Сроки уплаты налогов и сборов. Виды и порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:08, реферат

Описание работы

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.

Содержание

Введение
1. Изменения срока уплаты налога
2. Виды и порядок установления налогов и сборов
3. Сроки уплаты налогов и сборов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Налоговое право+++ .docx

— 35.05 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» 

     Институт  экономики и внешнеэкономических  связей 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

      На  тему: Сроки уплаты налогов и сборов. Виды и порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов 

По дисциплине: Налоговое право 
 
 
 
 
 

Выполнил                                  студентки  группы  2008-З-ФК-СОЧИ

                                                          Специальность Финансы и кредит

                                                                                                  Хасия В.Г.                 
 

Проверил           преподаватель Саваева И.Г.  
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2010

Содержание

Введение

1. Изменения срока уплаты налога

2. Виды и порядок установления налогов и сборов

3. Сроки уплаты налогов и сборов

Заключение 

Список литературы 

Введение

 

     Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом  сроки. Несвоевременная уплата налогов  грозит обернуться для налогоплательщика  весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности  вовремя уплатить налог у налогоплательщика  может не быть. Причиной этому могут  служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние  факторы. Для таких случаев действующее  налоговое законодательство предусматривает  возможность в исключительных случаях  перенести срок уплаты налога на более  позднее время.  
     До вступления в силу Налогового кодекса РФ условия и порядок изменения сроков уплаты налога и сбора устанавливались Законом РФ 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст.10), Законом РФ от 20.12.91 N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите", Инструкцией ГНС РФ от 28.04.98 N 12 "Об инвестиционном налоговом кредите". Согласно ранее действовавшему налоговому законодательству, существовало только одна форма изменения срока уплаты налога (сбора) - отсрочка или, как она еще называлась, налоговый кредит. Разновидностью отсрочки являлся инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка рассматривалась налоговым законодательством как предоставление налогоплательщику целевой налоговой льготы (ст.10 Закона N 2118-1).  
     Вступившим в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном акте. Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться. Это отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п.3 ст.61 НК РФ). Кроме этого, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота. Из НК РФ следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов).  
     Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п.1 ст.61 НК РФ). При этом, как следует из п.2 ст.61 НК РФ, срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы. Кроме этого, учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно того какие именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Изменения срока уплаты налога 
     
Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока уплаты налога, являются:  
     - возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах в отношении лица, претендующего на такое изменение;  
     - проведение в отношении указанного лица производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;  
     - наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется этим изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п.1 ст.62 НК РФ).  
     Необходимо отметить, что при наличии указанных выше обстоятельств, изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается ни при каких условиях независимо того в какой форме планировалось осуществить перенос сроков уплаты налога, будь то отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.  
     Перенос предусмотренного налоговым законодательством РФ срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок с экономической точки зрения представляет собой своего рода кредит, который предоставляется лицу за счет бюджетных средств. Поэтому Налоговым кодексом РФ было установлено общее правило, согласно которому, на сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты, исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки). Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В такой ситуации на сумму задолженности проценты не начисляются.  
     Налоговым кодексом РФ источник выплаты процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) не определен. Поэтому возникает вопрос о том, что же будет служить источником подобных расходов?  
     Определение состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат..., утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552. При этом, главным критерием включения тех или иных расходов в состав затрат является связь этих расходов с процессом производства и реализации продукции (работ, услуг) (п.1 Положения о составе затрат...).  
     Расходы на выплату процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) не носят производственный характер, поэтому, по нашему мнению, они не должны включаться в состав затрат, а должны осуществляться за счет чистой прибыли налогоплательщика. Такого же мнения придерживается и Минфин РФ (Письмо от 22.12.99 N 04-02-05/1). Чистая прибыль предприятия будет являться источником выплаты процентов также и в случае предоставления налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.  
     Как правило, как отсрочка, так и рассрочка по уплате налогов (сборов) предоставляется только при условии обеспечения налогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства по уплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения исполнения обязательств при предоставлении отсрочки или рассрочки может применяться залог имущества или поручительство (п.5 ст.61 НК РФ).  
     Закон не устанавливает требования о необходимости обязательного обеспечения заинтересованным лицом исполнения обязательства для предоставления ему отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), но, как показывает практика, органы, в компетенцию которых входит решение вопросов о предоставлении отсрочек (рассрочек) в большинстве случаев все же требуют заключения договора залога имущества или оформление поручительства.  
     Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем, в качестве которого может выступать как сам налогоплательщик (плательщик сбора), так и третье лицо. В случае неисполнения лицом, получившим отсрочку (рассрочку) по уплате налогов (сборов) в установленный срок своих обязательств перед бюджетом, такая обязанность может быть исполнена налоговым органом за счет стоимости заложенного имущества (ст.73 НК РФ).  
     Если при изменении сроков уплаты налога (сбора) обязанность налогоплательщика обеспечивается поручительством, то это означает, что в случае неуплаты налогоплательщиком в установленный срок сумм налога (сбора) поручитель будет нести с налогоплательщиком солидарную ответственность. Следовательно, налоговый орган будет вправе потребовать от лица, выступившего поручителем, исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) за должника-налогоплательщика (ст.74 НК РФ).  
     Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки подается заинтересованным лицом непосредственно в орган, уполномоченный предоставлять отсрочку (рассрочку). В зависимости от конкретного вида налога (сбора) по которым предоставляется отсрочка (рассрочка) органами уполномоченными на принятие соответствующих решений могут выступать: Минфин РФ, финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования, ГТК РФ, органы осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины (напр. суды), органы соответствующих внебюджетных фондов (ст.63 НК РФ). К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо должно приложить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих оснований для предоставления отсрочки (рассрочки). Если отсрочка (рассрочка) предоставляется при условии залога имущества или поручительства, то помимо прочего заинтересованное лицо должно будет приложить к заявлению документы об имуществе или поручительство (п.5 ст.64 НК РФ). В случае неполного представления документов, необходимых для принятия решения, или представления документов, оформленных ненадлежащим образом, уполномоченный орган должен известить об этом заинтересованное лицо с тем, чтобы необходимые документы были ему представлены. При невыполнении данного требования уполномоченного органа заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) возвращается заинтересованному лицу.  
     При подаче заявления на предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора) заинтересованное лицо может одновременно с этим подать в тот же орган ходатайство с просьбой приостановить на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплату суммы задолженности. Об удовлетворении данной просьбы, либо об отказе в ее удовлетворении заинтересованному лицу должно быть сообщено в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения (п.6 ст.64 НК РФ).  
     Хотелось бы отметить, что в отношении федеральных налогов и сборов, а также пени, зачисляемой в федеральный бюджет, Минфином РФ в настоящее время разработан и утвержден соответствующий Порядок по организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.  
     Уполномоченный орган в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки) обязан принять мотивированное решение либо о предоставлении отсрочки (рассрочки) либо об отказе в ее предоставлении. В том случае если уполномоченный орган выносит положительное решение, то оно оформляется соответствующим актом этого органа, например, в отношении федеральных налогов таким актом будет являться приказ за подписью министра финансов. Копия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) направляется налогоплательщику в трехдневный срок с принятия такого решения уполномоченным органом.     Если решение отрицательное, т.е. в предоставлении отсрочки (рассрочки) отказано, то сообщение о принятом решении может быть направлено налогоплательщику письмом, составленным в произвольной форме, но с обязательным указанием причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) (п.9 ст.64 НК РФ). В случае отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) у заинтересованного лица имеется возможность обжаловать вынесенное решение в судебном порядке, путем обращения в арбитражный суд с иском о признании решения уполномоченного органа незаконным или необоснованным (п.9 ст.64 НК РФ).  
     По общему правилу действие отсрочки (рассрочки) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения уполномоченного органа. Однако прекращение действия отсрочки (рассрочки) возможно и до истечения срока ее действия. Действие отсрочки (рассрочки) прекращается досрочно в двух случаях: в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока и в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассрочки).  
     Решение о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления принимается органом, принявшим решение о предоставлении отсрочки (рассрочки), и направляется налогоплательщику по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. Извещение об отмене решения об отсрочке (рассрочке) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этих лиц.  
     При досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (ст.68 НК РФ).

 

    2. Виды и порядок установления налогов и сборов

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий  набор информации, который позволил бы конкретно утвердить обязанное  лицо, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и границы  требований государства в отношении  имущества налогоплательщика.

Установление  налогов означает принятие компетентным органом власти решения о порядке  введения данного платежа в пределах определенной территории в качестве источника доходов государственной  или муниципальной казны с  указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций  исполняют обязанности этих организаций  по уплате налогов и сборов по месту  нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Все налогоплательщики  и плательщики сборов делятся  на резидентов и нерезидентов. Физическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на территории РФ не менее 183 дней в году. Причем учитывается  календарный год, а установление резидентства происходит ежегодно. Для юридических лиц установлено, что если они зарегистрированы в РФ, то они являются резидентами, независимо от того, в какой части мира они ведут свой бизнес. Они называются в законодательстве российскими организациями, а все зарегистрированные за пределами РФ - иностранными организациями. Юридические лица нерезиденты для снижения налогового бремени открывают представительства и филиалы в РФ, которые, являясь зарегистрированными в РФ, попадают в категорию резидентов.

Объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога. Таким  образом, объект налогообложения - это  те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают  обязанность субъекта заплатить  налог.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта  налогообложения. Налоговая база и  порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются  Налоговым Кодексом РФ. Налоговую  базу называют также основой налога, поскольку к ней непосредственно  применяется ставка налога, по которой  исчисляется его сумма. В определенных случаях требуется указать единицу  налогообложения, т.е. часть объекта  налогообложения, при помощи которой исчисляется налог. Выбор той или иной единицы налогообложения может быть обусловлен удобством расчетов или историческими причинами.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы. В случаях, указанных  в НК РФ, ставки федеральных налогов  могут устанавливаться Правительством РФ. Там же. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются  соответственно законами субъектов  РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных  Налоговым Кодексом РФ. Ставки могут  быть выражены в разных формах и  в разной зависимости от изменений  объекта налогообложения. Так, они  могут быть выражены в процентах  и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости  от увеличения или уменьшения объекта  налогообложения, и прогрессивные (регрессивные), размер которых зависит от количественной характеристики объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).

Под налоговым  периодом понимается срок, в течении которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налоговый период это календарный год или иной период времени (квартал, месяц) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Определяется по каждому из налогов отдельно. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Обязанность исчислить  налог может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган  или третье лицо. Налогоплательщики  организации самостоятельно исчисляют  сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой  базы, налоговой ставки и налоговых  льгот. В случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, обязанность  по исчислению суммы налога может  быть возложена на налоговый орган  или налогового агента. В этих случаях  не позднее 30 дней до наступления срока  платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего  уплате, расчет налоговой базы, а  также срок уплаты налога. Форма  налогового уведомления устанавливается  Федеральной налоговой службой. Как правило, налог исчисляется  налоговыми органами или налоговыми агентами, когда налогоплательщиками  выступают физические лица.

Порядок и сроки  уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Срок уплаты может определяться конкретной календарной датой или производиться по истечению определенного промежутка времени. Налогоплательщик вправе досрочно заплатить налог.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими  актами законодательства о налогах  и сборах. Подлежащая уплате сумма  налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные  сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Возможна уплата налога по декларации, у источника дохода или кадастровым  способом.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление  налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах  и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с  исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, если иное не предусмотрено  законодательством о налогах  и сборах.

Уплата налога у источника дохода предполагает, что налогоплательщик, как правило, физическое лицо, получает часть дохода за вычетом налога, уже удержанного  налоговым агентом.

Кадастровый способ уплаты налога предполагает применение сведений, содержащихся в различных  реестрах. Это касается налогов на имущество, которое оценивается  соответствующими государственными и  муниципальными организациями (налог  на имущество организаций, налог  на имущество физических лиц, налог  на наследование или дарение, транспортный налог, земельный налог). Ежегодно меняется цена или доходность имущества, соответственно изменяются или налоговые ставки, или порядок учета налоговой базы. Как правило, налоговый период таких налогов составляет календарный год.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере. Нормы законодательства о  налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить  ее использование на один или несколько  налоговых периодов, если иное не предусмотрено  НК РФ. Льготы могут устанавливаться  только для различных категорий  налогоплательщиков. Льгота не является обязательным элементом налога, однако присутствует в большинстве налогов, установленных в РФ.

Информация о работе Сроки уплаты налогов и сборов. Виды и порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов