Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:24, реферат

Описание работы

Задачей налогового законодательства является защита прав и законных интересов налогоплательщиков, с одной стороны, и государства – с другой. Точно таким же целям служит и уголовное законодательство, которое призвано охранять интересы государства от преступлений, совершаемых в сфере налогообложения.
В связи с этим многие авторы выделяют, что в теории уголовного права налоговому преступлению должно уделяться довольно большое значение. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода

Содержание

1. Понятие налоговой системы и налогового преступления……………………3
2. Объективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов…………………………………………………………………………4-7
3. Субъективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов…………………………………………………………………………8-9
4. Квалифицирующие признаки составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………………...11

Работа содержит 1 файл

Реферат по Налоговому праву[1]..doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Содержание:  

  1. Понятие налоговой  системы и налогового преступления……………………3
  2. Объективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов…………………………………………………………………………4-7
  3. Субъективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов…………………………………………………………………………8-9
  4. Квалифицирующие признаки составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов………………………………………………..10

    Список литературы………………………………………………………………...11 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Понятие налоговой  системы, налогового  преступления  

   Стоит сказать, что обязанность каждого,  платить законно установленные налоги и сборы закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации 1. На сегодняшний день законодательство о налогах и сборах достаточно непостоянно,  меняются нормативно-правовые акты, акты налогового органа и субъекта РФ. Общественные отношения, возникающие  в связи с взиманием налогов с налогоплательщиков, называются налоговыми правоотношениями и регулируются нормами отдельной отрасли права – налоговым правом.

   Задачей налогового законодательства является защита прав и законных интересов налогоплательщиков, с одной стороны, и государства – с другой.  Точно таким же целям служит и уголовное законодательство, которое призвано охранять интересы государства от преступлений, совершаемых в сфере налогообложения.

   В связи с этим многие авторы выделяют, что в теории уголовного права налоговому преступлению должно уделяться довольно большое значение. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода 2.

   Совокупность  налогов, действующих в государстве,  является одним из институтов  налоговой системы. Одним из ее главных элементов являются налоговые органы, осуществляющие от лица государства учет, контроль, определение размера налоговых платежей, сбор налогов, пресечение нарушений налогового законодательства.

   Права и обязанности налогоплательщиков определены в статьях 21 и 23 Налогового кодекса РФ. Невыполнение налогоплательщиком своих обязанностей является нарушением налогового законодательства. Главным основанием для применения  мер ответственности за нарушение налогового законодательства является доказанное правонарушение. Понятие налогового правонарушения дается в статье 106 Налогового кодекса РФ.

   Если же рассматривать налоговое правонарушение с точки зрения Уголовного кодекса РФ, то налоговое преступление – это уголовно наказуемое уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды – статья 198, 199 Уголовного кодекса РФ 3.

   Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода, прибыли, а также сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского учета, фальсификации учетных данных, непредставлении  или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.  
 

2. Объективные признаки  основных составов  уклонения от уплаты  налогов 

   Статья 198, 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов в виде штрафом 4.

   Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах в случаях.  Когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных  о доходах или расходах. Уголовно наказуемым признается лишь уклонение от уплаты налога.

   Если же говорить о статье 199 УК РФ, то она говорит об ответственности за уклонение от уплаты налогов с организаций. Ответственность за деяние наступает в случае крупного размера неуплаченного налога.

   Целью данных правовых норм является охрана действующего порядка  налогообложения граждан и организаций, а также предупреждение неуплаты налогов. Сфера действия охватывает по существу все виды экономической, а также иной деятельности, от которой по различным основаниям, в соответствии с законом проистекает обязанность уплаты налогов 5.

   Стоит заметить, что формулировки действующих статей, предусматривающих уголовную ответственность за налоговые преступления, лишь называют действия, признанные преступлениями. В чем конкретно они состоят, какие фактические действия можно расценивать как преступные нарушения налогового права – в уголовном законодательстве не определено.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  статьи 198, 199 Уголовного кодекса РФ по своему строению являются бланкетными, а их применение влечет ссылку на другие отрасли права.

   Согласно действующему уголовному  законодательству, ответственность за налоговые преступления наступает по факту умышленной неуплаты налогов в определенном размере и не зависит от того, каким способом произошло уклонение.

   Закон в данном случае лишь частично определяет, какие именно  деяния входят  в понятие «уклонение от уплаты налогов». Однако  именно этот вопрос оказывается главным при определении оснований и пределов уголовной ответственности за налоговые преступления. Изучение следственной и судебной практики показывает, что работники правоохранительных органов  и судьи не всегда правильно  решают вопросы квалификации  налоговых деяний и освобождения от уголовной ответственности и наказания лиц, их совершивших 6

   В первую очередь это вызвано тем, что диспозиции норм, предусмотренных УК РФ являются бланкетными, а само налоговое законодательство состоит из огромного числа законов, положений и инструкций.

   Зачастую внутренние инструкции налоговых органов ставятся выше,  чем Федеральные законы.

   Понятие «уклонение», не имеющее в Уголовном кодексе РФ точного уголовно-правового значения, осталось без законодательной трактовки, в результате чего стало возможным различное толкование пределов уголовно наказуемого деяния, состоящего в уклонении от уплаты налогов.

   Так,  Макаров Д.Г. предлагает в качестве отправной точки для толкования понятия «уклонение» обратиться к рассмотрению самого процесса уплаты налогов, который может быть представлен следующим образом:

  1. создание объекта налогообложения
  2. учет объекта налогообложения
  3. расчет налогов, подлежащих уплате
  4. перечисление налогов 7.

   Наибольшую опасность представляет не размер неуплаченного налога, а факт сокрытия объектов налогообложения и латентность произведенных действий. В этом случае государство не только не получает причитающихся ему поступлений, но и лишается возможности по принудительному их изъятию без применения средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

   Таким образом, налоговое преступление определяется наступлением общественно  опасных последствий вследствие нарушения налогового законодательства, и общественная опасность данного деяния состоит в непоступлении крупных сумм налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

   Поскольку Уголовный кодекс РФ предусматривает в качестве обязательного элемента последствие в виде неуплаченной суммы налога,  то данное преступление имеет материальный состав.

   Родовым объектом преступлений, предусмотренных статьями  198 и 199 Уголовного кодекса РФ,  является  отношение в сфере экономики.  

   Непосредственным объектом являются налоговые правоотношения, т.е. общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования порядка уплаты налогов с организаций и формирования доходной части государственного бюджета.

   Объектом преступного деяния, предусмотренного статьей 198 Уголовного кодекса РФ, является установленный законом порядок уплаты налогов физическими лицами. Предметом  преступления является неуплаченный налог в крупном размере. Согласно примечанию к статье 198 УК РФ, уклонение от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда 8. В случае, если размер неуплаченного налога меньше 200 МРОТ, то речь идет об  административном правонарушении.

   Основанием для определения размера налога, подлежащего уплате, является декларация о доходах.

   Объектом  преступления, предусмотренного статьей 199 Уголовного кодекса РФ, является установленный законом порядок уплаты налогов, взимаемых с организаций. Непосредственные объекты различных форм уклонения от уплаты налогов детализируются на основе обязанностей организаций-налогоплательщиков, исходя из требований соответствующего налогового законодательства.

   Налоговая система РФ включает в себя различные виды налогов, которые обязаны уплачивать организации: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, на операции с ценными бумагами и т.п.  Согласно налоговому законодательству, организация, учреждение, предприятие обязано  уплачивать в бюджет  государству эти налоги в указанные в законе сроки.  Кроме того,  налогоплательщики обязаны представлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности организации.

   Обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов является установление крупного или особо крупного размера неуплаченного налога. Крупный размер является последствием совершенного преступления и выражается в сумме неуплаченного налога, которая представляет собой разницу между ранее выплаченной и дополнительно подлежащей выплате суммы налога.  Налог также признается неуплаченным и в случае, если он взыскивается в принудительном порядке.

   Основанием для исчисления налогов с юридического лица являются бухгалтерские документы,  отражающие данные о доходах и расходах организаций,  либо объекты налогообложения.

   Перечень данных о доходах и расходах, подлежащих включению в бухгалтерские документы для исчисления налогооблагаемой базы, устанавливается нормативно-правовыми актами.

   Объективная сторона налоговых преступлений характеризуется деянием в форме действия или бездействия.  Однако само  составление искаженной декларации образует стадию приготовления к преступлению и в соответствии со статьей 30 и статьей 15 Уголовного кодекса РФ не является уголовно-наказуемым деянием. Криминальным считается представление искаженной декларации в налоговую инспекцию и соответственно уплата налога не в полном объеме.

   В качестве примера уклонения от уплаты налогов можно привести пример.  

   Руководитель птицефабрики в первой половине 90-х годов, своим работникам перестали выплачивать зарплату, являющуюся базой для исчисления налогов и взносов. Ежемесячно рабочие получали «дивиденды трудового участия», которые начислялись с учетом отработанного времени, качества труда, сложности выполняемой работы, совместительства и т.д.

   А согласно законодательству, дивиденды, направленные на расширение производства, строительства объектов, социальной инфраструктуры и т.п. не облагаются. Кроме того, по решению Правительства РФ с них не уплачиваются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Когда в 1995 году,   было, возбуждено пять уголовных дел, речь шла о 7 млрд. руб. неуплаченных налогов и взносов 9.

   Что же касается момента окончания налогового преступления, то здесь много различных точек зрения. Одни считают, что по статье 198 УК РФ моментом окончания преступления следует считать исчисление срока, установленного для представления гражданином в соответствующий налоговый орган декларации о доходах. А по статье 198 УК РФ момент представления организацией-налогоплательщиком документов, содержащих заведомо недостоверные данные об объектах налогообложения и размерах подлежащего уплате налога.

   Другая точка зрения, что момент окончания налогового преступления относится к компетенции суда, при определении  момента окончания преступления следует исходить из того, что до истечения срока представления декларации, уклонение в уголовно-правовом смысле не может иметь места, так как лицо имеет право не предоставлять декларацию именно до истечения срока 10.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства