Социальные ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Каждый человек живет в определенной системе ценностей. . В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека.

Работа содержит 1 файл

1 Социальные ценности.docx

— 21.40 Кб (Скачать)

1 Социальные ценности

     Каждый  человек живет в определенной системе ценностей.  . В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) может вызвать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

     Ценности  личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется  в виду совокупность важнейших качеств  внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти  ценностные ориентации и образуют некую  основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

     Социализация  личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием  личности. Идеалы, нормы, средства и  цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом  ее действий и поступков.

     В литературе существуют разные способы  и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

     Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его  жизнь.

     Помимо  этого, к высшим ценностям следует  отнести такие «предельные» и  наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах». Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жизней было отдано за одну лишь свободу.

     С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана  и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.

     Ценности-средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит  от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким  образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей-средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие  и менее общие, экологические, экономические, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

     Следующий аспект рассматриваемой проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья.

     Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей  связан с тем, что последние могут  быть реальными, имеющими объективный  аналог в действительности, а могут  носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем – искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами. 

  1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
 

      Термин  “функции государства” применяется  для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его  социальное назначение. Основные направления  деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве  имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной  жизнедеятельности общества.

      В функциях государства выражается его  сущность, та реальная роль, которую  государство играет в решении  основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения  страны. Функции государства устанавливаются  в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том  или ином этапе его развития, и  представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства  определяется различными внутренними  и внешними факторами. Так, кризисные  явления в экономической жизни  страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство  своевременно предпринимать серьезные  практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.

      Понятие функции государства появилось  и стало широко и пользоваться на предыдущем этапе развития отечественной  теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции.

      И это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства  — его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного  хозяйства, поддержки национально-освободительных  движений и т. п. При этом новые (социалистические) функции государства тесно увязывались  с новой (социалистической) сущностью  государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и т. п.

      На  современном этапе развития отечественной  теории государства и права также  сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание  социального назначением государства, отвергается провозглашаемая ранее  жесткая связь между изменениями  классовых характеристик государства  и, собственно, его функций. Эта связь, как показал исторический опыт оказалась более многогранной, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Словом, и в функциональной характеристике государства отечественная теория также уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы но вместе с тем сохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

      Действительно, функциональный подход позволяет более  глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных  типов, видов, форм у разных народов, т. е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие государственности  как раз и характеризуют наличие  государственной организации общества, различные этапы, которые это  общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое  главное — различные функции, которые государство выполняет. Иными словами, только взятые в совокупности статические и динамические характеристики позволяют глубоко познать природу  такого сложного социального института, как государство.

      Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

      1. Содержание каждой функции государства  складывается из совокупности  однородных аспектов государственной  деятельности. Сходные стороны государственной  деятельности объединяются в  одну функцию исходя из специфики  и характера тех общественных  отношений, на которые они воздействуют.

      2. В отличие от функций многочисленных  государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для  определенной деятельности, функции  государства охватывают его деятельность  в целом. Сказанное не умаляет  значения отдельных органов в  осуществлении определенных функций  государства, поскольку иногда  эти органы играют ведущую  роль в решении основных задач  государства (например, ведущая роль  вооруженных сил в выполнении  функции обороны страны от  нападения извне). Таким образом,  функции государства необходимо  отличать от функций его отдельных  органов. Если функции государства  отвечают основным, общественно  значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего  государственного аппарата и  каждого из его органов, то  далеко не всегда в функциях  отдельных государственных органов  находит выражение социальное  назначение и сущность государства.

      3. Функции государства носят комплексный,  собирательный характер. В них  воплощается сосредоточение усилий  государства на решающих, жизненно  важных направлениях его внутренней  или внешней деятельности.

      4. Функции государства необходимо  также отличать от видов государственной  деятельности, которые могут осуществляться  либо специально уполномоченными  на то органами, либо структурными  подразделениями различных органов  государства. Видами государственной  деятельности являются, например, расследование  уголовных дел, таможенный контроль.

      5. Функции государства нельзя отождествлять  с формами и методами их  реализации. Основными правовыми  формами осуществления функций  современного государства являются  правотворчество, исполнительно-распорядительная  и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с  теми задачами, которые стоят  перед ним на том или ином  этапе развития, может использовать  методы убеждения, поощрения или  принуждения в их различных  сочетаниях. Конкретная же функция  государства представляет собой  единство содержания, форм и методов  осуществления государственной  власти, неразрывно связанных с  данным направлением деятельности  государства. 
 
 

Информация о работе Социальные ценности