Зачет и возврат излишне уплаченных налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как явлений налогового законодательства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.
Предмет исследования составляет правовое регулирование зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. ЗАЧЕТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ…………………………...5
1.1. Общий порядок зачета налогов………………………………………….5
1.1.1. Условия, при которых зачет……………………………………....5
1.1.2. Кто проводит зачет налогов………………………………………7
1.1.3. Сообщение о возникновении переплаты………………………...9
1.2. Зачет по видам налогов………………………………………………….10
1.3. Варианты зачета………………………………………………………….11
1.3.1. Зачет в счет будущих платежей по заявлению налогоплательщика……………………………………………….12
1.3.2. Срок обращения о зачете…………………………………………12
1.3.3. Срок принятия решения…………………………………………..14
1.4. Зачет переплаты в счет погашения недоимки, пеней, штрафов………15
2. ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ………………………26
2.1. Заявление на возврат……………………………………………………26
2.2. Решение о возврате……………………………………………………...28
2.3. Срок возврата налога……………………………………………………29
2.3.1. С какого момента отсчитывать месячный срок…………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Правовой механизм зачета и возврата Налогов Финал.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
xt-align:justify">В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Об этом сказано в п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

То есть наличие переплаты по налогу не является достаточным основанием для возврата излишне уплаченного налога. К такому выводу приходят и суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 декабря 2007 г. по делу N А82- 16458/2006-28. В упомянутом деле налоговики провели выездную налоговую проверку, в результате которой была выявлена недоимка по налогу на прибыль. Компания недоимку перечислила в бюджет. Далее выяснилось, что общество должно заплатить больше за аренду земельного участка, в результате чего выросли расходы за период и образовалась переплата по 13 налогу. Общество написало в налоговую инспекцию заявление о возврате. Однако получило отказ. Дело дошло до суда.

Судьи Федерального арбитражного суда поддержали налогоплательщика, заявив следующее. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в ст. 78 Налогового кодекса РФ. Согласно п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Увеличение затратной части расчета налога на прибыль ведет к уменьшению налоговой базы, следовательно, общество правомерно посчитало, что у него образовались убыток и, соответственно, переплата по налогу на прибыль. И хотя наличие переплаты по налогу в силу ч. 2 п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ не является достаточным основанием для возврата излишне уплаченного налога, отказ инспекторов незаконен.

2.2. Решение о возврате

Как и в случае с зачетом решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В пределах указанного срока налоговый орган обязан направить поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Срок извещения налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) составляет пять дней со дня принятия соответствующего решения.

2.3. Срок возврата налога

Возврат налога осуществляется в течение месяца. Отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом).

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

2.3.1. С какого момента отсчитывать месячный срок

В отличие от зачета, срок возврата налогов четко определен. Однако с какого момента нужно считать этот срок? По мнению судей Президиума ВАС РФ, изложенному в п. 11 Информационного письма от 22 декабря 2005 г. N 98 срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в Письме Минфина России от 15 мая 2008 г. N 03-03-06/1/317.

Камеральная проверка - это проверка налоговых деклараций и других документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете, без выезда на предприятие.

Камеральная проверка проводится должностным лицом налоговой инспекции в соответствии со своими служебными обязанностями. Специального решения руководителя налоговой инспекции 14 для проведения камеральной проверки не требуется. Срок такой проверки составляет три месяца, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Правила п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ применяются, если в ходе проведения камеральной проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа выявило:

- ошибки в заполнении представленных в налоговый орган документов. Ошибки могут быть самыми разнообразными: это и чисто арифметические (счетные) ошибки, это и неправильное заполнение форм документов (например, налоговой декларации), это и неверное указание дат в документах, и т.д.;

- противоречия в упомянутых документах.

В этом случае налоговики сообщают об указанных ошибках и неточностях налогоплательщику. В течение пяти дней они обязаны предоставить необходимые пояснения, а также в установленный срок внести соответствующие исправления.

Согласно п. 4 ст. 88 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, в декларации которого нашли ошибку или выявили противоречия между сведениями, вправе дополнительно предоставить в налоговую инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Заметьте - это право, а не обязанность.

А проверяющие должны рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если представители фирмы или предприниматель не могут внятно пояснить причины ошибок или несоответствий либо налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется Акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы.

Проводя камеральную проверку, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей статьей или представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Как видите, в п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок проведения налоговых проверок, прямо предусмотрен запрет налоговиков требовать дополнительные сведения. Однако в ст. 93 Налогового кодекса РФ, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. И здесь не уточняется, во время каких проверок - выездных или камеральных. Да и в тексте ст. 88 Налогового кодекса РФ непонятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено.

Отдельно в Налоговом кодексе теперь уточняется, что могут требовать фискалы при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. Так, п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ предписывает, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом. То есть тех, что предусмотрены ст. 165 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекторы могут потребовать у налогоплательщика документы, которые подтверждают в соответствии со ст. 172 Налогового кодекса РФ право на вычет НДС. Что же это за документы? Прежде всего, это счета-фактуры. А также документы, которые подтверждают факт уплаты НДС в тех случаях, когда такое условие предусмотрено Кодексом. Это условие действует, когда:

- речь идет о ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- покупатель выступает налоговым агентом;

- товар возвращают продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока);

- имеет место отказ от купленных товаров или выполненных работ;

- возвращают оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора;

- в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) используют собственное имущество (в том числе векселя третьего лица);

- выполняют строительно-монтажные работы для собственного потребления;

- речь идет об уплате сумм налога по командировкам и представительским расходам, а также правопреемником реорганизованной организации.

Если проводится камеральная проверка декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговики вправе дополнительно запросить у налогоплательщиков иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

А п. 10 ст. 88 Налогового кодекса РФ предусматривает, что нормы указанной статьи распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов.

Подведем некоторые итоги. Итак, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 Налогового кодекса РФ. Максимальный срок камеральной проверки - три месяца с момента подачи декларации, и специального решения для ее проведения не требуется. Месяц потребуется еще на то, чтобы возвратить налог.

Месячный срок возврата налога, предусмотренный п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ и исчисляемый со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, касается ситуаций, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении работы изложим основные выводы и предложения по итогам проведенного исследования.

Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей являются самостоятельными способами восстановления имущественного положения налогоплательщика, нарушенного излишней уплатой или излишним взысканием налоговых платежей. Основное различие между ними состоит в. том, что при зачете осуществляется прекращение двух встречных обязанностей - обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей и обязанности публичного субъекта по возврату полученных без должного основания денежных средств, а при осуществлении возврата прекращается только соответствующая обязанность публичного субъекта.

На настоящий момент отсутствие в российском законодательстве норм, которые были бы общими для зачета излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей и зачета как основания прекращения гражданских обязательств, не позволяет говорить о существовании межотраслевого института зачета, общего для налогового и гражданского права. Кроме этого предопределяемые спецификой предмета и метода правового регулирования различия в подходах к регулированию рассматриваемых видов зачета ставят под сомнение возможность возникновения подобного межотраслевого института зачета в будущем.

Необходимо гармонизировать налоговое и бюджетное законодательство в части регулирования зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. В частности, требует устранения противоречие в рамках регулирования межрегионального зачета, когда бюджетное законодательство устанавливает порядок исполнения решений налоговых органов, принятие которых не предусмотрено налоговым законодательством.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зачет и возврат налогов. Феоктисов И.А.\\ РОСБУХ 2009 г.

Информация о работе Зачет и возврат излишне уплаченных налогов