Современное состояние и задачи реформы пенсионного фонда Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 07:49, реферат

Описание работы

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 г. нового пенсионного законодательства и вступления в силу с января 2002 г., стала крупнейшим на сегодня социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством.
С вступлением в силу с 2002 года федеральных законов “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации”, “Об обязательном пенсионом страховании” и “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” в стране запущен механизм пенсионной реформы.
Цель проведения пенсионной реформы - построение финансово устойчивой и справедливой системы, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.

Работа содержит 1 файл

цели пенсионного фонда РФ.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Современное состояние и задачи реформы 

Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионная  реформа, начавшаяся с принятия в 2001 г. нового пенсионного законодательства и вступления в силу с января 2002 г., стала крупнейшим на сегодня социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством.

С вступлением в силу с 2002 года федеральных  законов “О трудовых пенсиях в  Российской Федерации”, “О государственном  пенсионом обеспечении в Российской Федерации”, “Об обязательном пенсионом  страховании” и “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” в стране запущен механизм пенсионной реформы.

Цель  проведения пенсионной реформы - построение финансово устойчивой и справедливой системы, соразмеряющей трудовой вклад  с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.

Основной  идеей реформы стал переход от распределительной системы пенсионного  обеспечения к накопительной. При  распределительной системе, действовавшей  до 2002 года, все средства, которые  за период работы каждого гражданина перечислялись работодателем на пенсионное обеспечение, шли в “общий котел”. Эти средства распределялись государством на всех граждан, получающих пенсию на текущий момент, при этом размер пенсии не зависел от трудового вклада того или иного человека. Пенсия начислялась независимо от того, сколько в итоге денег перечислено конкретно за него в ПФР. При накопительной системе часть пенсионных отчислений поступает уже не в общий фонд, а на накопительный счет конкретного человека. Таким образом, мы, работая, уже начинаем накапливать себе пенсию. В этом и заключается суть накопительной системы пенсионного обеспечения.

Основными задачами реформы являются:

1) достижение финансовой сбалансированности  пенсионной системы;

2) повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан;

3) формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в

социальную  систему..

Главной проблемой пенсионной реформы является неосведомленность граждан страны об ее этапах и ходе реализации. Отсутствие информации о ходе пенсионной реформы приводит к тому, что граждане не предпринимают никаких действий, что только усиливает монопольное положение государственной управляющей компании. При недостаточной информированности определенная часть населения будет делать непродуманный выбор и в итоге терять те деньги, которые составляют накопительную часть их пенсии. Как итог этого — возрастание напряженной социальной обстановки в обществе, общее недовольство пенсионной реформой и ее проводником - государством.

Таким образом, повышение уровня информированности населения должно стать ключевой задачей пенсионной реформы. При этом решать эту задачу должно не только государство, как инициатор и организатор реформы, но и сами управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды.

Исходя  из роли пенсионной системы в обществе, принятую Правительством Программу необходимо рассматривать с разных позиций, наиболее важные из которых - социальная и финансовая. Так социальная позиция предполагает:

- сохранение пенсионных прав, заработанных  гражданами за предыдущие периоды;

- установление более справедливых  правил определения размера пенсий;

- поддерживание приемлемого для  общества уровня пенсий и размера  страховых взносов;

- усиление заинтересованности граждан  в контроле за финансированием  пенсий и как часть - за уплатой страховых взносов. С точки зрения финансовой позиции необходимо:

- привлечение средств отраслей  для пенсионного обеспечения  работавших в отрасли;

- привлечение инвестиционного дохода  от операций на финансовом  рынке. 

Согласно данной Программе предполагается создать комбинированную пенсионную систему, включающую три уровня пенсионного обеспечения граждан:

1. государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа, уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Источник финансирования - за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд, средства, полученные от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения.

2. государственное пенсионное обеспечение — для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, не имеющие достаточного трудового стажа, - за счет средств федерального бюджета.

3. дополнительного пенсионного страхования, формируемого по накопительным схемам за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных взносов на профессиональные пенсии, выплачиваемые по условиям труда. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

Таким образом предполагается, что в нынешнюю распределительную систему будут постепенно вживляться элементы накопительной системы с тем, чтобы в среднесрочной перспективе распределительный и накопительный элементы существовали в государственной пенсионной системе на паритетных началах. При этом длительность этапов формирования накопительной системы и последовательность перераспределения обязательств были определены с учетом того, чтобы не привести существующую пенсионную систему к финансовой дестабилизации. Факторами обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, будут служить:

- более жесткая привязка размера  пенсионных выплат к величине  поступлений в Пенсионный фонд;

- учет ожидаемой продолжительности  жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;

- увеличение сбора страховых  взносов в результате внедрения  системы условно-накопительных и  именных накопительных пенсионных  счетов.

Для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается провести ряд дополнительных мероприятий:

- повысить собираемость пенсионных  взносов, главным образом за  счет расширения базы плательщиков  и значительного повышения доли  отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;

- оптимизировать технику доставки  пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению  оборачиваемости пенсионных средств,  уменьшению задержек с выплатой  пенсий, сокращению расходов на  доставку.

Для более совершенной и скорейшей реализации Концепции реформирования пенсионного обеспечения было предусмотрено создание на базе органов по социальному обеспечению пенсионеров единой пенсионной службы, которая бы концентрировала в себе все функции, присущие различным органам пенсионной системы России. Объективными предпосылками для объединения всех функций по пенсионному обеспечению являются организация и ведение индивидуального учета всех работников в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с федеральным законодательством. Особую актуальность приобретает создание службы в условиях перехода к назначению пенсий на основе индивидуальных сведений. 


Информация о работе Современное состояние и задачи реформы пенсионного фонда Российской Федерации