, к налоговому контролю, прежде всего, относятся проверки. Таким образом, налоговики во время проведения дополнительных мероприятий могут не только проводить встречные проверки, но и лично приходить на фирму.

      При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

      Должностным лицам налоговых органов, при  проведении налогового контроля, предоставлено право вызывать свидетелей для дачи показаний. В качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

      В соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

      За  неявку либо уклонение от явки без  уважительных причин, лица вызываемого  по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за отказ от дачи свидетельских показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний Налоговым кодексом установлена ответственность в виде штрафа.

 

3 Классификация налогов

      Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

      Наиболее  важная классификация построена  на основе критерия перелагаемости налогов. В рамках данной классификации выделяются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – это налоги на предпринимательскую прибыль владельца и заработную плату наемного работника. В РФ к ним относятся, например:

      налог на прибыль (доходы) предприятий и  организаций,

      земельный налог, подоходный налог с физических лиц,

      налоги  на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения и т.д.

      Косвенные налоги связаны с расходами и  перелагаются на потребителя. Выделяются следующие признаки косвенных налогов5: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов.

      При взимании косвенных налогов юридический  налогоплательщик не совпадает с  фактическим плательщиком налога. В прямом налогообложении очень велик уход от налогообложения. При косвенном это сделать труднее.

      В РФ существуют следующие основные косвенные  налоги:

      налог на добавленную стоимость,

      акцизы  на отдельные виды товаров.

      Фраза «налог на добавленную стоимость» впервые была сформулирована в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог, эволюционировавший в течение двадцатого века от налога на рост оборота, имевшего «каскадный» характер (при продаже товаров налогом каждый раз облагалась вся стоимость товара) до налога, которым облагается лишь дополнительная стоимость, в то время как основная стоимость переходит от сделки к сделке в неизменном размере6.

      Объектом  налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета, регулирования спроса и предложения на отдельные товары. Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица – организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию. Ставки акцизов пересматриваются и утверждаются Правительством Российской Федерации. Подакцизными товарами в РФ являются:

      спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

      спиртосодержащая  продукция (растворы, эмульсии, суспензии  и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов.

      алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

      пиво;

      табачная  продукция;

      автомобили  легковые и мотоциклы с мощностью  двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

      автомобильный бензин;

      дизельное топливо;

      моторные  масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

      прямогонный бензин.

      Таким образом, доля НДС в общей массе  администрируемых ФНС России доходов  значительна. Доля акцизов среди налогов, администрируемых ФНС России невелика (порядка 3% в налоговых доходах федерального бюджета и порядка 7% – в местных). Это свидетельствует об относительно небольшом налоговом бремени плательщиков акцизов.

Заключение

Информация о работе Система налогов в РФ