«Вторая опора» ЕС: проблемы построения и подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:09, доклад

Описание работы

Перед Европой, заявившей о своем стремлении к обретению собственного сильного и единого голоса на международной арене, к соответствующему перераспределению роли и ответственности в европейской системе безопасности между нею и США, в том числе в рамках НАТО, и обладающей для этого несоизмеримо большими возможностями по сравнению с начальным периодом интеграции, в ХХI веке стоит серьезный вызов: необходимость создать для достижения этих амбициозных целей адекватный практический и институциональный потенциал как базу эффективной общей внешней политики и политики безопасности.

Работа содержит 1 файл

dokl.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

ДОКЛАД 

          Уважаемый председатель, уважаемые  члены государственной аттестационной  комиссии, вашему вниманию предлагается  дипломная работа на тему: «Вторая  опора» Европейского Союза: проблемы  построения и подходы.

          Перед Европой, заявившей о своем стремлении к обретению собственного сильного и единого голоса на международной арене, к соответствующему перераспределению роли и ответственности в европейской системе безопасности между нею и США, в том числе в рамках НАТО, и обладающей для этого несоизмеримо большими возможностями по сравнению с начальным периодом интеграции, в ХХI веке стоит серьезный вызов: необходимость создать для достижения этих амбициозных целей адекватный практический и институциональный потенциал как базу эффективной общей внешней политики и политики безопасности.

          До сих пор ОВПБ, или «вторая  опора» ЕС, по-прежнему остается  относительно отстающим направлением  интеграции, несмотря на то, что  само зарождение почти полвека  назад европейского интеграционного  ядра было связано, помимо экономических мотивов, с идеей создания европейского оборонительного и политического сообщества. На пути формирования такого сообщества существовали серьезные преграды, в той или иной степени сохраняющиеся и в настоящее время.

          Государства ЕС/ЗЕС добились существенных прорывов в рамках маастрихтского, а затем амстердамского раундов подготовки и последующей корректировки договора о Европейском Союзе. За счет этого удалось достичь нового качества европейского сотрудничества в вопросах внешней политики и безопасности, когда в целом уже сформированы необходимые условия для перевода цели создания совместной европейской оборонной политики в практическое русло. В свою очередь, это новое качество ставит европейские страны в ситуацию принципиального выбора: использовать накопленный потенциал для активного практического формирования на основе ЕС и ЗЕС собственного европейского «измерения» в сфере безопасности и обороны — либо сохранить относительный статус-кво, оставив открытой перспективу ускорения интеграции в будущем, когда и если для этого будет проявлена политическая воля.

          Хронологические рамки работы: 50-е гг. XX в. — начало XXI в. Географические рамки охватывают Европу и Северную Америку.

          Цели изучения:

— Проследить трансформацию европейской системы безопасности.

— Показать измерения безопасности и обороны  ЕС на современном этапе.

— Охарактеризовать «вторую опору» ЕС на международной  арене.

          Задачи изучения: охарактеризовать  и проанализировать некоторые  аспекты эволюции внешней политики и политики безопасности ЕС, создания «второй опоры», её последующего функционирования и развития, интеграции ЕС/ЗЕС в сфере безопасности, взаимоотношений с НАТО, Россией и влияния ОВПБ на международные отношения в целом.

          Методологической основой исследования в дипломной работе являются важнейшие принципы исторического познания — историзм и объективность. Основные методы исторического познания: генетический, сравнительный, типологический, компаративный, оптимизации, теории нечетких систем, конкретно-исторический. Большое значение имеет системный подход, предполагающий исследование с точки зрения структуры и функций компонентов объекта, а также его места и значения в метасистеме. Системный подход предоставил автору возможность рассматривать отношения партнеров по ЕС как органическую составляющую мировой политики и международных отношений. Для получения выводов использовался дедуктивный метод.

          Основу источниковой базы дипломной  работы составили официальные  документы Европейского сообщества: учредительные договоры; решения руководящих органов Сообщества; рабочие документы и материалы структурных подразделений учреждений ЕС. Этот комплекс источников — отражение ключевых событий в интеграционном процессе, его изучение способствовало выявлению логики эволюции «второй опоры» ЕС, роли в ней одного из партнеров коммунитарного сотрудничества — институтов Сообщества, воздействия интеграционного контекста на эволюцию общей внешней политики и политики безопасности.

          Все более важную роль в получении информации о событиях современности играют электронные СМИ. Характер первоисточника приобретают данные, почерпнутые во всемирной информационной сети Internet. Автором регулярно использовались сведения универсальной базы данных КЕС (адрес в Internet: http://europa.eu.int), официального сайта ОБСЕ (http://www.osce.org), официального сайта ЗЕС (http://www.weu.int), официального сайта НАТО (http://www.nato.int), других серверов Internet.

          Среди проанализированной автором литературы выделяется ряд работ, представляющих наибольший интерес в понимании социально-экономических и военно-политических взаимоотношений между странами Европейского Союза и международными организациями, государствами на современном этапе. В частности, следует назвать коллективную монографию под редакцией М.М. Максимовой и Ю.В. Шишкова «Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов»1. Книга подготовлена в Институте Европы РАН в сотрудничестве с Ассоциацией европейских исследований и издана при поддержке Представительства Европейской комиссии в России. Большой вклад в изучение проблематики европейской интеграции внесла работа под редакцией Ю.А. Борко и О.В. Буториной «Европейский Союз на пороге ХХI века: Выбор стратегии развития»2, труд под редакцией Ю.В.Шишкова, Д.Е. Мельникова и В.Г. Барановского «Западно-Европейская интеграция: политические аспекты»3, работа В.Г. Барановского «Западная Европа: военно-политическая интеграция»4. Данные работы обладают обширным фактологическим материалом, глубоким теоретическим и аналитическим исследованием. Монография В.Г. Барановского «Европейское сообщество в системе международных отношений»5 обладает достаточно широким спектром примеров международных связей ЕС в самых различных областях и дает понимание явных приоритетов социально-экономических и военно-политических связей стран-участниц Европейского Союза с внешним миром.

          В работе использовались также  материалы различных российских  журналов. Все эти материалы содержат большой массив статей и очерков по отдельным аспектам заявленной в дипломной работе теме.

          Касательно структуры и содержания  дипломной работы, она состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделяется на три параграфа, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена трансформации европейской системы безопасности и рассматривает такие вопросы как эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС, Маастрихтский договор: создание «второй опоры», от Маастрихта к Амстердаму: переход от политического сотрудничества к совместной политике. Вторая глава освещает измерения безопасности и обороны ЕС на современном этапе и затрагивает следующие вопросы: постамстердамские перспективы интеграции ЕС/ЗЕС в сфере безопасности, «новая динамика», «Европа безопасности и обороны»: интересы России. Третья глава характеризует «вторую опору» ЕС на международной арене и рассматривает вопросы: европейские силы быстрого реагирования и НАТО, европейская политика в области безопасности и обороны: отношения ЕС, НАТО и России, НАТО и Европейский Союз: сотрудничество или конкуренция.

          После проведенного исследования автором были сделаны следующие выводы: безусловно новым словом в европейской интеграции стала созданная в соответствии с Маастрихтским договором Общая внешняя политика и политика безопасности, заменившая действовавший с начала 70-х гг. механизм Европейского политического сотрудничества. Сохранив межгосударственный характер сотрудничества ЕПС, она существенно расширила его рамки. ОВПБ теперь распространяется на всю сферу международных отношений, за исключением вопросов обороны и военной политики. Она предполагает не только взаимные консультации, как это было в ЕПС, но и выработку «общих позиций» государств-членов, которые потом реализуется через «совместные действия», а также Коллективных стратегий ЕС в отношении третьих стран и регионов. Договор положил начало включению военно-политической интеграции в рамки нормативных документов, а также официально объявил о будущей интеграции ЗЕС в ЕС и формировании в перспективе системы совместной обороны.

          После ратификации Амстердамского  договора в 1999 г. в Евросоюзе  впервые создана правовая база  для построения собственного  военного измерения. Так, Европейскому  совету дано право вырабатывать «общую стратегию» в области ОВПБ, а Совету — принимать решение об учреждении системы совместной обороны, причем решения о «совместных действиях» и «общих позициях» принимаются квалифицированным большинством. Введен пост Высокого представителя по ОВПБ/Генерального секретаря Совета, который представляет внешнеполитические интересы ЕС в мире и уполномочен вести переговоры с третьими странами. Все это свидетельствует о дальнейшей коммунитаризации «второй опоры», хотя, как и в случае с ЭВС, оборонные и внешнеполитические функции государства составляют суть национального суверенитета, и потому их передача на меж- и наднациональный уровень представляет собой крупную политическую и психологическую проблему. Исключительно важно и то, что создание собственного оперативного потенциала ЗЕС/ЕС переместилось из разряда потенциальных возможностей в плоскость практических решений. Теперь речь идет о наделении Евросоюза действенным потенциалом для решения всего спектра «петерсбергских задач»: от выполнения гуманитарных миссий до операций по принуждению к миру.

          Таким образом, в 1990-е гг. Евросоюз  приступил к формированию европейской  «идентичности в сфере безопасности  и обороны». Его основными слагаемыми  явились три перечисленные выше  фактора: расширение сферы внешнеполитического сотрудничества, создание основ для военного измерения ЕС и существенная коммунитаризация «второй опоры».

          Процесс экономической интеграции  будет подталкивать европейскую  интеграцию в сфере внешней  политики и обеспечения безопасности. К 2015 г. в основном сформируется новая структура системы внешнеполитического взаимодействия в виде многоярусной Европы с твердым ядром. США останутся основным внешнеполитическим и военным партнером Западной Европы.

          В центре общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза на ближайшие 15 лет будут находиться три приоритета — Россия и страны СНГ (поиск путей сотрудничества и стратегического партнерства), Юго-Восточная Европа (укрепление мира на Балканах) и Средиземноморье (расширение ассоциации по типу соглашений с Марокко, Тунисом и Израилем, а также создание зоны сотрудничества и безопасности от угрозы с юга). Дестабилизирующие процессы, подобные балканскому кризису, потребуют от западноевропейских стран жестких и единых действий в рамках прежде всего проверенных структур НАТО. Одновременно усиление внешнеполитической составляющей в функционировании Евросоюза и возрастающее (особенно после косовского кризиса) стремление европейцев улаживать политические проблемы на континенте без участия США будет стимулировать создание новой военно-политической организации, призванной стать эффективной заменой Западноевропейского союза.

          Внешнеполитическая составляющая  европейской интеграции будет  развиваться путем «мелких шагов» — сближения позиций стран-членов, поиска консенсуса и принятия совместных действий на приоритетных направлениях. Можно ожидать, что к середине прогнозного периода в ЕС сложится достаточно эффективный механизм формирования и принятия внешнеполитических решений, причем основывающийся не только на широком компромиссе, близком к единогласию (поскольку поиск компромисса снижает действенность решений); напротив, все чаще решения будут базироваться на позиции меньшинства наиболее сильных и авторитетных государств.

          Направленность оборонной политики  Европейского Союза будет непосредственно  зависеть от развития ситуации  на всем постсоветском пространстве  и, в первую очередь, в России. Нормализация общественного и  экономического развития РФ и  становление в нашей стране эффективного демократического порядка создаст предпосылки для качественно нового европейско-российского партнерства и будет способствовать созданию обновленной системы коллективной безопасности.

          Таковы основные положения дипломной работы, представленной к защите. Спасибо за внимание.

Информация о работе «Вторая опора» ЕС: проблемы построения и подходы