Совершенствование НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 09:56, научная работа

Описание работы

Сегодня, очевидно, трудно назвать какой-либо иной налог в экономике современной Украины, который не вызывал бы столь бурных дебатов ученых-экономистов и практических работников по поводу его недостатков и путях совершенствования механизма налогообложения НДС. Эти дебаты, возникшие практически с момента введения его в Украине, характеризовались перечислением недостатков этого налога и формулированием предложений по его модернизации.

Работа содержит 1 файл

1 Статья.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

      По  нашему мнению, следует полагать, что  величину добавленной стоимости  должно рассчитывать на основе классической формулы определения структуры  стоимости вновь созданного продукта (Р): 

      Р = С +  V + М,                                                                                               [1]

        где: С – стоимость перенесенного труда, т.е. все виды материальных   затрат;

        V – стоимость живого труда;

        М – прибавочная стоимость. 

      При этом сумма величины стоимости живого труда (V)  и величины прибавочной стоимости (М) создают величину добавленной стоимости,  созданной хозяйственной деятельностью предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности. В принципе, именно с таких позиций и исходил автор (8), предлагая считать, что к перенесенной стоимости относятся любые расходы, которые осуществлены путем безналичных платежей. И его методические принципы расчета величины добавленной стоимости ни в коей мере не вступают в противоречие с теорией структуры стоимости вновь созданного продукта. Он лишь пользуется несколько иной терминологией, говоря, что  величина V – это фонд потребления, величина М - фонд накопления.   

      Но  это предложение вступает в противоречие с практикой налогообложения. Ибо хорошо известно, что в стремлении уменьшить налогообложение, плательщики могут осуществлять материальные затраты, которые по своей экономической природе осуществляются за счет прибавочной стоимости. Следовательно, к определению сущности добавленной стоимости следует внести налоговую составляющую, налоговый критерий. И таким критерием должно быть уточнение назначения материальных затрат. Следует считать, что материальные затраты следует разделять на два вида: затраты, обеспечивающие простое воспроизводство (а именно, затраты производственного назначения) и затраты на обеспечение расширенного воспроизводства и конечного потребления (т.е. расходы непроизводственного назначения). Мы полагаем, что по свое экономической природе, только затраты на простое воспроизводство должны относиться на перенесенную стоимость. Соответственно, расходы на расширение и конечно потребление производятся за счет прибавочного продукта, а потому не должны относиться на перенесенную стоимость.

      Отсюда выходит, что к материальным затратам, на основе которых рассчитывается добавленная стоимость, следует относить только такие, которые имеют производственное назначение. Механизм отнесения материальных затрат к расходам производственного назначения имеется в законе о налогообложения прибыли, и его вполне можно использовать для расчетов величины НДС. 

      Обобщение проведенного анализа позволяет  сформулировать основные элементы совершенствования налога на добавленную стоимость.

      Плательщиком  НДС должны быть лица двух категорий:

      лица, получающие доход от реализации товаров, работ или услуг. А такой доход  возникает при соответствующих продажах внутри страны, а также при осуществлении операций экспорта;

      лица, осуществляющие операции импорта.

      Вид субъекта уплаты НДС определяются особенностями операции, которая облагается НДС. При продажах внутри страны субъектом уплаты налога является лицо, которое приобретает соответствующие товары, работы, услуги. При осуществлении операций экспорта субъектом уплаты НДС является лицо, которое получило доход от осуществления операции (т.е., сам экспорте). При осуществлении операций импорта субъектом уплаты НДС должно быть лицо, ввозящее соответствующие товары, работы или услуги. Обобщая сказанное, следует отметить, при операциях экспорта, а также при операциях импорта плательщик и субъект уплаты НДС – это одно и то же лицо (а именно то, который эти операции осуществляет).

      В предлагаемом механизме налога объектом налогообложения будут следующие  операции:

      продажи товаров, работ или услуг на внутреннем рынке;

      реализация  товаров, работ либо услуг на экспорт;

      ввоз  товаров, работ или услуг для  использования их на таможенной территории Украины (импорт).

      База  налогообложения зависит от особенностей выполняемой операции.

      Если  таковой является продажа внутри страны, либо же операция экспорта, то в качестве базы налогообложения выступает добавленная стоимость, созданная при производстве продаваемого внутри страны, либо экспортируемого товара (работ или услуг). Величина добавленной стоимости рассчитывается как разница между суммой средств, полученных от реализации продукции, и суммой материальных затрат производственного назначения, затраченных для производства реализованной продукции. В качестве критериев отнесения осуществленных материальных затрат к затратам производственного назначения необходимо использовать те методические положения о составе затрат производственного назначения, которые прописаны законодательством о налогообложении прибыли. В частности, они имеются в тех статьях закона о налогообложении прибыли, где говорится о регламентировании валовых издержек.

      При осуществлении операций экспорта база налогообложения рассчитывается таким же образом, как и при операциях внутри страны. Отличие лишь в том, что выручка от реализации рассчитывается исходя из суммы контракта на внешнеэкономическую деятельность.

      При осуществлении операций импорта  база налогообложения рассчитывается в соответствии с действующими правилами  уплаты НДС при импорте. Эта часть наших предложений идет как бы вразрез с нашими принципами. Естественно, при импорте никакой добавленной стоимости не создается. Поэтом и налог на добавленную стоимость при осуществлении операций импорте удерживать не следовало бы. Но если на момент введения предлагаемой системы отказаться от удержания НДС при импорте, то мы рискуем формированием доходной части государственного бюджета. Поэтому мы полагаем, что для операций импорта желательно сохранить действующую методику налогообложения. Впоследствии, по мере освоения процедуры расчеты величины ставок НДС, от налогообложения НДС при импорте можно будет и отказаться.

      Необходимо  будет иметь в виду, что НДС, уплаченный при импорте, необходимо будет возмещать в последующих хозяйственных операциях. Следовательно, при расчете базы налогообложения на последующих  операциях реализации продукции, т.е. при операциях внутри страны, а также операциях экспорта, необходимо будет относить к затратам производственного назначения те суммы НДС, которые были уплачены в связи с ввозом товаров, работ либо услуг.

      В данной статье намеренно не говорится о предлагаемой величине ставки НДС. Величина этого элемента налога может быть определена только на основании макроэкономических расчетов. И они буду выполнены лишь тогда, когда выяснится принципиальная возможность использования рекомендуемого механизма налогообложения НДС. 

      Применение  предлагаемого способа расчета  НДС может оказать кардинальное влияние на всю налоговую систему  вообще. И действительно, поскольку мы, с одной стороны, сможем рассчитывать добавленную стоимость (ДС) как базу налогообложения НДС, а, с другой стороны, эта же самая величина ДС является источником уплаты любых налогов, то мы получим возможность сделать эту величину ДС базой налогообложения для всех остальных налогов. Отсюда следует, что можно будет доводить до плательщика одну ставку налога, оплачивая который будет погашаться не только НДС, но и налог на прибыль, и всех остальных налогов (кроме налога с доходов физического лица, как наемного работника, ибо объектом налогообложения для него является личный доход этого физического лица). Можно полагать, что, несмотря на теоретическое существование возможности платить один такой «универсальный» налог, вводить его все же не следует, поскольку это вызовет неоправданную необходимость изменения все системы налогообложения. Кроме того, очень многие показатели финансовой деятельности субъектов хозяйствований увязаны с теми налогами, которые сегодня существуют (скажем, налог на прибыль, налог с доходов физических лиц и многие другие), и поэтому они должны остаться в словаре финансистов и экономистов.

        В целом же можно отметить, что принятие предложений данной статьи устранит важнейший недостаток НДС, состоящий в необходимости возмещения его из бюджета. А это сама по себе очень важная проблема, И в связи с её решением удастся решить еще одну проблему – устранить убытки государства от фальсификации налогового кредита по НДС.  

      Использованная  литература

      1. Мельник В.М., Солдатенко О.В. Податок  на додану вартість у податковій  системі України // Фінанси України, 2006. – №9. – С.82-86.

      2. Джигир Ю., Майнзюк К. За межами  традиційного погляду на відшкодування  ПДВ: деякі структурні аспекти  реформування системи. – Часопис.  ПАРЛАМЕНТ, 2005, №4. с. 48

      3. Джигир Ю., Майнзюк К. За межами  традиційного погляду на відшкодування ПДВ: деякі структурні аспекти реформування системи. – Часопис. ПАРЛАМЕНТ, 2005, №4. с. 49

      4. Бирюкова Н. Необходимость НДС,  вызвавшая его появление и  применение в ЕС/ Московская Государственная Юридическая Академия/ Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза. - 2001г. /Место хранения: http://eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/birukova.htm  Дата обращения - -1.08.10

      5. Лунина И., Вячеслав Б. Нужен ли Украине налог на добавленную стоимость? / Эксперт. Украинский деловой журнал ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ / №24(28) 25 ИЮНЯ  2005 год/ Постоянный адрес статьи: http://expert.ua/articles/9/0/522/  Дата обращения -  31.07.10

        6. Бурдов В.Г. Налог на поставки как элемент демократической системы налогообложения / Проблемы современной экономики, /Евразийский международный научно-аналитический журнал/ N 3(15), 2009 /Место хранения : http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21060 / Дата обращения -01.08.10

      7. Романов А. Украинские налоги: от абсурда – к эффективности. / «Хвиля», для «Главреда», 2009-05-26/ Место хранения:  http://hvylya.org/index.php?option=com_content&view=article&id=211: 2009-05-25-12-58-24&catid=4:2009-04-12-12-01-18&Itemid=10 Дата обращения: 01.08.10

      8. Иванова С., Грозовский Б. Налог на добавленную стоимость может быть заменен налогом с продаж - /Ведомости /13.03.2006 http://www.gipp.ru/opennews.php?id=11711&type=0 дата обращения – 02.08.10

      9. Кирш А., Умный» налог с оборота, или НДС с человеческим лицом. /Интернет-газета, № 52 Вторник, 16 августа 2005. /Место хранения http://times.liga.net/articles/gs001581.html /Дата обращения 06.08.10

Информация о работе Совершенствование НДС