Возникновение и развитие налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:01, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Работа содержит 1 файл

контролная по налогам.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Возникновение и развитие налогообложения

 

    Налоги  - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

    Налоги  являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

    Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, гос. деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

    Итак, как уже говорилось выше, налоговая  система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

    По  мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений.

    В то же время в др. мире имелось  и серьезное противодействие  прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

    Многие  же стороны современного государства  зародились в Др. Риме. Первоначально  все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили  денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны;  избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

    Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление  о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

    В IV-III вв. до н.э. Римское государство  разрасталось, основывались и завоевывались  все новые города-колонии. Происходили  изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные, так и местные налоги.

    Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)

    Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.

    Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.

    Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады.

    После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате , взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины.

    Затем последовали новые налоги : «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV  также ввел дополнительные налоги.

    Косвенные налоги взимались через систему  откупов, главными из которых были таможенные и винные.

    Надо  отметить, что неупорядоченность  фин. системы в то время  была характерна и для других стран.

    Современное государство раннего периода  новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство  еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

    Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщиком  налогов стал. как правило, откупщик. В Европе практиковался метод  продажи  с аукциона права взимания налога.

    Только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых(гл. роль- подушный и податной) налогов.

    Но  отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты  в царствование Алексея Михайловича)

    Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых  ресурсов из-за многочисленных войн,   крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

    В это время в России  прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными( где осн. роль - отчисления от казенной питейной продажи)

    В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее  основоположником считается  шотландский экономист  и философ А. Смит.

    В вышедшей в  1776 г. книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип  справедливости, утверждающий всеобщность  обложения и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип  удобности предполагает, что налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип  экономии, заключающийся в  сокращении  издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

    Именно  в конце XVIII  в. закладывались основы современного государства, проводящего  активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России.

    Важную  роль в налоговой системе играл  налог с оборота. В Европейских  странах он эволюционировал в  НДС, в России же он больше тяготел  в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

    В дальнейшем фин. система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения фин. ресурсов через бюджет страны. 
 
 

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения