Современный период российского налогообложения (переходный период)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:09, реферат

Описание работы

Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. -'1ля понимания пределов действия норм различных отраслей права, связанных с налоговым законодательством, важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг……….5

Глава 2. Становление налоговой системы современной России……...10

Заключение……………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………13

Работа содержит 3 файла

реферат по налог праву.docx

— 25.54 Кб (Скачать)

Введение

 

      Происходящие  серьезные перемены в экономике  страны стимулируют рост общественного  интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

      Налоговые законодательные и нормативные  акты содержат основные экономические  и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию  налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами.

      Формирование  в России предпринимательских отношений, разнообразие форм собственности, становление  общепризнанных принципов защиты прав человека — все это требует  от налогового регулирования таких  путей и подходов, которые диктуются  не только потребностями государства  и бюджета, но и законами рыночной экономики, основанными на борьбе за выживание хозяйствующих субъектов  условиях конкуренции и приумножения частной собственности.

      Процесс становления норм налогового законодательства выявил особую актуальность многих институтов налогового законодательства и сфер налоговых отношений. Налоговое законодательство становится важнейшим регулятором социально-экономического развития общества и непосредственно затрагивает жизненные интересы граждан и бюджетные интересы государства. В этих условиях особенное значение приобретает институт защиты прав налогоплательщиков как непосредственных участников предпринимательской деятельности. Именно они в процессе налоговой реформы и становления налогового законодательства испытывают на себе всю остроту проблем, связанных с неурегулированностью ключевых моментов имущественных и властных налоговых отношений.

      Анализ  норм налогового права, механизма их действия и проблем кодификации необходим для осмысления перспектив становления налогового права как отрасли в системе финансового права и базового кодифицированного акта — Налогового кодекса РФ.

      Развитие  налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. -'1ля понимания пределов действия норм различных отраслей права, связанных с налоговым законодательством, важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.

      Отсутствие  всестороннего законодательного регулирования  властных и имущественных налоговых  отношений вынуждает практиков  прибегать к аналогии права, принципам  справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо в налоговых отношениях. 

 

     

     Глава 1. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. 

     В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому  в соответствии с положениями  Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном  предприятии (объединении)» устанавливалась  плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

     В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение  или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов  по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог  быть приобретен патент, и размеры  ежегодной платы за него устанавливали  советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения  и патента взималась государственная  пошлина.

     Доходы  от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в  зависимости от их суммы и с  учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного  налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

     Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа  системы обязательных платежей государственных  предприятий в бюджет. Формировалась  правовая база для введения системы  налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и  предприятий с участием иностранных  организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

  • Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
  • постановления Совета Министров СССР:
    • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
    • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;
  • постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

     Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с  владельцев транспортных средств. В  последующие годы издан целый  ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые  впоследствии были систематизированы  в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций». Этот Закон установил  обязанность предприятий, объединений  и организаций уплачивать следующие  общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт  и импорт.

     Были  внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения  граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц  без гражданства» установлены самостоятельные  режимы налогообложения доходов  граждан от ведения крестьянского  хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

     В 1991 г. налогообложение и налоговое  законодательство использовалось бывшими  союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные  налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим  налогообложения: Верховный Совет  РСФСР принял Закон «О порядке  применения Закона СССР «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций», согласно которому для  предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый  режим в виде снижения налоговых  ставок и определенных налоговых  льгот. Данное положение стимулировало  кампанию по «переподчинению» предприятий  и направление всех налоговых  потоков в российский, а не в  союзный бюджет».

     В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная  налоговая инспекция, которая через  год стала Государственной налоговой  службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая  служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был  введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

     Эпоха перестройки и постепенный переход  на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвали  возрождение отечественного налогообложения. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому  в соответствии с положениями  Закона СССР от 28 июня 1987 г. № 7284-XI «О государственном  предприятии» устанавливается плата  за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась  государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью  облагались налогами, размер которых  определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты  на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности. С принятием Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

     Вносятся  изменения в законодательство, устанавливающее  порядок налогообложения граждан. В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан  и лиц без гражданства» устанавливаются  самостоятельные режимы налогообложения  доходов граждан от ведения крестьянского  хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

     Уже в конце 1980-х гг. предпринимается  серьезная попытка повысить налоговые  ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений  и организаций» - первый унифицированный  нормативный акт, урегулировавший  многие налоговые правоотношения в  стране.

     Августовские  события 1991 г. ускорили процесс формирования политически самостоятельного государства  с самостоятельной системой налогообложения. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая  реформа, были подготовлены и приняты  основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий  и организаций», Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-I «О налоге на добавленную  стоимость», Закон РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». И хотя почти все перечисленные  законы прекратили свое действие, все они послужили прочным фундаментом нынешней налоговой системы России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Становление налоговой системы современной России 

       Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

     Законами  Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный  налог и налоги, зачисляемые в  дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты  законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с  физических лиц и др.

     Был принят Закон Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились  в действие с 1 января 1992 г.

     Кроме того, в 1992 г. было создано Главное  управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения — Федеральную  службу налоговой полиции России.

     В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные  главы второй. В настоящее время  продолжается совершенствование налогового законодательства РоссийскойФедерации, процесс его кодификации: принимаются  новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих  налогах.

     В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой  полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических  и налоговых преступлений.

     В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных  органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой  сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору  и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 

     

Заключение 

     Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности  воздействия на развитие предпринимательской  деятельности, динамику и структуру  общественного производства, его  размещение. Налоговые сборы и  платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды  денежных средств. Очевидно также, что  источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает со своих  «подданных» в виде физических и  юридических лиц. Из этих средств  финансируются государственные  и социальные программы, содержаться  структуры обеспечивающие существование  и функционирование самого государства.

       Так же, с помощью налогообложения  государство может вести экономическую  политику: протекционистскую или,  наоборот, ограничивающую, по отношению  к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные  меры, противодействовать господству  на рынке монополистов, изымать  в бюджет сверхприбыль, образующуюся  в результате монопольного роста  цен. Налоговый механизм выполняет  также функцию перераспределения  доходов граждан, социальной защиты  низших слоёв общества, выступает  регулятором личных доходов населения  страны. Переход экономики России  на рыночные отношения потребовал  создания более совершенной системы  налогообложения предприятий и  граждан. 

Содержание.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

титульник.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Современный период российского налогообложения (переходный период)