Развитие машиностроения в Тверской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:19, доклад

Описание работы

Представлены основные этапы развития машиностроения на современном этапе . Рассмотрены особеннности разития отдельных подотраслей и предприятий.

Работа содержит 1 файл

Развитие машиностроение тверской области.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Развитие  машиностроения тверской области

Машиностроение  охватывает предприятия нескольких специализированных отраслей, сходных  по технологии и используемому сырью. Кроме того, в составе машиностроения и "малая" металлургия — производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. На него приходится около 1/4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и 25% общего объема выпускаемой промышленностью продукции (1989 г.).

В нашей области машиностроение возникло благодаря выгодному экономико-географическому положению на важной железнодорожной магистрали, а также наличию рабочей силы. Первые предприятия — вагонзавод и чугунолитейный завод в Твери, механические заводы в Твери, Осташкове и Бежецке появились в конце XIX — начале XX в .

Для машиностроения области характерен высокий уровень специализации производства, предприятия обладают широкими связями по сбыту готовой продукции. Преобладают предприятия предметной специализации, т.е. с выпуском готовой продукции — экскаваторов, башенных кранов, вагонов, станков, льнокомбайнов, оборудования для предприятий ряда отраслей и др. Значительно меньше предприятий подетальной специализации — с производством запасных частей, металлических конструкций и др. В машиностроении области мало предприятий технологической специализации. Отсутствует производство литых заготовок (литья). Этим занимаются все крупные предприятия машиностроения, в основном обеспечивая собственные нужды. Несколько предприятий производят металлические конструкции и кузнечно-прессовые изделия (табл. 14.3).

В области работают предприятия  нескольких отраслей машиностроения.

1. Транспортное машиностроение  представлено двумя предприятиями  вагоностроения (Тверь, Торжок) с  производством железнодорожных  пассажирских и грузовых вагонов,  платформ для перевозки автомобилей и др., а также производством речных судов (Белый городок Кимрского района).

Старейшее предприятие отрасли  — Тверской вагоностроительный завод (1895 г., основан французской фирмой "Диль и Бака-лан "). На нем работает более 10 тыс. рабочих и служащих. Завод выпускает грузовые и пассажирские вагоны. Чугунное литье и штамповки, изготовленные на заводе, по кооперации поставляются многим машиностроительным предприятиям Твери и о б- . ласти. Сопутствующими производствами (преимущественно на отходах основного производства — пиломатериалах, пластиках, искусственных кожах и др.) на предприятии является производство пиломатериалов и мебели (набор мягкой мебели, набор мебели для кухни, полки для книг, театральные кресла идр.).

2. Коммунальное и дорожно-транспортное машиностроение представлено в области двумя заводами — по производству башенных кранов (Ржев) и экскаваторов (Тверь).

Тверской экскаваторный  завод (1934 г.) выпускает ежегодно более 4 тыс. экскаваторов с гидравлическим приводом. Они отправляются на стройки во многие регионы страны. Стальное и чугунное литье, штамповки здесь производят для себя и поставляют некоторым предприятиям машиностроения области. На заводе призводятся также товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (колосниковые решетки, чугунные печки и др.).

В области расположено  несколько крупных предприятий  станкостроения: завод штампов им. 1 Мая (Тверь) с производством кузнечных  штампов для машиностроительных заводов страны; Савеловский станкостроительный завод (Кимры) производит металлорежущие станки с числовым программным управлением; заводы "Гидропресс" с производством кузнечно-прессо-вых машин (Нелидово) и "Станконормаль" в Нелидове и Белом. Производством кузнечно-прессовых машин для предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения страны занимается Бежецкий опытно-механический завод.

Сельскохозяйственным машиностроением  — с производством различной  льноуборочной техники (льноворошилки, льнотеребилки, льносноповязалки, льнокомбайны и др.) занимается завод "Бежецксельмаш".

Отдельную группу предприятий  машиностроения образуют предприятия  электротехнического машиностроения — по производству точных механизмов, контрольной и измерительной  аппаратуры (заводы электроаппаратуры  в Твери, Кашине), электроламп (Калашникове Лихославльского района) и светотехники (Лихославль), приборов и средств автоматизации (Тверской опытно-механический завод).

6. Производство различного  технологического оборудования  обеспечивает нужды отраслей  как самой области, так и  за ее пределами. Таким образом, машиностроение тесно связано с другими производствами, поставляя оборудование и детали предприятиям текстильной и химической (завод "Калининмашдеталь"), швейной промышленности (Ржев), а также промышленности строительных материалов (ремонтно-механический завод в Твери, завод "Строммашина" в Бологом), торфоразработок ("Тор ф- маш" в Нелидове), деревообрабатывающей (Кимры). В Торжке имеется завод противопожарной техники, в Ржеве — завод автотракторного электрооборудования.

Тверская фабрика технологического оборудования специализируется на производстве мебели для салонов парикмахерских, КБО.

7. Ремонтные работы осуществляют  специализированные предприятия  машиностроения. Ведется ремонт  сельскохозяйственной техники (во  всех районных центрах), оборудования  промышленных предприятий текстильной  и химической промышленности (Тверь, Вышний Волочек), дорожно-строительной техники (Тверской ремонтно-механический завод), киноаппаратуры (Тверской киномеханический завод).

Для машиностроения области  характерно развитие как внутриотраслевых, так и межотраслевых связей (рис. 14.1). Между предприятиями машиностроения существуют кооперационные связи (связи по совместному изготовлению готовой продукции), по поставкам некоторых видов оборудования и запасных частей к нему, ремонту, поставкам стального и цветного литья (эти поставки в основном осуществляют предприятия Твери), сварных металлических конструкций (Тверь) — стрел землеройных машин, рам и ковшов для экскаваторов, сварных конструкций башенных кранов, льноуборочных машин, рам вагонов и тележек. Тесные связи существуют между производственными объединениями Светотехника" (Лихославль) и вагоностроения (Тверь).

Широкие связи имеет машиностроение с предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности — по поставкам пиломатериалов для обшивки вагонов. Тверской вагонзавод получает пиломатериалы (так называемую "вагонку") со всех деревообрабатывающих предприятий области.

Рис. 14.1. Схема  взаимосвязей промышленного комплекса  области 

Этапы формирования промкомплекса: А — производства, возникшие в  дореволюционный период; Б — производства, возникшие а довоенный период; В — производства, возникшие в послевоенный период; Г — производственные связи.

Отрасли производства: 1 —  строительство; 2 — сельское хозяйство; 3 — топливная промышленность; 4 —  электроэнергетика; 5 — добыча минеральных  строительных материалов; б — производство стеновых материалов; 7 — производство керамики; 8 — производство извести; 9 — стекольная промышленность; 10 — производство облицовочных материалов; 11 — производство сборного железобетона; 12 — фарфоро-фаянсовая промышленность; 13 — "малая" металлургия; 14 — станкостроение; 15 — транспортное машиностроение; 16 — электротехническое машиностроение; 17 производство технологического оборудования; 18 — строительное, дорожное, коммунальное машиностроение; 19 — сельскохозяйственное машиностроение; 20 лесная и деревообрабатывающая промышленность; 21 — целлюлозо-бумажная промышленность; 22 — производство стеклопластиков и стекловолокна; 23 — производство искусственных кож; 24 — производство химических волокон; 25 — швейное производство; 26 — хлопчатобумажное производство; 27 — шелкоткацкое производство; 28 — производство шерстяных тканей; 29 — трикотажное производство; 30 — кожевенно-обувное производство; 31 — полиграфическая промышленность; 32 — производство полиграфических красок 33 — галантерейная промышленность; 34 — производство комбикормов; 35 — пищевая промышленность; 36 —медицинская промышленность.

Для нужд вагонзавода в 1946 году был построен специальный цех, теперь это самостоятельное предприятие (завод стеклопластиков и стекловолокна в Твери), которое изготавливает различные изделия из стеклопластиков. С комбината "Искож" вагонзавод получает кожзаменители (поливиниловые кожи) для обивки сидений пассажирских вагонов. Бологовский арматурный завод, Конаковский завод металлоконструкций и Тверской экспериментально-механический завод отправляют сварные конструкции ремонтно-строительным организациям и предприятиям, производящим железобетонные конструкции (заводы ЖБИ, домостроительные комбинаты).

Основными центрами машиностроения области являются города Тверь, Ржев, Нелидово, Торжок, Лихославль, Бежецк. Внутриобластные кооперационные связи машиностроения в основном "исходят" из Твери или направлены на нее. В целом производственные связи в машиностроении носят ограниченный характер, так как основная часть продукции этой отрасли вывозится за пределы области - в различные регионы страны и за рубеж.


Информация о работе Развитие машиностроения в Тверской области