Экология топлив. Совершенствование процесса алкилирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

На сегодняшний день одной из главных проблем нефтегазовой отрасли страны является повышение качества моторных топлив, особенно улучшение их экологических свойств. В связи с ужесточением экологических требований к моторным топливам производители столкнулись с трудностями по выпуску высокооктановых бензинов, полностью соответствующих требованиям современных стандартов по испаряемости, содержанию антидетонационных присадок, бензола, ароматических углеводородов и сере. Так, в странах Европы и в США прекращена выработка этилированных бензинов, введены жесткие ограничения по содержанию в бензинах серы, олефиновых и ароматических углеводородов. Глубина переработки нефти на предприятиях России составляет около 70%, тогда как в развитых странах Запада она достигает 80-95%, что объясняется низкой долей углубляющих процессов на отечественных заводах, не превышающей 13% от объема переработки нефти (против 55% на заводах США). Вследствие этого, на российских заводах ограничена возможность выработки моторных топлив. Качество нефтепродуктов далеко не в полной мере отвечает современным требованиям, особенно по экологическим характеристикам, в то время как потребление бензина в России превышает 640 млн. т в год.

Содержание

1. Введение. Экологические аспекты нефтепереработки…………………………..3
2. Система экологических требований, предъявляемых к топливам.
Современные нормативы и стандарты………………………………………………..3
3. Значение и сущность процесса алкилирования.
Проведение процесса на различных катализаторах………………………………....6
3.1 Жидкокислотное алкилирование с применением серной и фтористоводородной кислоты…………………………………………………..........9
3.2 Алкилирование изопарафинов олефинами на ионообменных смолах с нанесенным трифторидом бора...................................................................................14
3.3 Алкилирование изопарафинов олефинами на цеолитных катализаторах.......16
3.4 Алкилирование изобутана олефинами на твердых полимерных сульфокислотах.............................................................................................................18
4. Долговечность, экономичность, экологичность процессов................................. 19
5. Заключение................................................................................................................21
6. Список литературы...................................................................................................22

Работа содержит 1 файл

Экология топлив. Совершенствование процесса алкилирования.doc

— 982.50 Кб (Скачать)
 

 Затраты на кислоту для процесса алкилирования. Обработка кислотного катализатора – одно из ключевых различий между HF- и SA-алкилированием. В процессе HF-алкилирования расходуется лишь небольшое количество кислоты. Кислота HF может быть фракционирована для удаления воды и кислого эмульгирующего масла (asid soluble oil – ASO). Кислоту для

SA-алкилирования разбавляют водой, а ASO необходимо удалить с установки и регенерировать полным сжиганием кислоты до SO2/SO3 с обратной конденсацией в H2SO4. Этот дорогостоящий процесс при проведении на месте становится еще более затратным в случае необходимости транспортирования на далекое расстояние для регенерации, с увеличением производства алкилата это различие увеличивается.

    Проектирование  для современных  условий. В настоящее время оборудование установок HF-алкилирования позволяет снизить некоторые риски, традиционно связанные с опасностью использования HF в качестве кислотного катализатора. Более 10 лет назад Американский нефтяной институт опубликовал «Рекомендуемую практику (RP) 751», в которой кратко изложены лучшие практические методики безопасной эксплуатации  установок HF-алкилирования. Промышленность серьезно отнеслась к рекомендациям    RP-751 и сделала большие успехи в практике организации работ по технике безопасности для установок HF-алкилирования. Третье, пересмотренное, издание RP-751 вышло в 2007 г.

    Среди работ по технике безопасности, принятых сегодня в промышленности, есть несколько технологий, способных снизить степень риска на установках   
HF-алкилирования.

  • Сокращение объемов кислоты. Сокращается количество кислотного катализатора, необходимого на установке.
  • Быстродействующие системы разгрузки. Обеспечивается быстрый перенос объема кислотного катализатора в соответствующий приемный резервуар.
  • Сокращение числа фланцевых соединений. Повышается прочность оборудования за счет сокращения потенциальных точек утечки, таких как фланцы между трубопроводами и емкостью. В промышленности используют также более компактные контрольно-замерительные приборы, например, ядерные детекторы уровня.
  • Применение присадок, снижающих летучесть кислоты. Снижение испаряемости  кислотной смеси  благодаря использованию кислотного катализатора. Пониженная летучесть в случае утечки позволяет большему количеству кислоты скапливаться на земле, снижая потенциал загрязнения атмосферного воздуха.
 
    1. Алкилирование изопарафинов олефинами на ионообменных смолах с нанесенным трифторидом бора.

    В процессах сернокислотного и фтористоводородного алкилирования используют каталитические системы «жидкость - жидкость», которые дороги и имеют ряд недостатков, например необходимость создания и поддержания эмульсии кислота+углеводород, необходимость разделения алкилата и кислоты, проблема ликвидации отходов кислоты (в случае H2S04). Применение твердого катализатора позволяет избежать большинства из этих проблем. В качестве катализаторов алкилирования изопарафинов олефинами были использованы цеолиты, обладающие высокой каталитической активностью. Цеолиты, однако, 6ыстро дезактивируются и плохо ра6отают при высоких объемных скоростях подачи олефинового сырья.

    В качестве катализаторов используют макросетчатые ионообменные смолы, обладающие жесткой и пористой структурой. При низких температурах они проявляют высокую активность в ряде реакций, катализируемых кислотами, хотя не активны в процессе алкилирования изопарафинов олефинами, поскольку на них не протекает гидридный перенос. Кислотность этих соединений, однако, можно увеличить за счет образования комплексов с какой-нибудь кислотой Льюиса. Было найдено, что алкилирование изопарафинов олефинами катализируется гелями ионообменных смол, содержащих трифторид бора. Эффективность этих каталитических систем, однако, недостаточна, так как гели не способны набухать в углеводородах. Эти ограничения отсутствуют в случае макросетчатых ионообменных смол.

    В настоящей работе рассмотрены некоторые результаты использования макросетчатых ионообменных смол как катализаторов алкилирования изобутана бутиленами в присутствии BF3.

    Проведение  экспериментов. При алкилировании изопарафинов олефинами очень важно замедлять полимеризацию, конкурирующую с алкилированием. В лабораторных условиях это достигается путем проведения процесса в полунепрерывном реакторе, куда сначала загружали кислоту и изобутан, а потом непрерывно подавали олефин. Скорость подачи олефина не должна быть особенно высокой, чтобы он не накапливался в аппарате. Таким образом, скорость полимеризации снижается до минимума. Процесс вели до тех пор, пока сохранялась необходимое исходное соотношение изопарафина и олефина, примерно равное соотношению изопарафина и олефина, поддерживаемому при работе непрерывных промышленных установок.

    Окончив опыт, алкилат передавливали азотом в металлическую бомбу, охлаждаемую  до -73ºС, и доводили температуру до комнатной. Затем алкилат перегружали в находящуюся при атмосферном давлении замкнутую систему, состоящую из двух скребков (для отмывки от BF3), соленоидного клапана и десятилитрового сборника, снабженного автоматическим регулятором давления. Газ и жидкий продукт анализировали на хроматографической колонке.

    Ионообменную  смолу готовили так. В начале её промывали  метанолом и дистиллированной водой, затем обменивали с 4% NaOH, вновь промывали и обменивали с 15% H2SO4. После отмывки кислоты хранили смолу в дистиллированной воде. Предварительно приготовленную таким образом смолу перед использованием высушивали в течение 3ч в вакууме при 120 ºС и измельчали до размера частиц 0,147 мм.

    Результаты. Об эффективности катализатора, использованного в процессе алкилирования изопарафина олефинами, судили по выходу алкилата, результатам хроматографического анализа и бромному числу. При использовании бутиленов и стопроцентном алкилировании теоретический выход алкилата должен составить 2,04 г на 1 г превращенного олефина; если же олефин полимеризуется полностью, выход будет равен 1 г продукта на 1 г превращенного олефина.

    Таким образом, при использовании каталитических систем на основе ионообменных смол наблюдались  три закономерности:

  1. Только смола и только BF3 не активны в алкилировании;
  2. Ион водорода сульфокислотной группы катализатора принимает активное участие в алкилировании;
  3. При соотношении эквивалентных количеств BF3 и SO3H менее 2:1 преобладает реакция полимеризации; при увеличении этого соотношения выше 2:1 протекает главным образом алкилирование.
 
    1. Алкилирование изопарафинов олефинами на цеолитных катализаторах.

    Ниже  показана каталитическая активность цеолитных катализаторов при алкилировании изопарафинов олефинами, рассмотрено специфическое поведение этилена в условиях алкилирования.

    Проведение экспериментов. В качестве олефинов использовали этиилен, пропилен, изобутилен и 2-метилбутен-2 (98-99%-ный), бутен-1 (98%-ный, с примесью изобутана и следов бутена-2), смесь бутена-1 и бутена-2 (1: 2). Исходный изобутан содержал 96% основного вещества, остальное - н-бутан.

    Опыты проводили в проточном изотермическом реакторе из нержавеющей стали. Оптимальные  условия (80-100 ºС, ~2 МПа, объемная скорость подачи олефина 1 ч-l, соотношение изобутана к олефину от 15:1 до 20:1) были найдены методом математического планирования эксперимента и регрессионного анализа.

    Результаты.

    Таблица 3.3.1. Состав и выход алкилата при алкилировании изобутана бутиленами на цеолитах, содержащих катионы Ca2+, РЗЭ3+ и H+
Условия опытов: 100 ºС, 2 МПа, объемная скорость подачи олефина 1 ч-l, соотношение изобутана к олефину 20:1.

Показатели CaY       РЗЭY  
      (82% РЗЭ3+)
Ca РЗЭY

 
 (3,9% Ca2+,     89% РЗЭ3+)

Ca РЗЭY  

(16% Ca2+,                 64,2% РЗЭ3+)

Ca РЗЭY

 
(35,8% Ca2+, 57,6% РЗЭ3+)

Состав  алкилата, % (масс.) 

С5 
С6 
С7 
С8 
С9

        Выход алкилата, % (масс.)    на бутилены

 
 
1,2 
4,4 
5,5 
57,6 
31,3 
 
22,5
 
 
 
2,8 
4,3 
5,8 
71,8 
15,3 
 
86,0
 
 
 
7,7 
6,5 
7,6 
59,9 
18,3 
 
 
77,5
 
 

2,1 
2,1 
5,1 
77,7 
13,0 
 
89,5

 
 
 
2,8 
3,1 
6,3 
70,2 
17,6 
 
48,0
 

    Таблица 3.3.2. Состав алкилатов, полученных при алкилировании изобутана различными олефинами. 
Условия реакции: 100 ºС, 2 МПа, объемная скорость подачи олефина 1 ч-l, Ca РЗЭY.

Углеводороды Содержание, % (масс.) при алкилировании разными  олефинами
пропиленом   бутеном-1      Смесью                                                                                          
н-бутиленов
 изобутиленом изоамиленом промышленной  фракцией С4
С5 
С6 
С7 
С8 
С9 и выше 
 
Состав фракции С8    триметилпентаны 
   диметилгексаны 
 
Состав триметилпентанов 
   2,2,4-изомер 
   2,2,3-изомер 
   2,3,4-изомер 
   2,3,3-изомер
3,2 
8,7 
35,6 
23,1 
29,4 
 

– 
 

45,5 
54,5 
54,5 
54,5

10,9 
8,5 
8,1 
55,8 
16,7 
 

 
78,7 
21,3 
 
 
62,5 
5,7 
13,4 
18,4

9,9 
6,5 
7,2 
60,6 
15,8 

 
 
81,3 
18,7 
 
 
71,8 
3,0 
10,5 
14,7

3,6 
4,4 
5,8 
45,4 
40,8 

 
 
83,7 
16,3 
 
 
70,3 
1,9 
11,0 
16,8

8,9 
10,3 
15,0 
19,7 
46,1 
 

 
44,0 
56,0 
 
 
36,2 
63,8 
63,8 
63,8

4,8 
5,1 
5,0 
44,4 
40,7 
 

 
81,8 
18,2 
 
 
54,5 
6,0 
14,0 
25,5

 

    Таблица 3.3.3. Состав продуктов алкилирования изобутана этиленом и н-бутиленами в присутствии цеолита CaMeY. 
Условия реакции: 80 ºС, 2 МПа, объемная скорость подачи олефина 1 ч-l.

Углеводороды Состав  алкилата, % (масс.)
в случае этилена в случае н-бутиленов
С5 
С6 
С7 
С8 
С9 и выше
0,7 
3,2 
6,0 
78,2 
11,9
0,4 
1,2 
5,6 
71,6 
21,2
 

    Таблица 3.3.4. Алкилирование изобутана этиленом в присутствии различных цеолитных катализаторов. 
Условия реакции: 80 ºС, 2 МПа, объемная скорость подачи олефина 1 ч-l.

Углеводороды Состав  алкилата, % (масс.)
опыт 1 опыт 2 опыт 3 опыт 4
С5 
С6 
С7 
С8 
С9 и выше
 
Продукт не

образуется

0,1 
1,8 
0,7 
14,8 
83,6
0,2 
1,6 
2,0 
94,5 
1,7
 
Продукт не

образуется

 
    1. Алкилирование изобутана олефинами на твердых полимерных сульфокислотах.

    Реакция алкилирования на твердых катализаторах  базируется на карбоний-ионной теории, согласно которой из алкилирующего агента в кислотной реакционной среде генерируется электрофильный катион и атакует нуклеофильный субстрат. В результате этой электрофильной атаки образуется новый карбоний-ион, превращающийся (после отщепления заряженной частицы) в алкилированный продукт. Для обеспечения требуемой кислотности реакционной среды в нее вводят протонодонорное или электроноакцепторное вещество (H2SO4, AlCl3 и др.) в качестве катализатора. На практике успех алкилирования определяется удачным выбором кислотного катализатора.

Информация о работе Экология топлив. Совершенствование процесса алкилирования